30 жовтня 2022, 15:13

Саввич, прости! Автор прикоснулся к современному искусству и пожалел.

На днях посетил выставку. Посвящена якобы 300-летию Сковороды, по факту – сборная солянка, имеющая к творчеству и идеям великого Григория Саввича не большее отношение нежели обогревавший залы калорифер. Художественная ценность представленных экспонатов также показалась равной стоимости калорифера (это если учитывать цену красок, холста и багетов, потраченных на создание выставленных шедевров). Но кто я таков, чтобы бессовестно принижать результаты труда безвестных криэйтеров пост-модерна: они ведь старались...



За неимением экспонатов, вызывающих интерес, внимательно изучал редких посетителей. Их можно было разделить на две категории: тех, кто на фоне новодела фотографировался, и тех кто смотрел на эти поделки стеклянными глазами с выражением на лице: "Я, конечно, не дорос еще, но стремлюсь быть ближе к исскуству..." Говорят, присутствовала еще и третья категория, которая с легкостью расшифровывала тайные знаки, скрытые в образчиках современного искусства, даже те, о которых сам автор не догадывался. Правда, я их не заметил.

Меня давно мучит вопрос: что это все такое и зачем, называющееся современным искусством? Я в широком смысле, без учета интересов галеристов и отдельных авторов, чьи работы продаются за жуткие миллионы. Ну не может же это быть единственно глобальным разводом лохов – должна же быть хоть крупица прекрасного, доброго, вечного. Общение с художниками и посещение многочисленных выставочных залов, где собраны произведения совискусства высочайшей пробы, не помогли отыскать ответ.

Вот и на этом культурном мероприятии решил поискать разгадку. Встретил знатока пост-модерна, который и сам не чужд таинству живописи (работает в стиле примитивизм, продал свыше 200 картин). Я обратился к старому знакомому с незатейливым вопросом дилетанта: "Какова суть современного искусства, какой посыл несет оно зрителю?"

Ответ был туманным. Мой консультант начал вступительную часть с того, что я "не в теме", не общаюсь с современным художниками, галеристами и искусствоведами – ну нет у меня квалификации для понимания современного искусства. "А есть ли в нем смысл как таковой?" – поинтересовался я, стоя под грандиозным однотонным холстом серого цвета с матюком по английски. Меня уверили, что смысл смотрящий должен найти\придумать самостоятельно. Этот тезис меня не убедил. Потому что я не вижу смысла идти в галерею, чтобы отыскать там английский матюк, на который было изведено ведро краски. С тем же успехом я могу отправиться к ближайшему забору, прочитать там то же самое на родном языке и задуматься над мессаджем, который нес в мир его ваятель.

И ведь что удивительно: вопреки тому, что я не искусствовед, мне почему-то нравится знакомиться с шедеврами мировой классики – как музыкальной, так и литературной, и изобразительной. И там я без труда нахожу и глубокие мысли авторов и массу эмоций, которые заставляют меня сопереживать. Почему Иоганн Бах (просьба не путать с автором безмозглой постмодерновой литературы Ричардом Бахом) вызывает восторг у тех, кто не заканчивал консерваторий и не учился на музыкального критика? В чем отличие постмодернового искусства от классики, коль скоро для понимания сути хаотичных пятнышек и полосочек следует получить специальное образование и обзавестись знакомствами в кругу создателей всего этого очень современного искусства?

К нашей познавательной беседе вскоре присоединились два молодых художника-постмодерниста. Они сочувственно кивали на мои вопросы, а потом тоном врача, ставящего смертельный диагноз констатировали: я слишком стар, мои вкусы формировались на образцах искусства минувших эпох – той заскорузлой классики, которую нам втюхивали со школьных лет.

В свое оправдание могу лишь сообщить, что считаю себя обучающейся системой, чье развитие не застыло на том уровне, который я приобрел к седьмому классу средней школы. Что-то читаю, слушаю, смотрю, непременно посещаю прославленные музеи в разных точках мира. И вот что примечательно: меня приводят в восторг искусство древнего Египта, я стою остолбеневший перед нарядами индейцев Океании, перед фресками и мозаикой Помпеи, росписями подземных городов Элора и Аджанта, художниками Ренессанса. Когда-то я открыл для себя блюз 50-х, созданный в то время, когда я не родился. А недавно меня заинтересовал кинематограф 60-50-40-х годов. Ну не близка мне была эта эстетика, и в школе мне об этом не рассказывали. А вот посещение самых разнообразных залов, где собраны бриллианты современного искусства, не трогают вообще. И тех, кто составляет мне кампанию тоже не трогают, в том числе представители молодого поколения. Им тоже старина Караваджо больше по вкусу. В галереях пост-модерна нет жизни, нет чувств, нет идей, как нет их и в современном градостроительстве, в современных абстрактных "монументах", которыми загажены площади европейских столиц... Во всем этом нет человека и всего, что ему близко.

Мои собеседники пояснили: современное искусство сметает все прошлое, ибо второго Матисса, Эль Греко и Веласкеса не получится. Их время прошло. А если они родились, то возможно сегодня малюют полосочки с точечками. ОК, они творили на почве многотысячелетней традиции. Но почему современное искусство от нее отказывается? Используйте, развивайте, не уничтожайте – и к вам потянутся люди, а не только инвесторы.

Мне кажется, сегодня ситуация принципиально иная и крайне драматичная. Бог умер окончательно. Человек теперь доподлинно знает, что все эти загробные жизни и прочие ништяки – блеф. Значит – можно все и ничего тебе за это не будет, а практической пользы от этих рафаэлей-микельанджел и их идей – никакой. С учетом сложившихся обстоятельств человечество бросилось создавать новую культуру, искать новые идеи и клепать псевдорелигию. Но пока получаются лишь неудачные эксперименты, авторы которых руками галеристов пытаются доказать свою ценностность.

А отказ от традиции и как следствие – всеобщее одичание, созревание войны всех против всех – это лишь свидетельство того, что человечеству не на что опереться. Без общепринятых ценностей нельзя создать сколько-нибудь действенное ООН, Красный крест, ВООЗ, закрепить в документах признание суверенитета государств, ценность человеческой жизни и хоть каких-то человеческих прав. Мы стремительно превращаемся в дикарей со смартфонами, которые бездумно селфятся на выставках пост-модерна. Но даже создание новых наскальных росписей нам не под силу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

План победы в одном предложении

Содержание Плана победы Зеленского можно уместить в одну фразу: дайте оружия, денег и защитите. Победный фарс заштатного актеришки на трибуне Верховной Раде провалился...

Вугледар: це і є ваш план перемоги?

Боєць ЗСУ, колишній нардеп й громадський активіст Ігор Луценко описує в ФБ відхід наших бійців з Вугледару: "72-га виходила тяжко, криваво...

Жажду крови

Я очень хочу знать имена причастных к этой войне и видеть судебные приговоры. Все начальники разведки с 2007 года должны попасть под суд. Почему с 2007-го? Да потому что 10...

Заперейменувати Україну вщент!

В парламенті сталися непримеренні баталії навколо трибуни: йшлося про перейменування понад трьохсот чергових населених пунктів. Про це гомоніла вся країна...

Ментовський бізнес під час війни: відкат – 30%

Три тижні тому я звернув увагу на чергову дичину від Нацполу: там вирішили закупити партію пересувних вимірювачів швидкості TruCam й дублювати ними роботу існуючих автоматичних камер, встановлених на трасах, відволікаючи для цього екіпажі патрульної поліції...

Фестиваль "Букет": відчайдушна битва на культурному фронті

Відгримав, відлунав, відаплодував сьомий, а значить вже традиційний Фестиваль високого мистецтва під відкритим небом "Букет". Він незмінно відбувається на території "Софії Київської"...