Лайфхак: как определить негуманное
Понятие "гуманность" не предполагает однозначных ответов на повседневные вопросы. Отлупить ребенка за ложь или не прибегать к физическому наказанию? Выгнать из города ромов или закрыть глаза на их кражи? Осудить голливудского продюсера, который имел сексуальный контакт с актрисами, или проявить к нему сострадание? А съёмки младенцев в кино – это гуманно?
В широком понимании "гуманность" – это уважение к человеку и человеколюбие. Как мы знаем, люди по-разному проявляют свою любовь. Когда-то было принято бить детей, причем именно из любви, а не по дурости, а женщина не имела права голоса, и это считалось человечным. Сейчас же даже невинный личный вопрос о вероисповедании или сексуальной ориентации человека считается негуманным.
"Гуманность" или "человечность" – это своеобразная прошивка операционной системы человека, типа android или macOS в смартфоне. Только в смартфоне прошивка означает определенный комплекс программ и приложений, а прошивку человека образует совокупность знаний о себе и других. Эти знания накапливаются в процессе эволюции, поэтому содержание понятия "гуманность" постоянно меняется, не оставляя шансов для однозначной оценки того или иного поступка. Так в старой версии прошивки "Гуманность. ХIХ век" нет такого понятия, как уважение к человеку с иным цветом кожи, а в версии, релиз которой состоялся в ХХ веке, уже есть. В прошивке "Гуманность. ХXI век" расизм – аналог вируса в смартфоне, против которого выработан условный антивирус.
Антивирусы – не абстракция. Антивирус – это норма в правовой системе. Когда общество приходит к тому, что эксплуатировать цветных – это бесчеловечно, в локальных и международной правовых системах формулируется определенная норма, отражающая это общественное отношение. С тех пор, как расизм причислен международным правом к преступлениям, пространство для свободной трактовки понятия "гуманизм" в данном вопросе исчезает. Против вредоносной программы "расизм" существует вполне конкретный антивирус, значит расизм – это негуманно, и точка.
Общественный раскол во взглядах на новое понятия "харассмент" свидетельствует о том, что явление ещё не принято обществом, не закреплено в нем, хотя антивирус уже появился. Конфликты на почве гуманности существуют потому что, общество неоднородно и не одним махом перепрошивается. В большом масштабе возникает норма о том, что кража девушки с целью женитьбы – это преступление, а на локальном уровне во всей красе работает традиция. Так локальная среда формирует наше отношение ко всему на свете, а мы бываем настолько уверены в своей человечности, что даже не подозреваем, насколько наши взгляды устарели относительно современности. Но все-таки гораздо чаще это несоответствие мы видим в других.
Бывает, прямо бросается в глаза, когда человек с уверенностью отрезает собственной дочери клитор, потому что так делали его предки, и не считает это бесчеловечным. Бывает, конечно, и наоборот, когда общество дозрело до выхода из мрака и готово, например, вкусить сладость запрещенных веществ или эвтаназии, но международное право пока не в состоянии ответить на общественный запрос. Но сейчас не об этом.
Хотим мы этого или нет, международное право наилучшим образом, то есть, оптимально отображает актуальное содержание "гуманности", и снимает целый комплекс вопросов, связанных с различными "но" в отношении повседневных конфликтов.
Гуманно ли громить ромское поселение в своем городе? Негуманно. А если ромы угрожают тебе? Все равно негуманно. А как же быть тогда? Обратиться к правовой системе и ситуативно решать вопрос с пропавшим кошельком.
Гуманно ли снимать в кино младенца? Гуманно, если правовая система не находит в этом состава преступления.
А задирать одноклассника в связи с тем, что он накрасил губы и выглядит, как девочка? Негуманно. С тех пор, как в правовом поле существует понятие "буллинг".
Гуманно ли аннексировать часть территории соседней страны? С точки зрения насилия над правовым статусом ее жителей – нет. А дискриминировать после этого представителей страны-агрессора на своей территории? Тоже негуманно. Выходит, на нас напали, а мы должны смирно сидеть и не давать сдачи? Ничего не должны. Можем хоть отлавливать на улицах непатриотичных и вешать их на фонарные столбы. Только важно помнить – это негуманно.
Вопрос понимания гуманности через призму права, конечно, дискуссионный. Никто в трактовке явлений не обязан исходить из правовых норм. Существуют примеры социумов, в которых право ничего не значит, и которые при этом выжили, пусть и находятся они в конце рейтингов благосостояния и т.д. Мощная альтернатива праву – мораль. Не нравится тебе кто-то, тот же ром пугает или инородец на рынке и у власти бесит – осуди и спи спокойно. Ребенок раздражает – пни. Не нравится художник, снимающий в кино младенца – накажи его, как умеешь. Мораль – действенная альтернатива. Но каждый сам решает, в какой системе координат он находится – в правовой или моральной. Если все же в правовой, то вот, собственно, и лайфхак: чтобы определить гуманное и негуманное, достаточно ознакомиться с нормативными актами международного права. Негуманное там называется преступлением.