Илья Хржановский и украинская интеллигенция
Когда в обществе случается кризис или внедряются инновации, это всегда раздражает обывателя. Новое пугает, прогрессивное провоцирует страх и угрожает стабильности. Тогда приходит интеллектуал и успокаивает обывателя, используя различные доводы об отсутствии угрозы и пользе инновации.
В Украине, как и в западном мире, интеллектуалами традиционно называют людей, чья профессия предполагает умственную деятельность – в области науки, искусства, образования и т.д. Это же касается и тех, чья деятельность сопряжена с вышеупомянутыми сферами. Например, обозревателя научно-популярного издания, галериста, менеджера кино тоже cчитают интеллектуалами, потому что они более образованы, а следовательно, имеют более крепкий иммунитет к тому, что обыватель воспринимает шокирующим, аморальным, неэтичным. Проще говоря, интеллектуала не смутить обнаженкой, словесной руганью или угрозой подрыва основ института семьи, потому что он шире смотрит на эти явления, имеет соответствующие знания, поэтому не боится поражения от увиденного.
Когда обывателя шокирует сцена в произведении художника, критик или обозреватель искусства в своей рецензии объясняют ему, почему сцена, на самом деле, уместна. А в качестве иллюстрации своих слов, например, приводят признанные во всем мире произведения искусства. Или когда обыватель поддерживает деятельность комиссии по вопросам общественной морали, ратует за запрет Симпсонов, фильма Ларса фон Триера, когда в обществе нарастают ксенофобские настроения относительно тех же ромов, евреев, русских, когда делаются попытки запретить аборты и пропаганду гомосексуальности, всегда на помощь приходят те, кто способен деконструировать эти архаичные доктрины с целью обновления общественной системы ценностей.
Но интеллектуал – не машина. С каждым витком кризиса, ситуативного шокинга, он, по-сути, поддает испытанию собственный иммунитет, проходит тест на широту своих взглядов. Таким испытанием для умственных деятелей стало и появление в Украине Ильи Хржановского, режиссера "Дау" и художественного руководителя мемориала "Бабий Яр".
Неприятие деятельности Хржановского свидетельствует о сверхзадаче для мыслящей прослойки, с которой та не сумела справиться. Ведь интеллектуал, по сути, не остается черствым к дилеммам этики и прав человека, он не превращает их в застывшие жупелы и осознает, что этика ситуативна. Интеллектуал отличает акт искусства от бытовой ситуации и понимает, что насилие в искусстве веками является возможностью катарсиса для зрителя, канализирует человеческие страсти, не давая им выливаться на улицы. В искусстве, как и в развитии человечества, технологий, науки, нет и не может быть однозначно хорошего и плохого. Диалектика присутствует всегда.
Если же ее упускают, утрачивается критическое отношение к господствующему мнению, в пересмотре стереотипов которого и существует интеллектуальное развитие человечества. Но это вовсе не означает, что интеллектуал, будто проиграв в компьютерной игре, скатывается по условной лестнице общественной иерархии, превращаясь в невежду. Для определения данного явления существует отдельный термин – интеллигенция.
Интеллигенция возникает там, где модернизационные вызовы преобладают над интеллектуальными возможностями, а группа лиц интеллектуального труда, то есть, критики, культурологи, менеджеры креативной индустрии, все они при этом настолько устоялись на своих местах и возникших традициях, что ни за что не готовы с ними расстаться. Во время кризиса у них формируется чувство собственной исключительности и появляются мессианские повадки. Тогда они начинают демонстрировать боль, включаются в борьбу за справедливость, жонглируют нравственностью и общественной моралью. То есть, совершают такие действия, которые в иной ситуации склонны критиковать.
Интеллигент морализаторствует, подобно Льву Толстому выходит косить сено, чтобы почувствовать на себе тяготы простого мужика, но по сути не вникает ни в искусство, ни в проблематику жизни угнетенных. Позиция интеллигента охранительна и псевдоэмпатична. Он уверен, что лучше знает, как построить счастливое будущее или страдала ли актриса на съемках.
Когда молодые кинокритикесса и директор центра кино, уважаемые художники и журналисты вместо привычной широты взгляда демонстрируют себя в качестве совести нации, это свидетельствует о формировании нового поколения украинской интеллигенции. И если бы не размах Хржановского, нам сегодня не посчастливилось бы лицезреть спрятанную от глаз советскую действительность в Украине.