2 січня 2015, 11:13

ПРЕОДОЛЕТЬ МИРОЗЛОБИЕ РОССИИ

Из статьи Михаила Эпштейна "От совка к бобку" (2014 год в предсказании Достоевского) на Фейсбуке разгорелась дискуссия о духовной сущности "русского мира", которая усматривается автором в нерациональном своеволии и мирозлобии. Ольга Михайлова попыталась показать основания такой ситуации в статье "Русский мир как Цивилизация воли". Я высказался о мыслительных установках сегодняшней России и о том, куда они могут ее привести в статье "Забыть Юрия Гагарина". Олег Бахтияров критически отнесся к статье Эпштейна, а также статьям Ольги и моей в своем посте на Фейсбуке "Какангелие от Эпштейна". Суть его критики в том, что ни империя, ни своеволие России злом не являются, потому что Россия возможна лишь как империя, и воля может быть свободной, лишь когда действует самостоятельно, то есть отстаивает имперскость России и ее своеволие как единственный возможный для нее способ бытия.

Проблемы мирозлобия, свободы воли и сосредоточения воли мне показались недостаточно продуманным в этой дискуссии, поэтому я решил продолжить эту дискуссию. Здесь в кратком тексте я попытаюсь показать причины мирозлобия России. Кроме того, я готовлю более обширный текст о типах воли и способах ее сосредоточения.

Ольга Михайлова в своей статье онтологизировала отношения воли и мира в различении Анатолия Чистякова: "Первая позиция – йогическая, она предполагает тотальное отрицание: мира нет, меня как воли нет. Вторая – мистическая, созерцательная по отношению к миру: мир есть, а меня, как воли, нет. Третья – магическая, волевая: мира нет, а я, как воля, есть. Четвертая – человеческая, в которой есть и мир, и воля человека".

Как легко заметить, вторая и третья позиции неравновесные. Неравновесие второй позиции предполагает потенциальность появления воли в мире, которая должна уравновесить этот мир. Однако наиболее неравновесна позиция третья – магическая. Эта позиция неизбежно порождает переживание собственной сверхзначимости, то есть сверхчеловеческого высокомерия по отношению к миру и по отношению ко всякой другой воле. Позиция немецкого или русского фашизма магическая – она исходит из сверхзначимости собственной воли, по отношению к которой остальные субъекты – недочеловеки.

Ольга Михайлова справедливо назвала "русский мир" цивилизацией воли. Однако этот "русский мир" возникает внутри избыточной, грубой и безжалостной воли. Слабость "русского мира" сегодня в том, что он разучился использовать мягкую силу – силу искусства, науки, философии, силу цивилизационных идей и мотиваций.

То, что творит сегодня Россия, онтологически основано на магической позиции – воля есть, мира нет. Произвол магической позиции исходит из того, что предполагаемый дольний земной мир является тварным, неидеальным, греховным. Такой мир – чистое зло. Маг же считает, что добро происходит из его собственной воли. Маг предпочитает интерпретировать свои действия не в этическом, а в эстетическом содержании. Собственно поэтому зло, обращенное магом на мир земной, есть зло самого мира, возвращаемое ему обратно. Поскольку злой мир противоречивый, то воля мага может и должна его победить. Так присвоенное зло миру волей мага и порождает мирозлобие.

В этом смысле мирозлобие – сложный комплекс отношений: подозрение мира во зле, присвоение ему из подозрительности злого характера, переживание зла мира как злонамеренности по отношению к себе, гнев от переживания злонамеренности к себе, воздаяние за зло мира обратного зла внутри якобы свободной от мира воли, которая якобы игнорирует мир и якобы игнорирует его зло, увязание в злой воле – эмоционально и рационально, этически и эстетически. Воля, воздающая миру за его злонамеренность, символически как бы уничтожает мир – сначала в своем воображении, затем в произносимых публично намерениях и угрозах, а затем и непосредственным действием. Так мирозлобие срастается с магической позицией, где есть лишь своеволие мага, а мир уже разрушен, мира нет.

Если человек убежден в презумпции воли, то есть предрасположен к магической позиции, то демонстрация магической по своему обаятельной и энергичной воли может сломить, очаровать или увлечь его собственную волю. Так вовнутрь мирозлобия могут попадать люди, которые заворожены этой энергетикой единого волевого порыва. То есть магический произвол ищет и вербует в свою веру не только глупую волю масс, но и эстетически заангажированных интеллектуалов и людей искусства. Мирозлобие имеет свою эстетику, и эта эстетика кажется привлекательной, когда человек не дистанцируется от злой воли.

Россияне сегодня впустили в себя зло – в виде ненависти к украинцам как фашистам, нацистам, бандеровцам, то есть нелюдям. Некоторые из них даже осознают, что впустили в себя это зло, но они считают его оправданным в качестве ответа на то, что они видят и слышат по телевидению.

Именно российское телевидение сегодня производит, стимулирует и защищает этически и эстетически магическую позицию мирозлобного своеволия. Побывавшие в Украине люди не склонны доверять российскому телевидению. Но проблема в том, что между Украиной и Россией теперь разрыв, немногие россияне могут составить собственное впечатление непосредственно, что используется российской властью и российским телевидением для создания "виртуально злобной Украины".

Мирозлобие России не является естественным. Люди любой страны в своей сути добры. Мирозлобие России – индуцированное, искусственное, созданное специально. Людьми в их мирозлобии легче управлять. Народ в его мирозлобии легче погубить.

Мирозлобие не может быть свободной волей, поскольку эта воля не свободна от зла.

Мирозлобная воля несвободна от воздаяния, от реванша. В своей сути мирозлобие есть универсальный ресентимент, то есть ресентимент, доведенный до своего всеобщего содержания – до страха перед целым миром, до панфобии.

Мирозлобие России исходит из уверенного волевого произвола, что воля России передавит слабую волю остального мира, погрязшего во грехе потребительства, лени и разврата. Причем, собственного греха потребительства, лени и разврата магическая воля России замечать не желает.

Вполне возможно воля России могла бы победить волю остального мира, дождавшись, как российская власть и надеялась, обострения мирового кризиса. Так бы и было, если бы не случилась Украинская Революция и последовавшая за ней война России с Украиной, приведшие к сосредоточению воли украинского общества, а за ней и воли всего мира против сосредоточенной воли России.

Нас пока спасает лишь то, что мир на стороне Украины, и у мира в целом добрая воля. Да, у мира есть воля, и это осмысленная воля людей, населяющих этот мир. Мир волит слабо, но он волит осмысленно и длительно.

Причина мирозлобия России не столько в множественных травмах России в XXI веке, сколько в неспособности российских интеллектуалов осознать эти травмы массового сознания внутри доброй воли. Сегодня Россия оказалась в цивилизационно-историческом тупике: травмы массового сознания не позволяют ей возобновить позитивное развитие, а отсутствие позитивного развития порождает новые травмы и актуализирует старые.

Я вижу лишь один выход для России как для цивилизации – самопожертвование части российских интеллектуалов, которые сверхусилиями смогли бы остановить мирозлобие, переключить сознание россиян на позитивное восприятие мира.

Похожее дело делаем я и мои коллеги – переключить сознание украинцев с эгоистического украинского национализма и русофобии на позитивное восприятие целого мира и обновленной России.

......

Как устроена воля вообще и как эта воля может сосредотачиваться сама по себе и по отношению к целому миру – вот какие вопросы нас будут интересовать. Об этом попытаемся в скором будущем разобраться в более обширном тексте – "Сосредоточение воли: Украина и Россия".

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Катастрофа

Наша катастрофа має внутрішні причини, війна лише каталізувала кризу до катастрофи. Зазвичай ніхто не може підготуватись до катастрофи незмінним, бо це буде лише агонія: помреш стомленим...

Незвичайний панегірик на 33-тю річницю незалежності України

Вже – 33, це вік Христа на хресті і Його причастя духу. Так і ми в 33 на хресті, бо розпинають. Може й нам – пора до духу? Але чи готові ми до духу з душами, обтяженими неволею у країні, яка і досі не стала незалежною? Оголошення незалежності країни – це лише оголошення постколоніального статусу...

Що таке поразка?

З Древньої Греції через Корнелія Тацита, потім через міністра МЗС Італії часів Муссоліні Галеаццо Чано і в класичному її вигляді у Джона Кеннеді прийшла до нас відома фраза: "У перемоги сто батьків, а поразка – сирота"...

Як ми уявляєм перемогу?

Недавно один дуже віруючий у перемогу звинуватив мене в тому, що я не вірю в перемогу. Більшість думає, що уявлення про перемогу у всіх однакові...

Момент істини

1. Ми не витримуємо ліберальний шлях в Україні. Не дивлячись на війну, ми досі не воюємо ні за свободу, ні за вольності, ні за волю. Ми воюємо за націю, за своє, за своїх...

Правила катастрофи

Якщо ти живеш просто, то будь-яка складна угода для тебе кабальна. У складному світі будь-яка локальна війна є війна глобальна. Нагромадження простих рішень у складному світі веде до краху...