30 жовтня 2022, 15:13

Саввич, прости! Автор прикоснулся к современному искусству и пожалел.

На днях посетил выставку. Посвящена якобы 300-летию Сковороды, по факту – сборная солянка, имеющая к творчеству и идеям великого Григория Саввича не большее отношение нежели обогревавший залы калорифер. Художественная ценность представленных экспонатов также показалась равной стоимости калорифера (это если учитывать цену красок, холста и багетов, потраченных на создание выставленных шедевров). Но кто я таков, чтобы бессовестно принижать результаты труда безвестных криэйтеров пост-модерна: они ведь старались...



За неимением экспонатов, вызывающих интерес, внимательно изучал редких посетителей. Их можно было разделить на две категории: тех, кто на фоне новодела фотографировался, и тех кто смотрел на эти поделки стеклянными глазами с выражением на лице: "Я, конечно, не дорос еще, но стремлюсь быть ближе к исскуству..." Говорят, присутствовала еще и третья категория, которая с легкостью расшифровывала тайные знаки, скрытые в образчиках современного искусства, даже те, о которых сам автор не догадывался. Правда, я их не заметил.

Меня давно мучит вопрос: что это все такое и зачем, называющееся современным искусством? Я в широком смысле, без учета интересов галеристов и отдельных авторов, чьи работы продаются за жуткие миллионы. Ну не может же это быть единственно глобальным разводом лохов – должна же быть хоть крупица прекрасного, доброго, вечного. Общение с художниками и посещение многочисленных выставочных залов, где собраны произведения совискусства высочайшей пробы, не помогли отыскать ответ.

Вот и на этом культурном мероприятии решил поискать разгадку. Встретил знатока пост-модерна, который и сам не чужд таинству живописи (работает в стиле примитивизм, продал свыше 200 картин). Я обратился к старому знакомому с незатейливым вопросом дилетанта: "Какова суть современного искусства, какой посыл несет оно зрителю?"

Ответ был туманным. Мой консультант начал вступительную часть с того, что я "не в теме", не общаюсь с современным художниками, галеристами и искусствоведами – ну нет у меня квалификации для понимания современного искусства. "А есть ли в нем смысл как таковой?" – поинтересовался я, стоя под грандиозным однотонным холстом серого цвета с матюком по английски. Меня уверили, что смысл смотрящий должен найти\придумать самостоятельно. Этот тезис меня не убедил. Потому что я не вижу смысла идти в галерею, чтобы отыскать там английский матюк, на который было изведено ведро краски. С тем же успехом я могу отправиться к ближайшему забору, прочитать там то же самое на родном языке и задуматься над мессаджем, который нес в мир его ваятель.

И ведь что удивительно: вопреки тому, что я не искусствовед, мне почему-то нравится знакомиться с шедеврами мировой классики – как музыкальной, так и литературной, и изобразительной. И там я без труда нахожу и глубокие мысли авторов и массу эмоций, которые заставляют меня сопереживать. Почему Иоганн Бах (просьба не путать с автором безмозглой постмодерновой литературы Ричардом Бахом) вызывает восторг у тех, кто не заканчивал консерваторий и не учился на музыкального критика? В чем отличие постмодернового искусства от классики, коль скоро для понимания сути хаотичных пятнышек и полосочек следует получить специальное образование и обзавестись знакомствами в кругу создателей всего этого очень современного искусства?

К нашей познавательной беседе вскоре присоединились два молодых художника-постмодерниста. Они сочувственно кивали на мои вопросы, а потом тоном врача, ставящего смертельный диагноз констатировали: я слишком стар, мои вкусы формировались на образцах искусства минувших эпох – той заскорузлой классики, которую нам втюхивали со школьных лет.

В свое оправдание могу лишь сообщить, что считаю себя обучающейся системой, чье развитие не застыло на том уровне, который я приобрел к седьмому классу средней школы. Что-то читаю, слушаю, смотрю, непременно посещаю прославленные музеи в разных точках мира. И вот что примечательно: меня приводят в восторг искусство древнего Египта, я стою остолбеневший перед нарядами индейцев Океании, перед фресками и мозаикой Помпеи, росписями подземных городов Элора и Аджанта, художниками Ренессанса. Когда-то я открыл для себя блюз 50-х, созданный в то время, когда я не родился. А недавно меня заинтересовал кинематограф 60-50-40-х годов. Ну не близка мне была эта эстетика, и в школе мне об этом не рассказывали. А вот посещение самых разнообразных залов, где собраны бриллианты современного искусства, не трогают вообще. И тех, кто составляет мне кампанию тоже не трогают, в том числе представители молодого поколения. Им тоже старина Караваджо больше по вкусу. В галереях пост-модерна нет жизни, нет чувств, нет идей, как нет их и в современном градостроительстве, в современных абстрактных "монументах", которыми загажены площади европейских столиц... Во всем этом нет человека и всего, что ему близко.

Мои собеседники пояснили: современное искусство сметает все прошлое, ибо второго Матисса, Эль Греко и Веласкеса не получится. Их время прошло. А если они родились, то возможно сегодня малюют полосочки с точечками. ОК, они творили на почве многотысячелетней традиции. Но почему современное искусство от нее отказывается? Используйте, развивайте, не уничтожайте – и к вам потянутся люди, а не только инвесторы.

Мне кажется, сегодня ситуация принципиально иная и крайне драматичная. Бог умер окончательно. Человек теперь доподлинно знает, что все эти загробные жизни и прочие ништяки – блеф. Значит – можно все и ничего тебе за это не будет, а практической пользы от этих рафаэлей-микельанджел и их идей – никакой. С учетом сложившихся обстоятельств человечество бросилось создавать новую культуру, искать новые идеи и клепать псевдорелигию. Но пока получаются лишь неудачные эксперименты, авторы которых руками галеристов пытаются доказать свою ценностность.

А отказ от традиции и как следствие – всеобщее одичание, созревание войны всех против всех – это лишь свидетельство того, что человечеству не на что опереться. Без общепринятых ценностей нельзя создать сколько-нибудь действенное ООН, Красный крест, ВООЗ, закрепить в документах признание суверенитета государств, ценность человеческой жизни и хоть каких-то человеческих прав. Мы стремительно превращаемся в дикарей со смартфонами, которые бездумно селфятся на выставках пост-модерна. Но даже создание новых наскальных росписей нам не под силу.

Ментовський бізнес під час війни: відкат – 30%

Три тижні тому я звернув увагу на чергову дичину від Нацполу: там вирішили закупити партію пересувних вимірювачів швидкості TruCam й дублювати ними роботу існуючих автоматичних камер, встановлених на трасах, відволікаючи для цього екіпажі патрульної поліції...

Фестиваль "Букет": відчайдушна битва на культурному фронті

Відгримав, відлунав, відаплодував сьомий, а значить вже традиційний Фестиваль високого мистецтва під відкритим небом "Букет". Він незмінно відбувається на території "Софії Київської"...

Цель N1

С начала Курской операции весь мир подсчитывает: сколько новых сел и квадратных километров исконно украинских земель завоевали ЗСУ. Народ не устает веселиться от рассказов грозных кадыровцев, разминувшихся с врагом...

Чому не завжди слід іти в атаку

Чотири дні тому кинув в ФБ репліку щодо рішучого перекриття Україною поставок російської нафти до Угорщини й наслідків цього вчинку. Орбан прочитав й все зробив за моїми вказівками...

Реал політик для чайників

Раптом всі заговорили про "ріал політік". Купа тітулованих спікерів й експертів сиплять цим терміном, доводячи: саме в ньому розгадка армагедону, що коїться навколо...

Про героїзм та рогулізм

Вся країна як єдиний організм кляне рашистів, захоплюється громадянським вчинком тисяч людей, які йдуть розбирати завали "Охматдиту", везуть воду, оголошують збирання ста мільйонів гривень на відновлення лікарні...