ГОГОЛЬ З НАМИ (3). Яркие впечатления (6). Путешествия по гоголевским местам: как я общался с Гоголем и Ющенко
У меня в раннем детстве было три ярких впечатления, связанных с Гоголем.
Недавно нарисовалась возможность проехаться по гоголевским местам на Полтавщине – я с радостью согласился.
I.
Когда я только начинал ходить в школу и уже побывал в Ясной Поляне – в имении Льва Толстого – довелось побывать в Диканьке, в церкви в честь Николая Чудотворца, где мать Гоголя Мария Ивановна Косяровская молилась о даровании ей дитяти (первые двое родов были, как известно, неуспешны).
Ее молитвы были услышаны: мальчик родился относительно здоровеньким и наречен был Николаем – для малороссийского дворянства того времени подобный бренднейминг не был типичным. Эту церковь, вполне интересную и редкую, Кочубеи построили в масонском классицистическом стиле.
Не очень далеко от той церкви жила одна наша дальняя родственница (теперь ее уж нет среди живущих). Впервые я попал туда в очень раннем возрасте. Тогда церковь, разумеется, не действовала. Благодаря Гоголю при советской власти ее не убили и не превратили в туалет. Мне и моим, кажется, четвероюродным братьям и сестрам довелось попасть в подвал той церкви – в родовую усыпальницу Кочубеев. За некоторое время до нашего посещения какие-то подонки залезли ночью в усыпальницу и разбили одну из гробниц (это был цельный итальянский мрамор!). Но ничего ценного уродища там не нашли – увы, все захоронения были разграблены еще в первые годы советской власти.
Теперь вот церковь работает, батюшка там продвинутый такой...
Но при советской власти был полностью уничтожен палац Кочубеев – судя по описаниям, это был один из самых мощных и роскошных дворцов на всём юге Российской империи.
Одна известная легенда о Кочубеях до сих пор заставляет меня серьезно задумываться. Якобы в кочубеевском дворце было ровно 100 комнат. И в одну из них был запрещен вход всем – знакомым, друзьям, слугам. Во время гражданской войны, когда Кочубеи эмигрировали из Украины, экспроприаторы ломонулись в тайную комнату дворца. И что же там увидели? Завешенную коврами... домашнюю мечеть. То есть, якобы, Кочубеи – потомки ногайской орды Кучук-беи, подобно испанским морискам, столетиями сохраняли ислам, формально будучи православными – козацкой старшиной и высшими сановниками и князьями Российской империи.
Увы – вся та кочубеевская роскошь, вместе с картинами гениальной Марии Башкирцевой и многими иными артефактами "дворянской культуры", – всё это сгорело в огне гражданской войны. Кажется, в повести Олеся Гончара "Далекі вогнища" (если не путаю) описан поджог кочубеевского палаца...
Вокруг него была выстроена целая ирригационная система прудов – кое-что сохранилось до сих пор.
II.
Чуть позже, когда мне было 10 лет, так сложилось, что мы с мамой оказались в Великих Сорочинцах – именно там Гоголь родился, в доме доктора Трохимовского.
Я до сих пор помню ту поездку: экскурсовод, привезший нас туда, – женщина явно не диссидентских взглядов и без интеллигентской фиги в кармане. По дороге из Миргорода и обратно она рассказывала – мол, знаете, дорогие товарищи, вот если бы Гоголь вдруг ожил, он бы нас спросил: "А что это там такое эдакое – вон справа?" – И мы бы ему сказали: "А это, Николай Васильевич, новый замечательный коровник колхоза имени столько-то-летия Великого Октября!" – "А слева что?" – "А это новый суперэлеватор, МТС и колхозные поля, распаханные плоскорезами – по бесплужной системе!" – "А что там вдали?" – "А это, Николай Васильевич, миргородский курорт, где простые советские люди могут восстанавливать свое здоровье и пить целебную воду из описанной Вами миргородской лужи".
Эта смешная разводка тети-экскурсовода так сильно повлияла на мое детское сознание, что до сих пор я иногда веду диалоги с Гоголем. Но, разумеется, о вопросах вполне экзистенциальных, а не о коровниках и не о миргородских курортах.
Увы, на сей раз до Великих Сорочинцев мы так и не доехали – говорят, там что-то очень радикальное перестраивается к юбилею (аутентичный дом Трохимовского сгорел во время войны – посетителям известен лишь послевоенный дом-музей-муляж).
У меня есть собственный счет: каждый раз, бывая в Великих Сорочинцах, пытаюсь попасть в Спасо-Преображенский собор – усыпальницу гетманского рода Апостолов, шедевр украинского архитектурного барокко. Внутри там уникальный иконостас с иконами св. Юлиании и других в стиле рококо. Пока не повезло.
III.
Когда мне было 15 лет, мы с мамой и сестрой поехали в Гоголево Шишацкого района, где в 1984 году были воссозданы дом-музей и усадьба Гоголя.
Разумеется, это тупой советский застойный идиотизм – назвать Васильевку Гоголевым. Говорят, якобы в свое время (в 1952 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти) сам Сталин запретил переименовывать Васильевку в Гоголево: всё-таки Гоголь стремился всю жизнь именно в Васильевку, письма писал в Васильевку, а не в Гоголево (кстати, одно Гоголево уже есть – железнодорожная станция за Миргородом – если ехать из Киева в сторону Полтавы и Харькова).
Я мечтаю, что когда-нибудь найдутся деньги на обратное переименование. (Но главное, разумеется, – это не деньги, а люди во власти – со вкусом и ощущением стиля.)
Сейчас в доме-музее к 200-летнему юбилею срочно проводится капитальный ремонт и частичная ре-экспозиция. Бюджетные деньги нашлись и были выделены поздно, поэтому приходится торопиться. (Как оказалось, некоторые из рабочих, задействованных на строительстве, вообще не знают, кто такой Гоголь!)
Увы – люстры и канделябры в главных комнатах господского дома после ремонта будут теперь какими-то уж совсем аляповатыми и исторически недостоверными.
А вот в литературной экспозиции – как на Западном фронте – без радикальных перемен (только сопроводительный текст переписан по-украински). Когда-то у меня была мечта переделать литературную экспозицию в этом музее. Ну в самом деле, в начале XXI века просто стыдно читать, что "Выбранные места из переписки с друзьями" – это "трагедия великого художника" и прочий "белинский" бред. Но это уж очень сложная техническая, художественная, концептуальная, финансовая задача. Хотя стенд с "Выбранными местами" немного подкорректировали.
Уж не знаю, на каком языке (языках) надо бы прописать сопроводительный текст, но точно – было бы неплохо зафиксировать также Гоголя в контексте украинского литературного процесса, Гоголя как великого духовного православного писателя, Гоголя-мистика, Гоголя – социального мыслителя, Гоголя – духовидца и пророка новой христианской культуры и социальности. Сугубо хронологическая концепция "Гоголь в Полтаве", "Гоголь в Нежине", "Гоголь в Петербурге", "Гоголь в Риме", "Гоголь в Москве" реально устарела.
В первый приезд в усадьбу, помню, пока мама и сестра ходили по гоголевскому парку, я "оторвался от группы" (в смысле, сбежал) и пошел туда далеко, где на горе стоял настоящий витряк (ветряная мельница). Дверь была открыта, внутри – никого. Я облазил оба этажа – меня поразил и даже восхитил величественный строй деревянных конструкций. Как оказалось, витряк был частью музейной композиции, но при этом совершенно рабочий – с настоящими жерновами, шестернями и передаточными механизмами.
Увы – через несколько лет какие-то местные хулиганы то ли от делать нечего, то ли по банальному рас***дяйству спалили этот витряк. Наверное, курили внутри.
(Витряк стоял где-то вдали – в конце этой дороги)
Тот, который есть сейчас, – жалкий муляж. Во-первых, стоит он недалеко от господского дома (это нонсенс!), во-вторых, как сказали сотрудники музея, внутри там пустота. А у прежнего всё было по-настоящему!
Если когда-нибудь будущий президент Украины будет мне чем-то обязан, я непременно раскручу его на то, чтобы восстановили в гоголевском имении витряк – настоящий, действующий, со всеми механизмами. (В общем-то, это всего лишь тысяч 15 "зеленых" – не больше.)
В свое время мне довелось быть знакомым с Виктором Николаевичем Батуриным – он был известен как художник-график и оформитель музейных экспозиций. В конце жизни он был главным художником г. Полтавы и автором памятника погибшим козакам на Панянском бульваре (того самого – со "всевидящим оком" сверху).
Именно он же был главным художником на восстановлении гоголевской усадьбы.
Однажды, когда я уже учился в университете, то есть во вполне концептуальном возрасте, довелось побывать в Гоголево (Васильевке) вместе с Батуриным и целым автобусом специально приехавших киевских музейщиков – людей профессиональных, способных разглядеть любую музейную фальшивку. Они все высоко отозвались о музейной композиции, хотя, увы, мемориальных гоголевских вещей сохранилось крайне мало.
Батурин вспоминал: при воссоздании музея он поехал в Москву и посмотрел в рукописном отделе Ленинской библиотеке известную гоголевскую "Книгу всякой всячины". Гоголь зарисовал там типа как готические (стрельчатые) окна для своего усадебного дома. Только сейчас, когда при капитальном ремонте подрядчики по бедности почему-то решили вставить зеленые стекла вместо голубых, дошло: Гоголь сделал себе в своем собственном доме жовто-блакытни готические окна! Именно жовто-блакытни! И именно они были восстановлены в 1984 году. Не думаю, что в этом был какой-то умысел, но занятно. И только сейчас, когда жовто-блакытнэ тыкают везде по поводу и без, в гоголевском доме устанавливают новые желто-зеленые окна, которые, во-первых, неэстетичны (зеленый цвет уже несет в себе желтый, поэтому с желтым сочетается плохо) и, во-вторых, исторически недостоверны.
Кто-то из сотрудников музея во время нашего посещения грустно заметил – мол, це Батурін міг вибудувати композицію, а тепер не може ніхто.
Слева от могилы родителей Гоголя, в парке, когда-то стояла их родовая церковь. Сейчас мечта всех гоголефилов – как бы восстановить родовую церковь. Кажется, даже бюджетные деньги какие-то есть, но нечем заплатить за проект.
Сейчас всем этим многотрудным, но бедным и бесприбыльным гоголевским хозяйством "разруливает" Лидия Дмитриевна Енко – дама симпатичная во всех отношениях. Если кому-то из путешествующих на родину Гоголя доведется общаться именно с ней – считай, повезло. Именно она – одна из инициаторов идеи проведения в Гоголево (Васильевке) фольклорных праздников на Ивана Купала.
Кстати, этот недавний день поездки по гоголевским местам стал провиденциальным в моей жизни.
Вот так...
IV.
ШАНОВНИЙ МИКОЛА ГРИГОРОВИЧ ЖУЛИНСЬКИЙ!!!
Будьте ласкаві, перекажіть Вашому Найкращому Другу, що було б дуже добре, якби він підписав до 1 квітня ц.р. Указ про надання Гоголівському музею-заповіднику статусу НАЦІОНАЛЬНОГО – з відповідними фінансовими та організаційними наслідками. Повірте, Гоголь – ну не та особистість, на якій можна економити. (Точніше, не Ви повірте – Ви і так це найкраще знаєте; хай Ваш Друг повірить!) Та й отака економія на копійках потім не дає можливості заробити великі гроші. (Зараз музей-заповідник Гоголя в Гоголевому (Василівці) є об'єктом обласного підпорядкування – з відповідними грошима-слізьми на їхнє утримання.)
Ну а якби він (Ваш Найкращий Друг) став ініціатором перейменування Гоголіва назад на Василівку – це взагалі було б дуже круто для нього (і для всіх нас).
Але то вже, мабуть, справа для наступного президента України.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.