Андрій Юраш: Украинская миссия ''Равноапостольного'' Кирилла: миссия невыполнима
Андрiй Юраш
Отцвели уж давно хризантемы в саду... или украинская миссия "Равноапостольного" Кирилла: Миссия невыполнима
Отшумели и уже стали частью церковной истории летние, горячие (в прямом и переносном смысле) события в УПЦ МП, одно из которых было давно планируемым и ожидаемым, а второе – возникло и пронеслось так же неожиданно, как непредсказуемо рождаются и уходят в небытие песчаные бури в пустыни. Понятно, что под упомянутыми быстротечными, разогретыми под обильным летним солнцем событиями мы имеем ввиду, соответственно, очередной пропагандистско-показательный визит в Украину Патриарха Кирилла и предварявший его несколькими неделями раньше Поместный собор УПЦ МП.
В принципе, два эти события – совершенно различного характера и значения. Но если посмотреть на них повнимательней и более системно, то и их хронология, и объективное содержание, и даже кажущаяся неожиданность и стремительнось в подготовке и проведении Поместного собора УПЦ МП станут совершенно объяснимы, понятны и, что не менее важно, абсолютно логическими и связанными как друг с другом, так и с развитием ситуации в церковной плоскости в целом.
Но начнём всё же с более пристального рассмотрения последнего события – шестого по счёту, декларируемого в качестве "пастырского" визита Патриарха Кирилла в Украину. Если признаться откровенно, то, в конечном итоге, мне стало жалко времени, затраченного на отслеживание деталей визита. Если бы мне не удалось прочитать ни одного сообщения о визите в прессе, не прослушать ни одной речи Патриарха, не посмотреть ни одной трансляции Богослужения с участием высокого гостя, то я бы мог с точно такой же уверенностью, как и после внимательнейшего изучения всех нюансов пребывания главы РПЦ в Украине, комментировать это событие. Определённо ничего нового в контексте осмысления современных украинских реалий патриарх Кирилл не сказал, не сделал, не предложил! В очередной раз украинская публика стала пассивной слушательницей всё новых вариантов и интерпретаций идеи "Русскаго Мира", концепции Святой Руси, сущность и содержимое которой каждый восточный славянин должен "впитывать с молоком матери".
Самым оригинальным и наиболее цитируемым в украинских медиа фрагментом из патриарших речей стала подсознательно, но весьма красноречиво произнесённая фраза о "святом равноапостольном Кирилле" по завершении молебна на Владимирской горке в Киеве у подножия памятника Святому Равноапостольному Князю Владимиру. Конечно, патриарх Кирилл сразу же исправился, но все, и апологеты Русского мира, и его оппоненты, прекрасно поняли, какую себе роль подбирает и реализует Московский Предстоятель: Равноапостольный Князь Владимир был Крестителем "Святой Руси" и её, в соответствии с патриаршей концепцией, создателем, а современный Московский патриарх видит себя "Святым Равноапостольным" собирателем и объединителем народов и государств, которые ощущают себя наследниками и продолжателями традиции Владимирового крещения.
Представляется безусловным, что в Украине уже все сделали адекватную переоценку роли и значения визитов Патриарха Кирилла. Не понимает или не хочет этого понимать только сам Патриарх и его окружение. Все ещё чудесно помнят, с каким трепетом, ужасом и помпой все ожидали и встречали, одни – с предвкушением вселенского чуда, а другие – библейского катаклизма, Патриарха Кирилла во время его первого приезда в качестве главы РПЦ три года назад. Тогда первые лица государства, начиная от самого президента, выстраивались в очередь, чтобы приложиться к руке Святейшего. Сегодня же Патриарх сам вынужден без протокольных процедур за несколько часов до начала официальной программы, преодолевая тысячи дополнительных километров, без журналистского эскорта, роты почётного караула и красных дорожек, почти инкогнито летать в Крым, чтобы посетить президентскую резиденцию и, на этот раз, самому подержаться за мощную и авторитетную президентскую руку и удостовериться, не изменились ли у высшего руководства государства планы относительно обустройства церковной жизни и желания принадлежать не к враждебному и богомерзкому Европейскому Союзу, а великому наследнику Святой Руси – богоспасаемому Русскому Миру.
продовження можна знайти тут
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.