Анархия мать порядка?
И в ответ партийной команде,
За налог на крестьянский труд,
По стране свищет банда на банде,
Волю власти считая за кнут.
И кого упрекнуть нам можно?
Кто сумеет закрыть окно,
Чтоб не видеть, как свора острожная
И крестьянство так любят Махно?...
(Сергей Есенин, Страна негодяев, 1923)
У замечательного писателя Василия Аксёнова есть фантастический роман "Остров Крым". Фантастическая первооснова романа – красные не смогли завоевать полуостров Крым. И после Гражданской войны там образовалась "Другая Россия", учреждённая отцами-командирами Добровольческой армии Врангеля. Чем-то подобным явился для материкового Китая – "Другой Китай" остров Тайвань.
Уровень жизни на "русском Тайване" разительно отличается: лучшие в Европе курорты не смотря на ограниченные природные ресурсы развита промышленность, есть профессиональная армия. На момент начала действия романа Аксёнова "Остров Крым" это небольшое, но богатое и процветающую государство, а население в равной мере вобрало в себя всё лучшее, что было в СССР и в Европе.
На самом деле, как мы помним из истории Гражданской войны, Красная Армия смогла захватить Крым только с помощью союзников-махновцев. Любопытно, но барон Пётр Николаевич Врангель даже не пытался отделить Крым от России и создать там отдельное, альтернативное государство. В его голове царствовал идеал: "Россия великая и неделимая". А вот совсем рядом, в приазовской степи, не защищённой никакими естественными природными преградами, создал, простите за оксюморон, "анархистское государство", которое просуществовало три года.
Перед съёмками нового фильма под рабочим названием "Махновская Русь" даже в нашей съёмочной группе было очень мало людей, кто знал о Несторе Ивановиче Махно хоть что-то, кроме того, что им вселила в головы большевицкая пропаганда. Будут ли в Украине помнить этого человека тем, кем действительно он был? Как помнят методы, какими он пользовался для осуществления своих перемен.
Некоторые помнят его, как лидера анархистов, и ставят в ряд с героями истории, которые боролись за гражданские права. Другие же, кто пережил махновщину, и став свидетелем расстрелов, рассказывают совсем другую историю.
Итак, какой образ возникает у людей в сознании при упоминании имени Нестора Ивановича Махно? Является ли он великим лидером прошлого? Оказал ли он положительное влияние на положение людей? Что же на самом деле мы знаем о Несторе Махно? Многие, когда их спрашивают об этом, поражаются, как мало они знают.
***
Несмотря на кровавый характер борьбы, развернувшейся на Херсонщине, несмотря на террор и спаленные хутора, "движение Махно" всё же внушает уважение своей массовостью, боеспособностью и, главное, теснейшей связью с местными жителями. В лучшие времена "Махновская Русь" превращалась в государственное образование европейских размеров с 20-30-тысячной армией. Решающую роль сыграли махновцы в разгроме не только Врангеля, но и Деникина. Внешний облик Нестора Ивановича не имеет ничего общего с карикатурами Кукрыниксов и образом фильма "Хождение по мукам".
Анархизм так же многообразен, как и теории сторонников государственности. Фашисты, этатисты, национал-социалисты – все они говорят про себя: "мы – государственники!" Если подходить к анархизму как к сложной и развивающейся идеологии, то мы увидим принципиальные различия анархо-индивидуалистов и анархо-синдикалистов, анархо-коммунистов и анархо-универсалистов.
Лидерство в движении определялось авторитетом среди крестьян и потому принадлежало Нестору Махно. Это приазовские крестьяне стали называть его уважительно "батько". "Батьке" в 1918 году было 30 лет. Настоящим идеологом анархизма, оказывавшим большое влияние на взгляды руководства "Махновской Руси" был Пётр Андреевич Аршинов. Он познакомился с Махно ещё до революции, на каторге. Именно взгляды 30-летнего "практика" Махно и 31-летнего "теоретика" Аршинова легли в основу идеологии и политики всего движения.
Тут надо заметить, что услышав слово "анархизм", обыватель сразу вспоминает идиому "аранхия – мать порядка" и воспринимает её, как суждение, противоречащее само себе. Однако если знать, что анархизм это идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения, то мы, пожалуй, согласимся – да, анархия (самоуправление) – мать порядка.
Сам Махно почти не читал работ теоретиков анархизма Михаила Александровича Бакунина и Петра Алексеевича Кропоткина, не знал о принципиальных различиях в их концепциях. Можно сказать, что Махно формировал свой анархизм самостоятельно, принимая от учёного Аршинова лишь то, что соответствовало реальной действительности.
Теория анархизма предусматривает следующие принципы:
свобода от принуждения
свобода ассоциаций
взаимопомощь
разнообразие
равенство
братство
отсутствие государственной власти
Государство – это не общество, а машина подавления общества, "форма власти над этой общественностью", как говорил Нестор Иванович.
Чиновничий аппарат, обладая собственными социальными интересами, уходит из-под контроля общества и служит себе, а не ему. Государственный аппарат подбирает свой состав самостоятельно, руководствуясь критерием преданности клану, а не критерием эффективности. Уникальная возможность бесконтрольной эксплуатации общества через налоговую систему заставляет государство бороться с любыми попытками контроля над собой, противостоять инициативе снизу, в конечном итоге – личности.
Государственная система, с точки зрения Махно, является главным препятствием на пути развития человека. Оно должно быть заменено другими формами общественной координации, основанными на самоуправлении свободных личностей.
Махно предлагает обойтись без государственной машины: "Такой строй я мыслил только в форме вольного советского строя, при котором вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными социально-общественными самоуправлениями тружеников"... "Через свои районные, областные и общенациональные съезды эти местные, хозяйственные и общественные органы самоуправления устанавливают общую схему порядка и трудовой взаимности между собой. Создают учётно-статистическое, распределительное и посредническое федеральное бюро, вокруг которого тесно объединяются и при помощи которого в интересах всей страны, всего её свободного трудового народа, согласовывают на поприще всестороннего социально-общественного строительства свою работу".
Принципиально отличает концепцию Нестора Махно от всех политических учений государственнического направления: система власти базируется на местном самоуправлении и вырастает из него снизу вверх через съезды Советов. Это и есть ключ ко всей концепции "Махновской Руси".
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.