Антикорупционная десятка Президента: что в сухом остатке?
Свершилось: сегодня в здании Гепрокуратуры Ющенко провозгласил свои "антикоррупционые тезисы". Много ли коррупционеров потеряют после этого покой, сон, а может и свободу?
По причине анонсированных секретариатом Gрезидента антикоррупционных инициатив в здание Генпрокуратуры согнали нерядових силовиков, правоохранителей и фискалов со всея Украины. То, что проблема коррупции актуальна, собравшимся доказывать не требовалось. Многие из них сами так сказать "в схемах". Собственно, на это и намекал Ющенко.
Президент брал слово дважды и как всегда был словоохотлив, настолько, что запоздал в свою штаб-квартиру на вручение наград по случаю Дня предпринимателя.
Итак, ради чего было собрано столь представительное собрание и организована трансляция заседания по общенациональному каналу?
Вот одна из президентовых инициатив: необходимость декларирования расходов чиновниками и служащими. Это здорово, конечно. Вот только выполнимо ли? Может для начала добиться хотя бы того, чтобы чиновники все как один подавали сведния о своих доходах, да чтобы доступ к этой информации был открыт любому смертному? Норма про оглашение о чиновничьих доходах и их близких была введена еще при "злочинном режиме". И как сообщал автору один из инициаторов принятия антикоррупционного законодательства в Украине нардеп Григорий Омельченко, декларацию про доходы доводилось заполнять даже Президенту Кучме. А вот при президенте Ющенко эта практика практически сошла на нет. Если я не прав, пусть кто-то укажет то место, где любой гражданин может заполучить информацию о доходах чиновника (за исключением редких случаев, когда подобная информация становится достоянием гласности благодаря героическим усилиям прессы). Узнаем, какие у чиновников доходы, вот тогда начнем интересоваться и их расходами.
Следующий тезис: отделение бизнеса от власти. Кажется, мы это уже слышали, вам не кажется? На помаранчевом майдане, в предвыборных обещаниях... И что означает озвученная президентом новелла: в случае назначения на чиновничью должность, человек, занимавшийся до этого бизнесом, публично передает управление бизнесом иному лицу. Правильно – жене, родственнику или куму. При этом, продолжая неофициально им управлять и получать доходы. Так этот принцип у нас исправно действует и сегодня.
Касательно идеи о создании единого антикоррупционного органа – так об этом разговоры идут давно. В частности, его роль предлагалось отвести так и не созданному Национальному бюро расследований. Но! Президент требует в течение месяца подготовить предложения, доложить и пр. Доложить-то можно, а вот где за это время взять кадры, откуда добыть немалое финансирование – из непринятого Госбюджета? Так ведь все попытки создать НБР проваливались именно по той причине, что парламент отказывал этой структуре в бюджетном финансировнии.
Далее – совершенствование института госслужбы и принятие новой редакции соответствующего закона. Тоже в течение месяца?... Также была оглашена идея формализации и деперсонализации чиновничьей деятельности. Это здорово, но совсем не просто. Нужна концепция, которую следует обсуждать, разрабатывать, проводить через закон. И в том же разделе, одним предложением: "судебная реформа". Ну, об этом говорится давно и безрезультатно.
Ющенко предлагает оглашать в СМИ факты совершения коррупционных деяний чиновниками. Законодательно урегулировать процедуру оглашения таких фактов. Это как: обязать законом СМИ публиковать сводки протоколов о коррупции? Кажется, у нас и сегодня хватает законов, гарантирующих гласность. Чиновник, в погонах в том числе, обязан предоставлять информацию – не только журналистам, но и по запросу любого гражданина. Но они информацию скрывают, откровенно "посылая" представителей прессы и рядовых налогоплатильщиков. То есть Ющенко предлагает еще один закон, который чиновники станут выполнять? Это здорово, побольше законов – и коррупцию непременно победим! Если бы Президент заявил, что следует создать открытый информресурс общего доступа, где будут аккумлироваться все подобные факты, тогда это было бы конструктивным предложением. Что ж, подождем месяц – возможно конкретика и появится.
Предложение о более широком доступе прессы и общественных организаций к информации о деятельности госучереждений – из того же ряда. У нас есть достаточно прогрессивные Законы "Про информацию", "О средствах массовой информации" – там все это прописано. Законов достаточно, исполнять их никто не желает.
А еще Ющенко вдруг не удержался, и почему-то вспомнил об аварийности на дорогах, малом числе дорожных знаков и пр. Дал соответствующие указания... Жаль, что про ГАИ промолчал. Если первое лицо государства так обеспокоено беспределом и уровнем смертности на дорогах, надо было бы признать свою ошибку: "махновскую" инициативу по "разгону" ГАИ, после чего с чистой совестью потребовать от нее эффективной работы. А для этого прежде всего, следует срочным порядком вносить изменения в Админкодекс, многократно ужесточать штрафы за нарушение ПДД, как это недавно сделала Россия. А ведь наши дороги и дорожные знаки ничуть не хуже российских.
Итак, что в сухом остатке? Из "теоретической" части – почти ничего. Все это было, было, было... Но все же в этом выступлении есть огромный "плюс". Президент продемонстрировал на всю страну свою политическую волю сломать хребет коррупции. Уверен: все чиновничество, вся коррупционная система сейчас затаилась и выжидает: спадет волна царского гнева и решимости, аль нет. Хватит у Ющенко духа оставаться последовательным в своей нелюбви к коррупционерам или он снова переключится на вечные ценности, раздачу прапоров и зачастит в зарубежные турне? Как говорят мудрые люди в Одессе: "Будем посмотреть".
Но, на антикоррупционном заседании Виктор Ющенко продемонстрировал еще одно изменение в своем настроении. Показалось, что Президент то ли от раздражения, то ли от бессилия исправить положение силами тех, кто сидел перед ним в зале, качнулся в сторону ручного управления процессом, откровенного давления на людей в погонах. В течение часа Ющенко минимум четыре раза давал противозаконные указания. Он настаивал на "правильном" расследовании дела по разрушению "Мазепинского вала" в "Киевской фортеци". Он потребовал, чтобы прекратили проверки харьковского госпредприятия. От призвал возбудить дело по судье Бориспольского суда. Наконец, настаивал на возобновлении уголовного дела по событиям в Генпрокуратуре, когда бойцы министра внутренних дел Цушко ворвались в здание на Резницкой. Интересно, Ющенко настроен лично отслеживать и давать указания, касательно судьбы всех коррумпированных судей, защищать от "наездов" все предприятия и лично контролировать состояние всех исторических памятников и процесс разворовывания земель? Наберусь смелости спрогнозировать, что если Ющенко помимо демонстрации политической воли навести порядок в державе, не будет стимулировать СИСТЕМНУЮ работу, которая приведет к нормальному функционированию всей госмашины и соблюдению уже существующих законов, то наша страна вновь скатится в омут ручного управления державой с улицы Банковой. Это мы уже проходили. Но тогда спрашивается: стоило ли менять Кучму на Ющенко?
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.