17 березня 2016, 01:58

Парламентско-правительственная жвачка

Чтобы понять временную перспективу/вообще перспективу возможного переформатирования коалиции и правительства, важно обозначить факторы, влияющие на субъектов политического процесса.

Три мотивации – поддержка/не поддержка граждан (то есть, рейтинги); позиция международного сообщества, опасающегося политического кризиса, деструктивного сценария, под которым понимаются в том числе досрочные парламентские выборы уже сейчас; самоопределение по досрочным парламентским выборам – являются базовыми в принятии тех или иных решений политическими партиями.

Это означает, что на каком-то этапе планы и действия у разных субъектов с разными мотивациями могут совпадать (скажем, в вопросе отставки правительства), но уже на следующем шаге – расходиться. Отсюда – затянутость и растянутость переформатирования парламентско-правительственной властной конфигурации.

Итак, БПП и НФ не хотят досрочных парламентских выборов. Но БПП прекрасно осознает, чем может закончиться ситуация, когда правительство возглавляет премьер с низким рейтингом доверия граждан, и который не имеет поддержки в Верховной Раде, а главное – нет никаких предпосылок считать, что здесь что-то измениться. Но позиция международного сообщества, для которого досрочные выборы – это худший сценарий, не позволяет занять БПП более решительную позицию по отставке Кабмина (это и стало главной причиной того, почему не вся фракция проголосовала за отставку).

НФ считает несправедливой постановку вопроса о необходимости смены Кабмина Яценюка. В том смысле, что НФ и его лидер пожертвовали своими рейтингами – такой вопрос, как, скажем, повышение тарифов на ЖКХ, не мог не закончиться обвалом рейтинга для любого политика/политической силы. Другое дело, что НФ никак не может понять, что, будучи наименее подготовленной партией (из всех парламентских) к будущим парламентских выборам и, соответственно, по идее, больше всех незаинтересованной в их досрочности, только ускоряют их перспективу (причем, на старых условиях), настаивая на статус-кво. Коалиция не будет создана, а четыре фракции, которые наотрез отказываются работать с действующим правительством, только усилят свою критику, и в случае досрочных выборов НФ может, как и на местных выборах, пропустить еще один электоральный цикл (а выпадение из общеукраинской кампании – это уже показатель).

Радикальная партия не хочет выборов, побывав и в коалиции, и в оппозиции, и, в общем, в вопросе переформатирования коалиции/правительства имеет сегодня в определенном смысле "золотую акцию", чем и пользуется.

Оппозиционный блок и "Батькивщина" работают на досрочные выборы. Но в вопросе отставки Кабмина Оппоблок не голосовал, и здесь могла сработать параллельная мотивация, тактический союз с определенными целями. Но в целом, Оппозиционный блок давно был ориентирован на досрочные выборы, отсюда – старая замусоленная повестка дня 2014 года, когда представителей партии зачастую ставят перед вопросом: "Россия – агрессор или нет?", а они, естественно, дают завуалированный ответ. По большему счету, у нас нет позиции оппозиции, но есть спекуляция на электоральных штампах какой-то части Востока.

"Батькивщина" заняла технологически понятную тактику – чем меньше рейтинг власти и сложнее социально-экономическая ситуация, тем выше градус оппозиционности. Вначале представители партии критиковали только премьера, теперь уже – и президента. В этом смысле "Батькивщина" повторяет стандартную ошибку своего лидера в разные периоды – фальстарт.

Ну и, наконец, "Самопомич", как фракция с наименее понятной позицией в вопросе парламентско-правительственного кризисна, поэтому требующая более развернутого описания. Понятно, что предложение возглавить правительство, сделанное Андрею Садовому, – это не столько про премьерство, сколько про коалицию. Прежде всего, по причине самого лидера партии, который, судя по всему, хочет остаться в зоне политических "возможностей" на будущих президентских выборах. Неучастие/минимальное участие в исполнительной власти – это та позиция, которую партия заняла с самого начала прихода во власть после выборов 2014 года. С целью максимального пребывания в нише перспективы и возможностей. А для этого необходимо не выходить за пределы "неопределенности", когда можно только наделять теми или иными потенциальными качествами, домысливать и предполагать, а какой была бы "Самопомич" в случае получения большего объема власти, тем самым, избегая ассоциаций с негативными для общества решениями/действиями/событиями. И, в общем, такой подход вполне политически логичен. Позиция же по коалиции – как раз алогична. Во-первых, "Самопомич" мотивировала свой выход из коалиции несогласием работать с действующим правительством. Во-вторых, уже на следующем шаге "Самопомич" озвучила ряд условий/требований, не относящихся к Кабмину (новый закон о выборах, новый генпрокурор на основании конкурса и т.д.), которые никто не мешал нарабатывать и в старой коалиции. Ну, и, в-третьих, партия, в итоге, заявила, что не намерена входить в любую новую коалицию, независимо от того, кто будет премьером. Хотя именно в коалиции и можно реализовывать эти решения наиболее эффективно (тот же закон о выборах). Такой сознательный уход от любой определенности говорит о стремлении снять с себя ответственность, но при этом выглядеть в глазах либерально ориентированной части общества, ожидающей реформ, а также международного сообщества, конструктивной и ответственной политической силой, не разделяющей деструктивные сценарии, но де-факто так или иначе ускоряя их. То есть казаться, а не быть.

Для общества же весь политический класс выглядит одинаково безответственно. Многие процессы идут вне коалиции и оппозиции (та же коррупция), и зачастую у политических оппонентов больше сходств, чем различий. Украинские политики – это, преимущественно, люди без взглядов и идеологии, спекулирующие на существующих в обществе штампах и проблемах в стране. Поэтому, с точки зрения применяемых подходов, они не только дополняют друг друга, но и во многом – идентичны. Эта схожесть – прежде всего, в абсолютно одинаковом отношении к власти и к населению.

У контексті візиту Ентоні Блінкена

Візит держсекретаря США в Київ, очевидно, мав на меті серед іншого підбадьорити Україну. Ентоні Блінкен запевнив Україну у підтримці, після довгої паузи у Конгресі у виділенні нового пакету допомоги...

Про єдність (глобальну та внутрішню)

Довга війна, розтягнута у часі, оголила багато проблем. У різних регіонах. На глобальному рівні загалом, маю на увазі не/спроможність світової системи реагувати на виклики як такі...

50 відтінків СВО всередині Росії

Так, нам дуже не вистачає зараз ППО та інших видів озброєнь, що ми всі гостро відчуваємо щодня через російські ракетні та дронові атаки, що почастішали...

Про своєчасність як одну з важливих категорій досягнення миру

Днями в Daily Telegraph вийшла спільна стаття міністрів закордонних справ Великобританіі та Франції – Девіда Кемерона та Стефана Сежурне. Стаття сильна, в ній вказується позиція та спільні зусилля двох ядерних країн...

У контексті 75-річчя НАТО

Перефразовуючи вислів: Неправильна інтерпретація Бога обіцяла Росії небагато – НАТО біля порога. А якщо серйозно, то справді всю брудну геополітичну роботу з мобілізації всередині альянсу зробила російська влада своєю агресивною політикою, досягнувши, зокрема, розширення НАТО за рахунок раніше нейтральних країн (Фінляндії та Швеції)...

"Десятиліття сну" триває

Днями стало відомо, що премʼєр-міністр Іспанії Педро Санчес звернувся до лідерів країн ЄС з тим, щоб вони перестали використовувати слово "війна" у своїх заявах, бо, мовляв, "люди не хочуть відчувати загрозу"...