18 жовтня 2010, 17:00

ДА РАСТОЧАТСЯ И ИСЧЕЗНУТ! (1). Политики и резиновые куклы. Партия ''Сильная / Гибкая Украина'' по-запорожски. Культ карго по-гибкоукраински

Недавно проезжал через Запорожье.

Я люблю ездить через этот город: это город каких-то важных для Украины новаций. Например, козачества, махновского движения, город Днепрогэса и первых советских индустриальных гигантов, город самой-самой длинной центральной улицы, город первого "человеческого" советского фильма постсталинской эпохи – всегда в запорожцах пытаюсь угадать потомков прототипов фильма "Весна на Заречной улице".

Я даже помню историю о том, как Запорожье могло стать, но не стало столицей УССР. Как-нибудь опишу мое недавнее паломничество к памятнику Сталина: каменный монстр стал смешной (и одновременно циничной) туристической достопримечательностью города.

Запорожье и Запорожская область относятся к тем нескольким регионам Украины, за местной политикой в которых я слежу с особым интересом: забавно наблюдать, как в людях борется козацкий дух с советской ментальностью, а самодостаточность – с почтением перед иерархией.

Поэтому так было занятно увидеть мелодраматическое шоу на тему "Запорожский бизнесмен Дмитрий Зусманович требует у лидера партии "Сильная / Гибкая Украина" Сергея Т* вернуть проплаченные "полмильёна" гривень (из предполагавшегося по договору (!) миллиона) за неудачную попытку провести в Запорожскую миськраду трех своих человек – по списку этой партии".

Кажется, подобное шоу – публичный скандал с продажей мест в партийных избирательных списках (на основании договора!) – тоже впервые в истории Украины.

Поэтому делаю предложение: продажу мест в предвыборных списках следует легализовать – наряду с проституцией, продажей наркотиков и взятками инспекторам ГАИ. И непременно следует установить щадящий, но обязательный прямой налог на подобного рода сделки (с совестью) – это точно наполнит местные бюджеты.



Партия "Гибкая Украина" позабавила еще одной трогательной новацией – "primaries". Я не очень в курсе, кто именно придумал делать такое для этой партии (навязывать электорату поиск типа наидостойнейших из самых достойных), однако эти люди были либо большими шутниками и хорошо знали, что такое культ карго, либо были безнадежно скучны и непрофессиональны.

Культ карго (культ "самолетопоклонников") возник на островах Меланезии во время Второй мировой войны.

С Неба (по воздуху) туда опускались боги (морпехи и военные летчики США) на волшебных драконах (самолетах) и некоторое время снабжали местных аборигенов магическими предметами (например, зажигалками) и волшебной едой (тушенкой и чем-то в том же роде).

Однако однажды Небо разгневалось на аборигенов (война закончилась, американские летчики улетели).

С тех пор местные жители строят из пальмовых листьев и веток самолеты – в надежде, что боги снова прилетят и привезут волшебной еды. Или упакованная в ящики еда возникнет прямо во чреве этих самолетоподобных "драконов".

Но пока отчего-то не возникла.

Нечто подобное происходит и с заимствованием в Украине и других странах СНГ западных социально-политических институтов – такой же культ карго, только "туземцы" простят не тушенки, а справедливых социально-политических институтов. Но тоже на халяву.

Партия "Сильная / Гибкая Украина" повелась на политтехнологическую шутку и завесила всю Украину билбордами с изображением типа как бы молодых энергичных политиков – "людей из будущего" – это было названо красивым западным словом "праймериз". Однако обезьянничание заключается в том, что в западных политических системах "праймериз" – это внутрипартийная конкуренция между кандидатами с различными содержательными программами и различным видением будущего. То есть это конкуренция идей, программ и проектов. В Украине же подобная штука, подобно культу карго, стала поклонением форме без понимания содержания. Скажем, в тех же США предлагается выбирать между не между физиономиями, а прежде всего между идеями и проектами. В Украине же хорошая идея была безнадежно извращена и убита: вместо живой политической конкуренции – конкурс красоты: фактически, "Гибкая Украина" предлагала в каждом регионе выбирать самого симпатичного либо того, с кем ты лично знаком – соседа по двору или по школьной парте.

И в этом отношении "Гибкая Украина" – едва ли не самая постмоденистская в Украине партия. То есть изначально предполагается, что и ее лидер, и ее основные персоны (как на общеукраинском, так и на местных уровнях) – постмодернистские проекты, у которых форма и содержание не соответствуют друг другу.

Сергей Т* – такой же постмодернистский политик, как и, скажем, Виктор Ющ* или Арсений Я*.

Все они надеются, что нация должна в кого-то влюбиться. То ли в бухгалтера, то ли в банкира – неважно. Главное, чтобы народ полюбил видимую форму таких политиков. В спецмагазинах продают надувных резиновых кукол – с губками бантиком. Политики эпохи постмодерна ну уж очень похожи на таких вот резиновых дам. И что у них там за резиновой оболочкой (воздух? гелий? водород?) – да кого это, собственно говоря, интересует?!

Даже запорожского бизнесмена Дмитрия Зусмановича и его так и не попавших в Запорожскую миськраду коллег по бизнесу. Кажется, до них лишь теперь дошло, что они платили за воздух и резину.