Минск: путешествие во времени
А все-таки машина времени существует. Правда в моем случае выглядела она как самолет, но дело это не меняет. Какой-то битый час в воздухе с вискарем в руках, и вы переноситесь из года 2008-го в год эдак 1980-й. Итак, добро пожаловать в Минск – столицу страны Белоруссии, отброшенную во времени на 30 лет назад – в период золотой эры СССР.
Приземление в аэропорту Минск-2 нам далось тяжело. Самолет со скрипом поскакал по неровным плитам ВПП, а я заплакал от нахлынувшей на меня ностальгии. Несуразное желтенькое двухэтажное здание аэровокзала, отсутствие каких либо признаков жизни и наличия самолетов – все это напомнило мне, как выглядел аэропорт Жуляны в середине 90-х...
Я даже испугался тому, что некому будет донести мой багаж до аэропорта – знаете ли, не люблю перетруждаться, особенно когда прилетаю в удаленные от благ цивилизации страны. Но, к моему удовольствию, сразу после открытия трапа, в минском аэропорту все же обнаружились простейшие формы жизни! Нас встречали доблестные белорусские таможенники, а вернее – таможенницы. Украшенные боевыми узорами куриц-виандоток, местные служительницы закона сразу провели мне первый экзамен на лояльность Батьке. Итак, если вы не завозите в страну порнографию, антибатьковскую литературу (т.е. любую мало-мальски вменяемую книжку) и не умничаете – мы приветствуем вас на белорусской земле.
Надо только быть готовым к тому, что первые впечатления от белорусской столицы совершенно не коррелируют с теми сюжетами, которыми нас пичкают из телевизора. Нет тут никаких митингов, оппозиционеров и тому подобной нечисти. Просто потому, что в 80-х годах прошлого века таких персонажей еще не придумали. Равно как и ларьков с пивом и шаурмой, вперемешку с апельсинами и бомжами. Прожив всю сознательную жизнь в Киеве, я уже и забыл, что подземные переходы роют не для того, чтобы сносить туда мусор и торговать цветами, а так же "всем по 8 грн.". Вы будете смеяться, но в Минске переходы предназначены исключительно для пересечения улиц под землей!
В общем, никаких генделей, бабок-портсигаров, грязи и торговли анашой в разнос. Вместо этого вашему вниманию представлены вымирающие виды гопников в штанах спортивных типа "адидас", бедненько одетое население и полное отсутствие привычных для нас бутиков с заоблачными ценами. Магазины в Минске это вообще отдельная, и немножко грустная история. Потому внимания достойна только сувенирная продукция белорусских умельцев.
Помните, как во времена перестройки с введением сухого закона прилавки всех магазинов заполнили кляссерами с марками? Видимо, тогда в Советском правительстве победила теория о том, что в каждом алкоголике дремлет неугомонный филателист. Похожий подход приняли на вооружение и в Белоруссии – на просьбу показать мне самый востребованый местный сувенир, добрая тетушка-продавец подает мне набор марок "А. Лукашенко, президент Белоруссии" за $0,5.
Столь низкую цену лота я объясняю исключительно с политической точки зрения (даже не смотря на отсутствие в свободной продаже алкоголя после 21-00). К примеру, представьте себе следующее волнующе-костюмированное действо – главный оппозиционер Млинкевич пишет письмо в Конгресс США. Он аккуратно выводит на тетрадном листке слова о притеснении белорусского народа, перемежая орфографические ошибки со скупой мужской слезой (так бы это выглядело в репортаже нашего 5-го канала). Долго собирает волю в кулак, чтобы не попросить денег на митинги с апельсинами, и, наконец, ставит точку. Вкладывает письмо в конверт и клеит на него марку с изображением господина Лукашенко. Режиссер делает ненавязчивый акцент на том, как усердно господин Млинкевич облизывает марку с тыльной стороны – страна должна знать, кто в ней настоящий хозяин.
Кстати, в Минске легкий налет тоталитаризма чувствуется буквально во всем – в глазах студентов, дежурящих с совком и веником в местах массового скопления своих соплеменников, в суровых лицах чиновников, ездящих на работу в автобусах, в подтянутых фигурах гаишников, не знающих что такое взятки... В первые часы гуляния по Минску меня неотступно преследовало "дежавю СССР" – казалось, стоит поднять голову и с биг-борда... тьфу ты, с агитплаката на меня взглянут добрые, влажные глаза вождя мирового пролетариата.
И хоть сказано, что Боливар не вынесет двоих, Ленин в Минске таки присутствует – памятник Владимиру Ильичу установлен на местном Майдане Незалэжносци. Белорусские скульпторы изваяли товарища Ленина в виде испуганного инвалида, который на ходунках убегает от здания Правительства. Мол, и не таким перцам здесь хвосты крутили! Для полноты скульптурной группы явно не хватает "Антилопы Гну" под парами, и несколькоих детей лейтенанта Шмидта...
Попытка снять страждущего Ильича на камеру мобильного телефона чревата общением с представителем местного КГБ. В моем случае это был вежливый мужчина в черном, который аккуратно отвел меня за локоток на 100 м. назад – для более выгодного ракурса съемки. На вопрос, а что еще в Минске можно посмотреть и сфотографировать издалека, мне было предложено прогуляться к библиотеке. Новой. Центральной. Лучше не отказываться, иначе в гостиницу можно уже и не вернуться.
А ведь отель – это обязательный перевалочный пункт перед отправлением на машине времени типа самолет обратно в 21-й век. Тут на ресепшене оставался мой паспорт "во избежание порчи имущества гостиницы". Согласитесь, отдать свой паспорт незнакомым людям может только очень честный и высоко моральный человек. Таких людей проверять – не комильфо.
Надеясь на это, я случайно забыл в сумке симпатичный штопор и бутылку коньяку из мини-бара. За что и поплатился. По старой доброй советской привычке, номера в минских гостиницах в обязательном порядке проверяют при отъезде гостей. Так что, покидая красивую, гостеприимную и доверчивую девушку Белоруссию, помните о долге чести.