В этот день в Иране состоялся физический запуск Бушерской атомной электростанции, построенной Россией. В 1998 г. под давлением США и после приснопамятного визита в Киев тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, Леонид Кучма отказался от участия Украины в субподряде на строительство для Бушерской АЭС реактора и турбогенератора.
В результате этого "мудрого государственнического шага" экономические потери Украины и таких наших заводов, как харьковские "Турбоатом" и "Монолита", Запорожский трансформаторный, Николаевский трубный, сумской "Насосэнергомаш", металлургические комбинаты, которые должны были поставлять крупные поковки и отливки, отдельные детали и компоненты, составили, по разным оценкам, от 350 до 600 миллионов долларов. Не говоря уже о том, что несостоявшийся Бушерский контракт был, особенно в те годы, одной из немногих возможностей участия Украины в долгосрочном наукоемком, высокотехнологическом проекте, а не выступать в ставшей уже привычной роли полу-сырьевого придатка развитых стран.
В результате украинские специалисты-атомщики таки работали на строительстве Бушерской АЭС, но по индивидуальным контрактам, а всю прибыль и другие дивиденды в результате получила Россия, устоявшая против аналогичного американского давления.
Кстати, обещанную США компенсацию за отказ от бушерского проекта Украина, как и следовало ожидать, ждет по сегодняшний день.
Впрочем, примеров подобных решений, сдающих стратегические интересы страны, можно привести массу: от сдачи ядерного оружия (причем практически задаром) Кравчуком в начале 90-х гг. до сдачи при Ющенко Румынии шельфа возле о.Змеиного, а также общей для всех украинских правителей, без исключения, готовности выполнить любой каприз МВФ ради кредитов.
Громкие празднования и напыщенные фразы на День независимости – это, конечно, хорошо, но они имеют смысл только при наличии, собственно, предмета празднования: реальной, а не декларативной независимости, – как от Московского, так и от Вашингтонского, Брюссельского и прочих "обкомов".