Способна ли Украина отказаться от китайской одежды и обуви
По официальным данным Госкомстата, в 2012 году доля импортных непродовольственных товаров в структуре украинской розничной торговли составляла 58%. Что касается доли импорта в розничных продажах одежды и обуви ситуация выглядит следующим образом. Доля импортных носков и вообще разных носочных изделий составляет 65%. Доля импортных трикотажных изделий 90%, доля импортной одежды из ткани 92%. А импортная доля обуви составляет 98% из всей обуви, которую покупают украинцы. Цифры впечатляют. При этом так было не всегда. В 2005 году доля импортных непродовольственных товаров в структуре розничных продаж была 43%. Доля импортной одежды из ткани составляла около 78%, а доля импортных трикотажных изделий около 85%. Обувь и тогда в большей степени была импортная, но все же 8% приходилось на обувь украинского производства, а не 2%, как сейчас.
Рост спроса на импортную одежду и обувь можно было бы объяснить ростом доходов населения и ориентацией на более дорогую импортную одежду и обувь. В определённой степени можно было бы согласиться с этим доводом, но только условно. Причины существенного роста импорта одежды и обуви более сложные, чем просто рост доходов населения.
Такое явное засилье импортной продукции в легкой промышленности, не могло быть не замечено правительством. Слишком заметное явление для нашей экономики. И поэтому в Государственной программе развития экономики на 2013-2014 годы есть разделы и задача на уменьшение доли импортной одежды и обуви, и развитие украинской легкой промышленности. Никто не считает, что можно достичь радикальных изменений за эти два года, поэтому цель уменьшить долю импортной одежды и обуви в структуре розничных продаж на 3-5%. Но реально ли это реализовать на практике? И вообще нужна ли Украине легкая промышленность?
Перед тем, как понять, насколько возможно развивать легкую промышленность в Украине, стоило бы сказать пару слов об особенностях розничных продаж одежды и обуви. Одежда и обувь, которая реализуется для населения, разделяется на брендовую и не брендовую. В свою очередь брендовая одежда может иметь международный бренд и локальный бренд. Брендовая одежда и обувь значительно дороже не брендовой и ее производство и продажа более рентабельны, чем не брендовой. Но, тут следует учитывать тот факт, что бренд, а точнее раскрутка бренда, требует больших денег. Это только в мыльном телевизионном сериале популярными модельерами становятся случайно и легко. В действительности, для раскрутки бренда модельер, это вспомогательный персонаж, тут главное большие деньги. При этом нет никаких гарантий, что вложенные в бренд деньги могут окупиться. В Украине были случаи провалов раскрутки брендов и среди одежды, и среди обуви. Но, если уж говорить о развитии легкой промышленности, такой как в Италии или Франции, то только брендированная продукция легкой промышленности имеет право на жизнь. Только с местными брендами украинская легкая промышленность сможет покорить мировой рынок одежды и обуви. Поэтому, если украинскую легкую промышленность развивать в этом направлении, то тут нужны очень большие инвестиции от крупного бизнеса, а за это они захотят и большие льготы. А вот как раз льгот для таких бизнесменов Государственная программа правительства и не предусматривает. Поэтому, пока что развитие легкой промышленности, как того требуют основы мировой экономики, не получается. В Украине есть некоторые удачные локальные бренды одежды и обуви, но это средний бизнес. Пока олигархи этот вид бизнеса не очень любят, или точнее не очень понимают. А жаль.
Остается не брендированная одежда и обувь. Скорее всего, государственная программа правительства на 2013-2014 годы, когда заявляет о развитии легкой промышленности и импортозамещении предполагает не брендированную одежду и обувь. Но тут нужно учесть очень интересную специфику нашей легкой промышленности.
По итогам 2012 года, Украины приобрела импортной одежды на 2,5 млрд. долл. Но при этом Украина поставила на экспорт одежды почти на 0,8 млрд. долл. Довольно таки большая часть украинской одежды была экспортирована в Россию, но большая часть и в Германию, Италию, Францию. Не удивляйтесь. Тут нет путаницы. Украинская легкая промышленность давно уже шьет одежду международных брендов из давальческого сырья. Так что, покупая одежду D&G или Baldinini в Украине, можно купить одежду, сшитую в Украине, "хотя об этом не принято распространяться". Вот это и есть эффект бренда, когда одежду можно шить в любой точке мира, а производителем, или точнее собственником этой одежды считается тот, кем зарегистрирован бренд, и страна, где работают модельеры. Так что Украина действительно может шить не хуже чем Италия или Франция, но вот это как раз для не брендовой одежды и нужно.
Не сложно догадаться, что большая часть импортной одежды и обуви, это импорт из Китая. На втором месте идет Турция, а дальше Бангладеш, Вьетнам, Пакистан и т.д. Большая часть тканей, особенно синтетических, поступает в Украину из Китая. Из Китая поступает и большая часть швейной фурнитуры. Украина может похвастаться только собственным производством шерстяных и льняных тканей. Хлопчатобумажные ткани Украина тоже производит, но хлопок, это импорт, и самое главное, синтетические нити это в большей степени импорт. Но материалы для пошива одежды и производства обуви в себестоимости одежды и обуви являются важным элементом, но не самым главным.
Производство одежды и обуви имеет свою специфику, которую нужно всегда учитывать и которую сложно изменить. В структуре себестоимости одежды или обуви большую долю занимает стоимость рабочей силы. С одной стороны, предприятия легкой промышленности дают работу большому количеству работников, поэтому правительство Украины, и хочет за счет роста продукции легкой промышленности уменьшить безработицу, особенно на периферии. Похвально. Ибо провинция у нас действительно наиболее страдает от безработицы. Тут никто не спорит, что именно небольшие предприятия легкой промышленности могли бы дать работу во многих небольших городках Украины. Но, вот тут и возникает наша проблема. В Украине очень дорогая рабочая сила, если сравнивать с Китаем, Бангладеш или Турцией. Поэтому на текущий момент конкурировать с Китаем в производстве не брендовой одежды и обуви нереально, при такой высокой заработной плате, которую приходится платить швеям и обувщикам в Украине.
Вот это и есть противоречие нашей легкой промышленности. У нас действительно хорошие специалисты работают в легкой промышленности, но они хороши только когда шьют одежду или делают обувь брендовую, но для производства не брендовой одежды и обуви они очень дорогие. И это противоречие нелегко разрешить. Поэтому и увеличилось количество импортной одежды и обуви с 2005 года в нашей торговле. Часть наших предприятий легкой промышленности просто не выдержали китайской конкуренции и обанкротились, а часть начала шить одежду для чужих международных брендов.
Можно было бы установить квоты и запретить дешевую китайскую одежду и обувь, но это не поможет нашей легкой промышленности, а только будет стимулировать "теневую экономику" и "серый импорт". Решение может быть только другим. Украинские бренды должны возродить украинскую легкую промышленность и приучить украинцев покупать украинскую одежду и обувь. И только так...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.