13 січня 2011, 23:27

Дракона не убить



Уважаемый Дмитрий Гнап в своем блоге высказал достаточно важную и актуальную для нашего общества позицию и, сам того не желая, поддержал основную идею моего поста: профессионализм бывает разным.

Дело в том, что негативное отношение к политикам, политтехнологам, рекламистам – это нормальное и привычное явление. Эти люди всегда на виду, их проще всего подвязать под любую теорию заговора, и, кажется, это именно они нами управляют. Они навязывают нам смыслы, они воруют деньги, они обманывают потребителей и создают финансовые пирамиды.

Казалось бы – существует нормальное здоровое общество с прекрасной культурой аккуратного потребления, с любовью к традициям и желанием всестороннее развиваться. Однако появляются ниоткуда вот такие иждивенцы, и портят все на свете. Учат детей пить портвейн под школой, заставляют людей ходить строем с оранжевыми ленточками, вешают мигалки на свои машины, стреляют по окнам законопослушных граждан.

Если для таких людей создать специальную школу, где научить их манерами, а главное – масштабу, так и вовсе бардак начнется. Да ведь они всю страну разворуют! Поэтому обучать этих людей ничему нельзя, а лучше их всех собрать и расстрелять. А страной начнут управлять честные и умные граждане, которых до сих пор не пускали во власть.

Немного наивно, конечно, но достаточно отображает общую позицию целевой аудитории. Мне хотелось бы даже упростить ситуацию – возьмем для сравнения автомобиль, средство повышенной опасности. Несомненно, все автомобили необходимо запретить, ведь только в Украине они убивают больше людей, чем любые другие опасные вещества или механизмы. С ними надо разобраться так же жестоко – собрать в огромные кострища и сжечь.

Но почему-то подозревать автопром в заговоре против человечества кажется нам глупым – ведь машины являются лишь инструментом. Убивают же друг друга люди – не умеющие водить, покупающие права, подкупающие гаишников, берущие взятки у водителей и т.д. И задача государства, и шире – общества – создать такую культуру, в которой человек, получая права, брал бы на себя определенные обязательства. Такая культура создается годами, и очень многое в ней значит образование.

Аналогично не является плохой водка, сигареты или ненавистная реклама. Это лишь продукты, инструменты, к которым необходим особенный подход, профессионализм и понимание. Плохими их делают люди, не обладающие соответствующими качествами. Например, в США нет законодательного запрета на рекламу алкоголя. В свое время американская рекламная индустрия осознала, что проще ввести внутренние ограничения и тем самым защитить своих же собственных детей. И получилось.

Выпуская любой непростой продукт – а таковым является и политика – мы должны осознавать его потенциальную опасность. Поэтому чем профессиональнее будет человек, управляющий драконом, тем больше пользы он принесет. Возможно, на своем пути ему придется придумывать сказки о реформах, писать красивые слоганы, тратить деньги на телерекламу, однако если этого требуют обстоятельства и условия нынешнего мира – никуда от этого не деться. А вот важный вопрос – это умение различить средства и цель. Умение поставить цель и достичь ее так, чтобы люди были благодарны. Умение различать – это и есть знание, образование, культура.

Конечно, обидно, что рекламисты, политики, политтехнологи, некоторые журналисты зарабатывают кучу денег, ничего при этом не делая, вешая народу лапшу на уши и создавая вымышленный продукт. Однако надо понимать, что это обыкновенная страшилка, схожая с любой подобной теорией заговора. Если вдуматься, то существует не меньшая прослойка врачей, обманывающих пациентов; преподавателей, растлевающих юных студенток; охотников, сдирающих шкурки с живых животных; рабочих, выпускающих по пьяни кривые шурупы и т.д. Среди всех этих людей есть богатые и даже очень богатые люди.

Поверьте, в численном соотношении таких людей одинаковое количество. Потому что это просто определенная часть общества. И кто-то становится в этой части рекламистом, придумывающим для бабушек название нового лекарства; кто-то становится завхозом в школе, списывающим компьютеры; кто-то лечит водой; кто-то крадет составы с медикаментами; и, естественно, кто-то сидит в Верховной Раде. Просто ругать принято тех, кто на виду – политиков, журналистов, рекламистов. А с остальными мы готовы мириться...

Но почему мы забываем, что в каждой профессии есть честный и профессиональный путь? Конечно, везде есть свои условности. Политиком не станешь, не умея врать – это называется дипломатия. Журналистом не станешь, если не сможешь зачаровывать словом – это называется искусство. Предприниматель не расскажет о первом миллионе. Но ведь и настоящий механик должен цветисто материться.

Политики – это плохо. Политтехнологи – еще хуже. Только все мы мечтаем о Рузвельте, де Голле, Тэтчер, Обаме на худой конец. Все они политики, так же как политиками были Талейран, Бисмарк, Черчилль. И у всех них были или есть консультанты, помощники, и уже в наше время – специалисты по имиджу. Просто эти люди были профессионалами, и в первую очередь, в своей деятельности они руководствовались интересами своей страны. Именно поэтому мы их помним, а о людях, которые сегодня выезжают с мигалками из парламента, никто не будет помнить через 25 лет.

Программа по политическому менеджменту, которую Дмитрий назвал опасностью для страны, на самом деле является обычным образовательным проектом. В Украине хватает доморощенных специалистов, которые пришли разворовывать бюджеты, покупать мерсы и ягуары, водить быдло за нос и пробиваться в депутаты. И такие люди никуда не денутся, их будет становиться даже больше – до тех пор, пока в нашем цеху не будут установлены жесткие и четкие правила.

Уже сегодня есть прослойка специалистов, которые не только обладают знаниями, но и определенными человеческими качествами, и способны объединяться и бороться за чистоту профессии. Нельзя ведь запрещать журналистов, только потому что у нас есть негативный опыт самоцензуры и темников. Аналогично не опасна профессия политтехнолога сама по себе – опасны люди, которые возомнили себя всемогущим хвостом, виляющим собакой.

Соответственно любой образовательный проект, которые собирает профессионалов разного уровня и пытается зафиксировать правила цеха, пытается научить работать, а не зарабатывать деньги – это огромный шаг вперед по сравнению с тем, что имеется. Мы не сможем изменить мир, если будем отказываться от синергии, от опыта, от умения. Да, молодые политтехнологи или политики получат знания, но вместе с ними они получат и человеческий опыт, а также умение различать цель и средства.

Дракон существует, и мы точно знаем, что он непобедим. Однако, как и в многих странах, его можно обуздать, его можно научить зажигать газовую конфорку и дарить тепло. Он останется страшным драконом, возможно, даже грязным и вонючим. Но его можно приучить мыться...

П.С. И в качестве последнего защитного аргумента. Когда начиналась программа политического менеджемнта в Украине, я помогал организаторам с контактами – так среди участников появилось очень много моих хороших коллег, причем из разных сфер, не только политтехнологов. Я очень советовал привлечь ряд журналистов, в том числе Дмитрия Гнапа, так как глубоко уверен, что именно из журналистов получаются наиболее профессиональные пиарщики))) И даже негативное отношение многих из них к профессии политтехнолога является важным элементом в нашем образовании – работать все равно придется дальше вместе, и лучше это делать с уважением к работе друг друга. К сожалению, телефон Димы у организаторов потерялся, и в этом году они не смогли его привлечь. Зато в следующем уж точно не отвертишься.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чому деградували українські санкції?

Санкції є не менш важливим інструментом війни, ніж бойові дії. Вони допомагають скорочувати потік військових технологій або технологій подвійного призначення до російського військово-промислового комплексу та зменшувати доходи країни агресора – російської федерації...

Як стати хорошим міністром

Якось моя подруга спитала мене, що б я змінив в міністерстві культури, якби став міністром. Я відповів, що тут не вкластися у два слова, що має бути комплексна історія, і тільки тоді зміни стануть не косметичними, а реальними...

Як вийти з трикутника Карпмана

В ці дні загострилася дискусія щодо "хороших росіян", категорій "свій – чужий", і за подачі Дмитра Золотухіна – рефлексії про замкнутість українців в трикутнику Карпмана (схема "жертва-рятівник-переслідувач")...

Апологія The Gaze Media

Скоро буде рік, як я допомагаю проекту The Gaze Media – як радник Мультимедійної платформи іномовлення. Хоча сам проект публічно існує лише чотири місяці, до цього була підготовча фаза, включно зі зйомками та написанням...

Як вижити в інформаційному хаосі

Пандемія коронавірусу виявила багато неусвідомлених раніше проблем людства, держав та індивідів. Так, чи не найбільш сильний вплив на наше майбутнє матиме інформаційний вплив на людей та їхню поведінку...

Стратегічні комунікації з широко заплющеними очима

Роль інформаційних технологій давно зросла в усіх аспектах нашого буремного життя. Особливо це стосується публічної політики. Неправильна комунікація реформ, недостатність інформації для споживачів, помилкове визначення стратегічних пріоритетів – і навіть хороші ініціативи ризикують потонути в хвилях критики...