Зовнішня політика: не применшуємо здобутків, розуміємо виклики
Вчора у мене був день зовнішньополітичних коментарів:
1) Серед беззаперечних здобутків: санкції продовжено (при цьому Київ не здійснив жодної поступки з політичних аспектів мінського процесу), дві резолюції ПАРЄ, де прямим текстом йдеться про "російські війська" і "агресію Росії"), резолюція ГА ООН по правам людини у Криму.
Серед незавершеного, але дипломатично розблокованого: тристороннє рішення ЄС, Україна, Нідерландів щодо асоціації з ЄС, де Київ знову ж таки нічим не поступився; після рішення ЄС по відповідному механізму розблоковано шлях до безвізу
Політичні аспекти врегулювання на Донбасі не можуть йти попереду безпекових: "мы можем вспомнить, что Израиль пошел на колоссальные уступки именно в секторе Газа, потому что он ликвидировал свои военные поселения. И это делалось силой, потому что еврейские поселенцы не хотели выезжать... что они получили? они получили у власти ХАМАС. Получается, что можно идти на уступки, но эти уступки приводят к соответствующей реакции с другой стороны. И это уже урок для нас ", – сказал эксперт.
2) Непевності, пов'язані з політикою адміністрації Трампа. Але вже зараз, як і передбачали експерти, ми бачимо суттєву модифікацію позиції Трампа і зокрема жорсткі висловлювання щодо Росії майбутніх "силовиків".
3) Щодо розміщення американського контингенту у Польщі, мені доводилося пояснювати у тому числі і кореспондентці Radio France International, що це робиться в межах спільного натівського рішення, а не лише рішення Обами (вона, до речі, не знала про Будапештський меморандум і попросила пояснити для слухачів, а що таке "гібридна війна").
Отдельная игра Путина. Почему Россия будет бряцать оружием у границ Польши и стран Балтии
"Прежде всего, размещение военных сил в Польше – это действия в полном соответствии с решениями НАТО, которые принимались коллективно всеми странами-членами. Сейчас размещаются не только американские контингенты в Польше, но и контингенты Великобритании, Канады, Германии в странах Балтии. Так что это не является какими-то односторонними действиями американцев", – напомнил политический эксперт.
"Также важно отметить, что все это – ответ на то, что Россия сделала в Украине. Действия России в Украине поставили под вопрос, будут ли работать натовские гарантии, например, для стран Балтии. Поэтому Альянс и прибегнул к такому ответу, как размещение в Восточной Европе передовых контингентов", – подчеркнул политолог.
"Военная составляющая тут не главная, поскольку совершенно очевидно, что размещение 80 американских танков в Польше либо размещение по одному натовскому батальону в каждой из стран Балтии не меняет военное соотношение сил", – говорит научный директор "Деминициатив".
По его словам, все это – важные политические шаги, ведь российский контингент на границах со странами Балтии или Польшей все равно будет более многочисленным: "Но поскольку там теперь размещены американские силы, то в случае гипотетической атаки россиян (если, например, они захотят захватить часть Эстонии и провозгласить там "Нарвскую народную республику" или что-то вроде того), они будут вынуждены противостоять контингентам НАТО. Тогда Альянс автоматически подключится к их защите. Безусловно, это усиливает гарантии, которые НАТО дает своим членам".
"Так что в военном плане это не является большим изменением баланса сил, но это усиливает гарантии, поскольку за этими батальонами или 80-ю танками теперь стоит вся мощь НАТО, в том числе ядерная – США, Англии и Франции", – уверен Гарань.
По его мнению, российскую реакцию несложно предсказать: "Россия будет говорить, что ее окружают, что это агрессивные мероприятия, что это агрессивный НАТО создает для РФ угрозы. Это все то, что я слышал в то время, когда учился в Советском Союзе".
"Но ведь именно Россия фактически начала провоцировать НАТО, когда разместила комплексы "Искандер" в Калининградской области, что является прямой угрозой для Польши. Теперь в ответ на действия НАТО Россия, я думаю, будет бряцать оружием. Но в военном противостоянии она все равно проигрывает – в экономическом плане у нее нет ресурсов для долгого противостояния. Но бряцать оружием она будет", – уверен политолог.
"Эскалация, которая может быть в Украине на границе с Россией, будет связана не с действиями Запада в Прибалтике и Польше. Скорее, это будет отдельная игра Путина, которая может быть связана как с попытками дестабилизировать ситуацию в Украине, так и с попытками оказывать давление на новую администрацию Трампа (то есть это нельзя будет расценивать как ответ на то, что сейчас НАТО делает в Восточной Европе). Если Россия захочет оказать давление на новую администрацию Трампа, в Украине может начаться эскалация конфликта. Хотя думаю, что это будет контрпродуктивно, ведь мы уже видим, какие заявления делает и потенциальный министр обороны США, и потенциальный глава службы безопасности, и новый глава разведки США – они все говорят про угрозу России. Если Путин пойдет на эскалацию в Украине, а, тем более, бряцание оружием в Прибалтике или в Калининградской области, то это только усилит реакцию Вашингтона. Еще один вариант, почему Россия может начать эскалацию на Донбассе, – если Путин захочет дестабилизировать ситуацию в Украине и оказать давление на Украину в рамках "минского процесса". Такое может быть", – подытожил Алексей Гарань.