Андрій Окара

В защиту Януковича: О ненаписанной украинской драме Чехова (150 лет донецкому писателю)

29 січня 2010, 21:42

Сегодня все потешаются над очередным ляпом Виктора Януковича – мол, Чехов – это великий украинский поэт.

Да, можно не знать, кто такие Гулаки-Артемовские: один – любимый певец Глинки (под его голос писалась бас-баритоновая партия Руслана в опере "Руслан и Людмила"), а также композитор – автор "Запорожца за Дунаем", другой – поэт, автор пародии "Пан та собака". Можно думать, что это производители "Артёмовского" шампанского. Можно быть не совсем в курсе по поводу Анны Ахметовой / Ахматовой. Я сам хоть был и в Балаклее, и в Балаклаве, но, пожалуй, тоже мог бы оговориться.

Но вот чтобы не знать, кто такой Чехов, это надо постараться.

Сегодня, в день его 150-летия, случилось удивительное. Вдруг показали по российским телеканалам Дмитрия Медведева в Таганроге. А Таганрог – это не только город Чехова, а также Фаины Раневской, Михаила Танича и певца Ромы "Зверя", но и город Александра I, в котором он якобы умер, превратившись в таинственного Федора Кузьмича.



И рядом с ним в кадре сидел... Богдан Ступка! То есть несостоявшийся президент Украины – рядом с недосостоявшимся президентом России на мероприятии, посвященном самому великому, после Шекспира, драматургу человечества. Слишком много символики в один день. Но Чехову точно бы понравилось!

Так вот, сегодня Янукович высказался в том духе, что, мол, Чехов – великий украинский поэт. Но не стоит его пинать и насмехаться, потому что он в некотором смысле оказался прав!

Да, Чехов именно поэт, хоть и писавший рассказы и драмы. Но на выходе из его "прозы жизни" возникает несколько поэтических метауровней!

Ну а инновации Чехова-драматурга в контексте мировой драматургии и мирового театра вообще уникальны. Это, во-первых, драма без конфликта (его герои не сталкиваются, а сознательно уходят от конфликта) и, во-вторых, драма с подтекстом.

Интереснее по поводу украинских сюжетов Чехова.

В свое время я был немного знаком с известным чеховедом Эммой Артемьевной Полоцкой – увы, она уже года два с чем-то, как скончалась.

Я не знаю, кто она была по происхождению и воспитанию, но точно не украинка, поэтому никаких специфических украинских сантиментов у нее не было. И она мне рассказала о своих удивительных выводах по поводу Чехова и Заньковецкой, которые, кажется, мало кому известны.

Впервые Чехов увидел гениальную актрису Заньковецкую на сцене в 1887 году – она его так поразила, что в письме к брату Александру он отметил: "Заньковецкая – страшная сила". Но познакомились они лишь в 1892 году в Санкт-Петербурге, на гастролях очередного украинского театра, в котором играла Мария Константиновна. "Можете себе представить, я познакомился с "хохлацкой королевой" Заньковецкой, которую Украина нэ забудэ. Она очень симпатична", – заметил в одном письме Чехов.

Они подружились. По его просьбе она искала ему имение в Украине – Чехову хотелось именно туда, подальше от Москвы и центральной России. Но не нашла. В результате, Чеховы купили имение в Мелихово, на границе Московской и Тульской губерний. (Возможно, если бы недорогое имение для Чехова в Украине было найдено, истории украинской и русской литератур изменили бы свои траектории.)

Известно также, что образ Нины Заречной в "Чайке" навеян именно образом Заньковецкой (некоторые российские исследователи считают, что, помимо Лики Мизиновой, образом Комиссаржевской). А один писатель сделал предположение, что даже само название "Чайка" – взято из песни "Ой, горе-горе чайці небозі, що вивела чаєнята при битій дорозі", которую так любила петь великая актриса.

Но Заньковецкая, кажется, не поняла чувств Чехова – в своих воспоминаниях она писала так: "Чехов очень хорошо ко мне относился, дорожил моим обществом, но не кавалерствовал и не влюблялся. Я потом часто виделась с ним в Москве. Он любил беседовать со мною, навещал меня, когда я тосковала. Говорил, что у меня "красивая душа" и много милого, задушевного, чеховского".

И еще Заньковецкая отмечала, что Чехов "обещал написать пьесу, в которой для меня будет одна роль исключительно на украинском языке". Сестра писателя Мария потом вспоминала: "М.К. Заньковецкая очень интересовала покойного брата и своим талантом заставляла его любить украинский театр".

Так вот, Эмма Артемьевна Полоцкая считала, что, во-первых, Чехов таки влюбился в Заньковецкую.

Во-вторых, он таки собирался написать украинскую драму, но не с одной ролью на украинском языке, а всю полностью – специально для нее. А ведь Чехов, как известно, был украинского (слободско-казачьего) происхождения, родился в Таганроге (там до сих пор полно украинцев, по каковой причине город изначально попал в состав Советской Украины). В детстве братья Чеховы даже разыгрывали украиноязычные интермедии в домашнем театре.

Ну и, в-третьих, полагала Эмма Артемьевна, замысел Чехова таки был реализован, но странным образом – в удивительном рассказе "Человек в футляре" (1898). Добавлю от себя, именно в этом небольшом рассказе о провинциальной жизни в российском захолустье в завуалированной форме изложена сравнительная типология украинской и великорусской ментальностей и политических культур! Это когда веселые и жизнерадостные учителя-"хохлы" Коваленки своим появлением сотрясают среднероссийскую глухомань, а их коллега – скучный и тусклый учитель латыни – "человек в футляре" Беликов (сейчас такой точно был бы сторонником идеи порядка, социальной стабильности, охранительного консерватизма и членом партии "Единая Россия"), – просто гибнет от огня "громовержцев".

Кстати, жаль, что любитель Чехова Янукович не знал, что родной город писателя Таганрог до 1925 года входил в состав нынешней Донецкой области УССР. По крайней мере, он имел бы все основания сказать: "Сегодня исполнятся 150 лет со дня рождения донецкого писателя Чехова – самого великого и самого известного в мире нашего земляка".

И никто ничего не смог бы ему возразить...

ТСН

Коментарі — 32
rif8626 _ 02.02.2010 16:12
IP: 178.93.46.---
novation:
О, за скільки часу вперше із задоволенням прочитав блог на УП.
Пізнавально і цікаво. Автору дякую

Действительно. Лаконично, тактично, познавательно. Умные люди – статью поняли.
Придраться, блин, не к чему... Молодец Окара.
ганна-ахметова _ 31.01.2010 13:09
IP: 93.73.127.---
Nick_M:
я Вас вітаю. Може в тюремній бібліотеці Янукович знайшов "Остров Сахалин" і зрозумів його поетику
AnnaL _ 30.01.2010 19:45
IP: 93.74.13.---
Чехов в гимназии играл Чупруна в "Москалі-чарівнику" на украинском. "Вишневый сад" активно перекликается с "Олесей" и "На руинах" Кропивницкого, которые Чехов мог видеть в Москве и Петербурге на гастролях. "Имение с вишневым садом" – сугубо украинские реалии. "Вишневый сад" через полтора года после премьеры МХТ уже играли во Львове на украинском. Заньковецкая играла на украинском в чеховском водевиле... И так далее. В доме-музее Заньковецкой в Киеве вчера открыли замечательную выставку "Садок вишневий". Но об этом я могу поговорить с умными и образованными (хотя бы элементарно!) коллегами по этим комментариям и их виновником – Андреем Окарой, которому, конечно, большой респект. А вот с теми соотечественниками, которым даже такие "проффесорские" проявления – как с гуся вода, – не знаю, о чем и говорить... Как мрачно шутили, пародируя рекламу Яценюка, "країну врятують масові розстріли".
Alex-007 _ 30.01.2010 15:38
IP: 92.112.15.---
У Януковича с Культур-Мультур не все гладко-это верно.Но он от НЕДОРОСЛИ дошел до кандидата в президенты.А чем Вы можете похвастаться? Тото и оно. РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ ЛЕТАТЬ НЕ МОЖЕТ.
Nick_M _ 30.01.2010 13:22
IP: 77.120.222.---
cdecdc2V:
И вообще,я хочу поддержать Виктора Федоровича...
Поддерживаю Вашу поддержку. Непонятно почему Герман не знает того факта, что до 12 лет Чехов разговаривал на украинском. Т.е. был этничным украинцем. Вот Бора Кушнирук выпрашивает подаяние на издание книги поэтесы с подборкой не ее поэзии. А вот мне показывали многолетнее исследование Сумского (в Сумах находится дом-музей Чехова) этнографа и краеведа, знатока Слобожанщины Г.Т. Петрова, о происхождении Чехова. Так там собран материал как раз о его украинском происхождении. Вот на издание книги Г.Т. Петрова мог бы попросить. Хорошо, что не на ликарню майбутнього, куда имела несчастье Г.Ахметова отнести свои кровные.
ганна-ахметова:
Вітаю, радий бачити. Рідко появляюсь. Багато справ.
gorst _ 30.01.2010 12:58
IP: 91.198.175.---
Просвітництво – це чудово. Якщо ним займаються чиновники – ще краще. Однак...
В минулому році був ювілей Богдана – Ігоря Антонича, абсолютно самобутнього, світлого, європейського рівня українського поета. Де були наші чиновники? Піаритись на Чехові, Гоголі легше. Та коли ж ми почнемо звертати увагу на своє? На радіо "Ера" був цілий проект по Гоголю, зараз – по Чехову – чудово. І зовсім нічого, наче й не було, українського. Просвітництва потребує українська культура, вкрай потребує. А про Чехова потурбується Росія, будьте певні.
cdecdc2V _ 30.01.2010 12:49
IP: 92.112.101.---
bobbox:
Познайомитись з Чеховим не кожноми дано. Я його почав читати, бо небуло що читати. Тоді була напряжонка з книжками.
Для кого этот пост?Для жителей Гвинеи-Бисау?А в школу вы,милейший,не ходили как и проффесор?Прогуливали уроки и курили в сортире?
Peresich _ 30.01.2010 12:19
IP: 212.90.169.---
bobbox: Не обманывайте. С теми, которые читаете Вы, никогда "напряжёнки" в стране не было:)))
bobbox _ 30.01.2010 11:37
IP: 188.230.47.---
Познайомитись з Чеховим не кожноми дано. Я його почав читати, бо небуло що читати. Тоді була напряжонка з книжками.
cdecdc2V _ 30.01.2010 11:35
IP: 92.112.101.---
И вообще,я хочу поддержать Виктора Федоровича.Слова:"Поспели вишни в саду у дяди Вани,у дяди Вани-поспели вишни...,"говорят о том что Чехов был незаурядным поэтом.Если тот кто скажет что "Дядя Ваня"написал не Чехов,пусть первый бросит в меня камнем.
Peresich _ 30.01.2010 11:16
IP: 212.90.169.---
cdecdc2V: Сахалинский:)))
cdecdc2V _ 30.01.2010 11:10
IP: 92.112.101.---
ганна-ахметова:
а що було б якби Янукович вирішив, що Чехов з Чехії?!
А чтобы написал Окара если бы Янукович ляпнул что Чехов гениальный чукотский художник?
Peresich _ 30.01.2010 09:49
IP: 212.90.169.---
Gosha77: Не беспокойтесь, все не начнут. Послушайте разговоры молодежи. Вам станет легче. Однако не всё так просто – с другой стороны есть пожилые женщины, которые скидываются денежками втроём, но не на водку, а на книжку англичанина Дональда Рейфилда о жизни Чехова. Это кстати Вам к вопросу о мировой литературе.

Андрею Окаре – большое спасибо.
ганна-ахметова _ 30.01.2010 08:44
IP: 93.73.127.---
а що було б якби Янукович вирішив, що Чехов з Чехії?!
nata86 _ 30.01.2010 02:09
IP: 94.153.180.---
Господи и как часто нам надо будет обелять Януковича за его ляпы, перед мировым сообществом, если он станет Президентом. Маразм
gulya _ 29.01.2010 23:44
IP: 93.183.198.---
УНІАН:
Анна Ахматова, яку все той же Віктор Янукович якось "охрестив" Ахметовою, вважала, що ті, хто любить поезію, взагалі не можуть любити творчість Чехова. "Чехов і вірші несумісні", – в лоб заявляла Ахматова. Проте історія зберегла зразки поетичних дослідів великого російського письменника.

Newsru наводить уривок з листа Чехова письменниці Лідії Авіловій, датованого 29 квітня 1892 р.:

"Уважаемая Лидия Алексеевна, отродясь я не писал стихов. Впрочем, раз только написал в альбом одной девочке басню, но это было очень, очень давно. Басня жива еще до сих пор, многие знают ее наизусть, но девочке уже 20 лет, и сам я, покорный общему закону, изображаю уже из себя старую литературную собаку, смотрящую на стихоплетство свысока и с зевотой. Вероятно, под моей вывеской пишет однофамилец или самозванец. Чеховых много..."
.
brammin _ 29.01.2010 23:34
IP: 94.178.222.---
Украинская драма, это Янукович – Президент...
Gosha77 _ 29.01.2010 23:23
IP: 93.73.233.---
Sekas:
Вы правы
Uylenspiegel_nika _ 29.01.2010 23:14
IP: 109.86.43.---
Спасибі за чудовий літературний вечір на Українській Правді.

"Віють вітри, віють буйні,
Аж дерева гнуться..."

Справжній український дух. І справжній поет Чехов.
Sekas _ 29.01.2010 23:12
IP: 95.133.169.---
Gosha77:

Книги разные бывают. И Чехов не самый плохой вариант.

К сожалению, в этой стране не читают уже ничего. Спросите у ВФЯ, какую книгу он последний раз читал.

А по Еханурову я тоже так думал, однако изменил свое мнение сегодня.
Гола Правда _ 29.01.2010 22:51
IP: 94.153.127.---
Автор приколіст. Взагалі в нього статті є дуже цікаві!
Володимир Цибулько _ 29.01.2010 22:48
IP: 95.135.192.---
Дякую,Андрію! Дуже коректний і вчасний текст!
Gosha77 _ 29.01.2010 22:41
IP: 93.73.233.---
Sekas:
Как бы хотелось иметь президента интиллигента. ВФЯ из другого мультика, но придется голосовать за него, ибо может он спасет страну от раскола и югославского варианта. А тогда может и Чехова начнут читать.
Это интеллигент совкового типа, жалкое создание. Не дай Бог, если все начнут читать Чехова. Люди должны читать КНИГИ и интересоваться мировой литературой. В том числе, конечно, и русской, как небольшой и, скажем прямо, довольно серой ее частью.
novation _ 29.01.2010 22:35
IP: 195.80.231.---
О, за скільки часу вперше із задоволенням прочитав блог на УП.
Пізнавально і цікаво. Автору дякую
Sekas _ 29.01.2010 22:20
IP: 95.133.169.---
Да, в догонку – автору спасибо.
ONLINE
Закриття ex.ua15 Вибори-2012 в Україні3 Свобода слова100 Вибори в Росії28 Україна та Європа43
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом Facebook