29 грудня 2010, 10:18

Музыка (6). ЛУЧШИЕ CD-2010: Ольга Богомолец & Лина Костенко и московский рок-мистик Сергей Калугин (ОБНОВЛЕНО)

На исходе декабря 2010-го выстраиваю свой рейтинг ярких интеллектуальных, политических, политтехнологических, рекламных, художественных и прочих впечатлений за год. Единственный критерий рейтинга – мой собственный произвол.

В этом году среди музыкальных впечатлений на первых местах – два совсем разных музыкальных альбома.

Во-первых, двойной альбом романсов ОЛЬГИ БОГОМОЛЕЦ на стихи ЛИНЫ КОСТЕНКО, записанный и выпущенный известно к какому юбилею.

Мне кажется совсем неправильным, что Ольгу Богомолец знают прежде всего как: выдающегося врача-дерматолога, доктора меднаук, коллекционера православных икон (недавно в Японии про Ольгу Вадимовну даже сняли получасовой документальный фильм на эту тему), телеведущую (программа о здоровье), мецената, общественного деятеля, разработчика концепции национального здравоохранения, правнучку академика Богомольца и проч., и проч., и проч.



Однако в тени остается ее уникальное музыкальное творчество – к сожалению, менее известное, чем всё остальное. Музыка Ольги Богомолец – это вовсе не из самодеятельного советского жанра "врачи (ученые) поют" (или "физики шутят"). Ее музыка – самодостаточна и встроена в историю украинской музыкальной культуры. Если б Ольга ничего не делала, а только пела, то была бы вполне богата – исключительно на музыке. Возможно, ее можно было бы сравнить с российское изысканной певицей Ириной Богушевской, в чем-то – с Еленой Камбуровой. Но прямого аналога нет нигде.

Сначала ее считали гитарным бардом (в Украине этот жанр – авторская песня – называется "співаною поезією", т.е. поэзией, которую поют), потом – исполнительницей романсов, еще позже – поющей легкий джаз (новые аранжировки сделаны на джазовых гармониях).





Но у Ольги Богомолец музыка построена на голосовых интонациях, на настроениях, на эмоциях.

Лиина Костенко, на чьи стихи и написан этот двойной альбом, – это (уточняю для российских читателей) самая выдающаяся современная украиноязычная поэтесса, представитель поколения "шестидесятников", которая, к сожалению, очень мало переведена на русский язык и почти не известна в России, хоть и окончила в свое время Литературный институт (училась в семинаре Михаила Светлова – вместе с Наумом Коржавиным).

Недавно, накануне дня Свт. Николая, была презентована новая книжка Лиины Васильевны – роман "Записки українського самашедшого". Сложно припомнить в Украине книгу, которая бы создала такой ажиотаж и чтобы за несколько дней было распродано до 10 тысяч тиража! (Я сам ее лишь начал читать, поэтому пока ничего не скажу.)



Итак, двойной альбом Ольги Богомолец на стихи Лины Васильевны Костенко: один называется "Гіацинтове сонце", другой – "По-Лицю-Дощ".

Песни и романсы на стихи Костенко – основа репертуара Ольги. Было бы проще всего взять старые записи, добавить новые – и пластинка готова.

Но Ольга пошла более сложным путем: к новым песням добавила новые записи старых – и результат оказался впечатляющим!

Бывает, какую-то песню сначала поет один пафосный певец, а лет через двадцать – какое-нибудь молодое постмодернистское дарование – пающие трусы, чья-нибудь содержанка, выходец из "фабрики звезд" и проч. Часто хочется плеваться.

Но по-настоящему интересно наблюдать, как один и тот же автор со временем перепевает свои собственные песни, как песня "взрослеет" с автором. У Ольги – интересно, как она заново интонирует ту или иную песню.

Вот, скажем, "Недумано, негадано Забігла в глухомань, де сосни пахнуть ладаном В кадильницях світань, Де вечір пахне м'ятою, Аж холодно джмелю... А я тебе, а я тебе, А я тебе люблю".

Или такое: "Я вранці голос горлиці люблю".

Такое: "В пустелі сизих вечорів" (это там, где "Моєму серцю снишся ти, Як морю сняться урагани").

Или мегашлягер: "Осінній день березами почавсь. Різьбить печаль свої дереворити. Я думаю про тебе весь мій час. Але про це не треба говорити".

А вот песня на это стихотворение, кажется, новая:

Очима ти сказав мені: люблю.

Душа складала свій тяжкий екзамен.

Мов тихий дзвін гірського кришталю,

Несказане лишилось несказанним.


Или я что-то уже забыл?

Второй альбом-победитель моего рейтинга-2010 называется "Для тех, кто видит сны vol.1" – авторства Сергея Калугина и московской группы "Оргия праведников".

СЕРГЕЙ КАЛУГИН – даже для российской рок-сцены и для традиции "русского рока" автор-исполнитель ну совсем удивительный и нестандартный, работающий с тонкими энергиями и пытающийся как бы восстановить некое мистическое всеединство.

Его первый альбом назывался "Nigredo" (1994), его альбом этого года – "Для тех, кто видит сны vol.1".



Московских читателей этого блога я призываю купить пластинку и таким нехитрым образом немного поддержать талантливый коллектив.

Украинским же и белорусским читателям, которые точно нигде не смогли бы его купить, которые точно не смогли бы попасть и на концерт Калугина и группы "Оргия праведников", сообщаю, что этот альбом можно СКАЧАТЬ ТУТ.

Хотя, если не ошибаюсь, весной у Калугина и группы состоятся гастроли по Восточной Украине – непременно сходите на концерт, если вы живете в одном из этих городов (Киев, Харьков, Днепропетровск).

Творчество Калугина до предела насыщено разнообразными сакральными мотивами и поиском трансцендентных состояний. "Nigredo" – это алхимическая смерть, "работа в черном", предшествующая воскресению и преображению, которые, в свою очередь, как бы воплощены в последующих альбомах Сергея.



Продолжая традиции русского рока 1980-1990-х, Калугин стоит особняком: его музыка – это алхимическое действо, ибо стихи и мелодии предстают у него не в виде артефактов, но в виде магических предметов и технологий, создающих и субъективное ощущение, и вполне онтологическую реальность мистического всеединства.

Кстати, кажется, понял, почему я вспомнил именно об Ольге Богомолец и о Сергее Калугине в одном "флаконе" – ведь между ними, кажется, нет ну вообще ничего общего.

Общее – это неформатность для современного шоу-бизнеса, ориентация на ограниченную (почти "эзотерическую") "качественную" аудиторию, нежелание особенно расширять ряды слушателей, а также (и это самое интересное!) – высокая "чистота" дискурса.

В творчестве Ольги явлен очень ярко выраженный ДУШЕВНЫЙ тип дискурса и ДУШЕВНЫЕ мороощущения.

В творчестве Сергея – ДУХОВНЫЙ тип понимания бытия.

По крайней мере, в моем понимании, это как бы два камертона восприятия реальности.

А как для вас?



моя любимая композиция Калугина:

(сравните ее со студийной версией ТУТ)



"Сицилийский виноград":



"Возвращение в Неаполь"

(по поводу этой композиции сам Калугин говорит, что тут есть музыкальная реминисценция из Шуберта и Олега Скрипки; лично я из Шубертовой "Баркароллы" слышу, но из Скрипки – нет)



а вот и с группой – правда, это нехарактерная для Калугина песня (из разряда прикольно-гротескных)