1 липня 2021, 13:17
Наследие фламандцев в Запорожье. Чему нас научили большевики
На фото – Запорожье, а не Голландия.
Такое наследие здесь оставили фламандцы, объединенные в религиозную группу "меннониты". В родной для них Голландии они называются Doopsgezinde – "сознательно крестящиеся". Появившиеся в ХVI веке меннониты отрицали присягу, были пацифистами, что делало их врагами в родном государстве. Екатерина II воспользовалась этим, пригласила их в Запорожье, дала им льготы, землю, и прочие возможности для реализации себя и, главное, для развития региона.
Меннониты хлынули потоком, на лошадях везли из Пруссии мебель, посуду, и селились в районе Хортицы. Так образовались колонии Шенвизе, Розенталь, Эйнлаге, и еще несколько десятков менее известных и не сохранившихся до сегодня. Первые 228 меннонитских семей дали толчок к развитию земледелия и животноводства в регионе. Завезли сюда племенной скот лучших пород, научили местное население производить и продавать масло, сыр. Сделали несколько технологических открытий в агросекторе, оставив после себя новые системы обработки земель. Но самым впечатляющим их вкладом в развитие региона стало строительство заводов, фабрик, мельниц.
Самая большая в то время в Европе мельница Германа Нибура, построенная на территории меннонитского поселения Шенвизе, была настолько мощной, что никогда не работала на полную. При этом мука отсюда экспортировалась в Египет, Судан, Индонезию. Всего у Нибуров было 11 мельниц.
Меннонитское предприятие "Лепп и Вальман" специализировалось на выпуске сельхозтехники. В литейном, токарном, кузнечном, слесарном, малярном и столярном цехах производились косилки, молотилки, сеялки, веялки, изготавливались паровые машины и котлы, черепичные прессы, деревообрабатывающие станки. На заводе "Коппа и Гелькера" осуществлялось производство чугуна высокой прочности. По производству сельхозтехники регион вышел на третье место в империи после Москвы и Варшавы. В целом, меннониты создали в Запорожье около полутора сотни металлургических, машиностроительных и сельскохозяйственных предприятий, 30 водяных мельниц, 8 кирпичных заводов, 14 мелких предприятий, завод часов и механизмов Кригера, уксусный завод.
Думали, Запорожье промышленным городом при большевиках стал?
В 1920 году советская власть национализировала большую часть промышленных объектов меннонитов и объединила их в завод "Коммунар". Позже "Коммунар" стал "АвтоЗАЗом", известным нам автомобилями Запорожец, Таврия, Lanos. Завод "Мотор Сич", кстати, тоже начинался с меннонитских фабрик. И запорожский кабельный завод. В СССР об этом не принято было говорить. Потому что, если говорить, то получается, что главный автомобилестроительный завод СССР основал "немец", и как хлеборобный край империю прославил выходец из Восточной Пруссии. Первые отечественные комбайн и трактор были созданы здесь же, в Запорожье, меннонитами. Неудобно получается.
Меннониты высоко ценили грамотность, считая её "важнейшей потребностью общества". Их дети обязательно посещали школы, которые были в каждой колонии. В остальном же молились и трудились, поэтому относительно легко интегрировались в новом для себя мире. Пока не случилась Первая мировая война, а вместе с ней депортация и насильственная конфискация земель в пользу государства. Позже – индустриализация, коллективизация, тысячи меннонитов умерли во время голодомора. Завершающим штрихом трагедии меннонитов стали Сталинские репрессии.
Такие нюансы истории моего родного города говорят о нескольких вещах.
Во-первых, материальное наследие, оставшееся от меннонитских колоний наряду с Запорожской Сечью, ДнепроГЭСом и уникальным Соцгородом может быть суперуспешным кейсом в концепции туристической привлекательности города. Но только при наличии собственно концепции и соответствующей политики властей.
Во-вторых, чужаки остаются чужаками лишь до тех пор, пока мы не впустим их в свой дом. Меннониты существенно обогатили украинскую культуру. Советская власть приложила огромные усилия к тому, чтобы вычеркнуть их вклад из нашей истории. И хорошо обучило вычеркиванию тех, кто сегодня формирует государственную политику в Украине. Подобно тому, как большевики выкорчевывали правду о меннонитских достижениях, сегодня мы выкорчевываем свое советское прошлое. Но если постоянно вычеркивать записи в тетради, будущим поколениям нечего будет о нас прочитать. А нечего будет прочитать о нас, значит и о себе узнать будет нечего.