После назначения 6-ки президента – Совет НБУ на вряд ли превратиться в профессиональный орган определения денежно-кредитной политики в стране. Это стало очевидно после того, как 1 апреля Рада назначила своих представителей в Совет центробанка – Александра Биланенко, Станислава Буковинского, Ольгу Кандыбку, Трофима Ковальчука, Виталия Ломаковича, Игоря Лютого.
"Я рад приветствовать Совет Национального банка Украины в таком профессиональном составе. Наконец станет возможным разработка Основных принципов денежно-кредитной политики на 2014 год ", – с пафосом заявил глава Национального банка Степан Кубив после голосования. Однако как раз в профессионализме его советчиков есть все основания усомнится.
Хоть что-то понимают в работе Нацбанка только три человека из назначенной Радой 7-ки. Это Ольга Кандыбка, которая в свое время была руководителем финансового департамента Нацбанка, Игорь Лютый – проректор по научно-педагогической работе (финансово-экономические вопросы) Университета Шевченко, Станислав Буковинский – работавий до назначения в члены совета в нем же секретарем.
Ко всем остальным есть вопросы.
Наиболее одиозной фигурой среди представителей Рады является Александр Биланенко, который считается ставленником парламентской группы "Экономическое развитие" Кинаха-Хомутынника. Господин Биланенко в свое время работал топ-менеджером в Брокбизнесбанке, созданном Василием Буряком (отцом экс-главы ГНАУ Сергея Буряка и нардепа Александра Буряка), ныне – зампредом Ощадбанка, был пристанищем Владимира Стельмаха на время опалы в 2004-2005 гг. Когда Стельмах вернулся в Нацбанк – с ним туда же перешел и Александр Биланенко – курировать валютный контроль и валютное лицензирование.
В "кухонных разговорах" банкиров периода валютного кризиса 2008-2009 годов его имя постоянно всплывало рядом с первым зампредом НБУ Анатолием Шаповаловым и Михаилом Гойхманом (до недавного прошлого член набсовета "семейного" Фидобанка), с которым предлагалось обсуждать вопросы покупки валюты и предоставления рефинансирования.
Виталий Ломакович – представитель фракции партии УДАР в парламенте, в свое время поработал председателем правления дочки "Банка Москвы" в Украине "БМ Банка" и, по словам одного из представителей "Смарт-Холдинга" (получил разрешение на покупку БМ-а в январе 2014-го) был вынужден уйти из банка в связи с огромными невозвратными долгами, "которые формировались не без его участия".
В "Смарте" утверждают, что в парламенте финансист пытался скрыться от возможных юридических проблем. В свою очередь банкиры утверждают, что Ломаковича в состав совета НБУ рекомендовал мер Львова Андрей Садовой, у которого с Ломаковичем якобы есть доля в львовском отеле "Опера".
Кроме того, Ломакович вместе с Кубивым работал в Кредобанке.
Трофим Ковальчук до назначения в совет Нацбанка был главой набсовета банка "Аркада", почти 70% акций которого до сих пор находятся в формальной собственности экс-президента ХК "Киевгорстрой" Владимира Поляченко, который ушел из жизни в апреле 2012 года. По словам участников рынка после смерти Поляченко контроль над "Киевгорстроем" окончательно перешел к людям и компаниям из окружения главы Администрации президента Сергея Левочкина, который, поговаривают, и продвинул господина Трофименко на пост члена совета НБУ.
У оставшегося неизменным членом совета Юрия Полунеева в биографии также много интересных моментов. Кроме того, что господин Полунеев был соавтором экономической программы Кабмина Юлии Тимошенко "Украинский прорыв", его также называли негласным куратором пробемного банка "Киев" – якобы с Полунеевом могли утрясать вопросы заемщики и кредиторы банка. Ставленником Полунеева считался Андрей Грицив, при котором "ушло" с баланса банка очень привлекательное для инвесторов в недвижимость помещение отделения на ул. Сагайдачного.
И это только немногие факты из биографий новоназначенных членов совета НБУ, которым – как надеется председатель Нацбанка Степан Кубив, – нужно будет разрабатывать стратегию денежно-кредитной политики. Будем надеяться – государства, а не собственных карманов.
UPDATE Только что говорил с Садовым, – он утверждает, что никакой доли в гостинице "Опера" у него нет и Ломаковича он никуда не рекомендовал