Из статьи Михаила Эпштейна "От совка к бобку" (2014 год в предсказании Достоевского) на Фейсбуке разгорелась дискуссия о духовной сущности "русского мира", которая усматривается автором в нерациональном своеволии и мирозлобии. Ольга Михайлова попыталась показать основания такой ситуации в статье "Русский мир как Цивилизация воли". Я высказался о мыслительных установках сегодняшней России и о том, куда они могут ее привести в статье "Забыть Юрия Гагарина". Олег Бахтияров критически отнесся к статье Эпштейна, а также статьям Ольги и моей в своем посте на Фейсбуке "Какангелие от Эпштейна". Суть его критики в том, что ни империя, ни своеволие России злом не являются, потому что Россия возможна лишь как империя, и воля может быть свободной, лишь когда действует самостоятельно, то есть отстаивает имперскость России и ее своеволие как единственный возможный для нее способ бытия.
Проблемы мирозлобия, свободы воли и сосредоточения воли мне показались недостаточно продуманным в этой дискуссии, поэтому я решил продолжить эту дискуссию. Здесь в кратком тексте я попытаюсь показать причины мирозлобия России. Кроме того, я готовлю более обширный текст о типах воли и способах ее сосредоточения.
Ольга Михайлова в своей статье онтологизировала отношения воли и мира в различении Анатолия Чистякова: "Первая позиция – йогическая, она предполагает тотальное отрицание: мира нет, меня как воли нет. Вторая – мистическая, созерцательная по отношению к миру: мир есть, а меня, как воли, нет. Третья – магическая, волевая: мира нет, а я, как воля, есть. Четвертая – человеческая, в которой есть и мир, и воля человека".
Как легко заметить, вторая и третья позиции неравновесные. Неравновесие второй позиции предполагает потенциальность появления воли в мире, которая должна уравновесить этот мир. Однако наиболее неравновесна позиция третья – магическая. Эта позиция неизбежно порождает переживание собственной сверхзначимости, то есть сверхчеловеческого высокомерия по отношению к миру и по отношению ко всякой другой воле. Позиция немецкого или русского фашизма магическая – она исходит из сверхзначимости собственной воли, по отношению к которой остальные субъекты – недочеловеки.
Ольга Михайлова справедливо назвала "русский мир" цивилизацией воли. Однако этот "русский мир" возникает внутри избыточной, грубой и безжалостной воли. Слабость "русского мира" сегодня в том, что он разучился использовать мягкую силу – силу искусства, науки, философии, силу цивилизационных идей и мотиваций.
То, что творит сегодня Россия, онтологически основано на магической позиции – воля есть, мира нет. Произвол магической позиции исходит из того, что предполагаемый дольний земной мир является тварным, неидеальным, греховным. Такой мир – чистое зло. Маг же считает, что добро происходит из его собственной воли. Маг предпочитает интерпретировать свои действия не в этическом, а в эстетическом содержании. Собственно поэтому зло, обращенное магом на мир земной, есть зло самого мира, возвращаемое ему обратно. Поскольку злой мир противоречивый, то воля мага может и должна его победить. Так присвоенное зло миру волей мага и порождает мирозлобие.
В этом смысле мирозлобие – сложный комплекс отношений: подозрение мира во зле, присвоение ему из подозрительности злого характера, переживание зла мира как злонамеренности по отношению к себе, гнев от переживания злонамеренности к себе, воздаяние за зло мира обратного зла внутри якобы свободной от мира воли, которая якобы игнорирует мир и якобы игнорирует его зло, увязание в злой воле – эмоционально и рационально, этически и эстетически. Воля, воздающая миру за его злонамеренность, символически как бы уничтожает мир – сначала в своем воображении, затем в произносимых публично намерениях и угрозах, а затем и непосредственным действием. Так мирозлобие срастается с магической позицией, где есть лишь своеволие мага, а мир уже разрушен, мира нет.
Если человек убежден в презумпции воли, то есть предрасположен к магической позиции, то демонстрация магической по своему обаятельной и энергичной воли может сломить, очаровать или увлечь его собственную волю. Так вовнутрь мирозлобия могут попадать люди, которые заворожены этой энергетикой единого волевого порыва. То есть магический произвол ищет и вербует в свою веру не только глупую волю масс, но и эстетически заангажированных интеллектуалов и людей искусства. Мирозлобие имеет свою эстетику, и эта эстетика кажется привлекательной, когда человек не дистанцируется от злой воли.
Россияне сегодня впустили в себя зло – в виде ненависти к украинцам как фашистам, нацистам, бандеровцам, то есть нелюдям. Некоторые из них даже осознают, что впустили в себя это зло, но они считают его оправданным в качестве ответа на то, что они видят и слышат по телевидению.
Именно российское телевидение сегодня производит, стимулирует и защищает этически и эстетически магическую позицию мирозлобного своеволия. Побывавшие в Украине люди не склонны доверять российскому телевидению. Но проблема в том, что между Украиной и Россией теперь разрыв, немногие россияне могут составить собственное впечатление непосредственно, что используется российской властью и российским телевидением для создания "виртуально злобной Украины".
Мирозлобие России не является естественным. Люди любой страны в своей сути добры. Мирозлобие России – индуцированное, искусственное, созданное специально. Людьми в их мирозлобии легче управлять. Народ в его мирозлобии легче погубить.
Мирозлобие не может быть свободной волей, поскольку эта воля не свободна от зла.
Мирозлобная воля несвободна от воздаяния, от реванша. В своей сути мирозлобие есть универсальный ресентимент, то есть ресентимент, доведенный до своего всеобщего содержания – до страха перед целым миром, до панфобии.
Мирозлобие России исходит из уверенного волевого произвола, что воля России передавит слабую волю остального мира, погрязшего во грехе потребительства, лени и разврата. Причем, собственного греха потребительства, лени и разврата магическая воля России замечать не желает.
Вполне возможно воля России могла бы победить волю остального мира, дождавшись, как российская власть и надеялась, обострения мирового кризиса. Так бы и было, если бы не случилась Украинская Революция и последовавшая за ней война России с Украиной, приведшие к сосредоточению воли украинского общества, а за ней и воли всего мира против сосредоточенной воли России.
Нас пока спасает лишь то, что мир на стороне Украины, и у мира в целом добрая воля. Да, у мира есть воля, и это осмысленная воля людей, населяющих этот мир. Мир волит слабо, но он волит осмысленно и длительно.
Причина мирозлобия России не столько в множественных травмах России в XXI веке, сколько в неспособности российских интеллектуалов осознать эти травмы массового сознания внутри доброй воли. Сегодня Россия оказалась в цивилизационно-историческом тупике: травмы массового сознания не позволяют ей возобновить позитивное развитие, а отсутствие позитивного развития порождает новые травмы и актуализирует старые.
Я вижу лишь один выход для России как для цивилизации – самопожертвование части российских интеллектуалов, которые сверхусилиями смогли бы остановить мирозлобие, переключить сознание россиян на позитивное восприятие мира.
Похожее дело делаем я и мои коллеги – переключить сознание украинцев с эгоистического украинского национализма и русофобии на позитивное восприятие целого мира и обновленной России.
......
Как устроена воля вообще и как эта воля может сосредотачиваться сама по себе и по отношению к целому миру – вот какие вопросы нас будут интересовать. Об этом попытаемся в скором будущем разобраться в более обширном тексте – "Сосредоточение воли: Украина и Россия".