1 липня 2019, 16:21

Дневник парламентских выборов-2019 (24-30 июня 2019 г.)

Завершение регистрации кандидатов в народные депутаты

25 июня завершилась регистрация кандидатов в народные депутаты. 26 июня Центральная избирательная комиссия (ЦИК) провела жеребьевку по определению номеров политических партий для размещения их названий в избирательном бюллетене. Однако в ночь на 29 июня Кассационный суд в составе Верховного Суда Украины отклонил апелляционную жалобу ЦИК о регистрации кандидатов в народные депутаты от партии "Движение новых сил" Михеила Саакашвили. ЦИК вынужден был зарегистрировать партию "Движение новых сил" для участия во внеочередных парламентских выборах. Новая жеребьевка по номерам партий в избирательном бюллетене не проводилась. Партия М.Саакашвили получила N22 в избирательном бюллетене.

Вообще следует отметить, что судебные конфликты по поводу участия в выборах продолжались вплоть до конца прошедшей недели. Как и в случае с "Движением новых сил" М.Саакашвили, финальную точку в этих спорах ставил Верховный суд. Так, Кассационный суд в составе Верховного Суда Украины 29 июня отклонил иск с требованием отменить решение ЦИК о регистрации Юрия Бойко кандидатом в нардепы по избирательному списку партии "Оппозиционная платформа – За жизнь". Была отклонена и апелляция внефракционного депутата Владимира Парасюка по поводу отказа в регистрации в качества кандидата в народные депутаты. Но если Ю.Бойко сможет баллотироваться на парламентских выборах-2019, то В.Парасюк уже нет.

По состоянию на 30 июня для участия во внеочередных парламентских выборах 2019 г. зарегистрировано 5956 кандидатов в народные депутаты, 2760 кандидатов зарегистрировано по партийным спискам, 3196 кандидатов – по одномандатным округам. Однако регистрация 15 кандидатов была отменена, поэтому в одномандатных округах баллотироваться будут (по состоянию на 30 июня) 3181 кандидат. Число кандидатов и по партийным спискам и в одномандатных округах наверняка еще уменьшится. До 8 июля включительно партии и кандидаты могут отменить регистрацию. Партия "Слуга народа" уже анонсировала, что на третьем этапе своего съезда, который состоится 6 июля, произведет очередную чистку своего списка кандидатов в рамках процедуры постпраймериз. До 10 июля включительно ЦИК должна внести изменения в регистрацию кандидатов.

В качестве субъектов избирательного процесса зарегистрированы 65 партий. Но в выборах по партийным спискам принимают участие 22 партии. Для сравнения, в 2014 г. во внеочередных парламентских выборах принимали участие 52 партии (как субъекты избирательного процесса), однако 29 партий участвовали в выборах по партийным спискам.

Общее число кандидатов в народные депутаты в 2014 г. было несколько выше (6611), как по партийным спискам, так и по одномандатным округам.

На нынешних парламентских выборах, по сравнению с выборами 2014 г., в одномандатных округах несколько увеличились и общее число и доля (с 39% до 45%) кандидатов от политических партий. Однако, как и тогда, большинство кандидатов-мажоритарщиков – самовыдвиженцы.

Рекордсменом по числу зарегистрированных кандидатов является избирательный округ N133 (Киевский район г. Одесса) – 50 кандидатов. На втором месте – избирательный округ N94 (Васильковский и Обуховский районы Киевской области) – 42 кандидата. На третьем месте избирательный округ N26 (Шевченковский район и часть Центрального района г. Днипро). Большое число кандидатов в этих округах прямо и косвенно говорит об очень высоком уровне конкуренции, а также о наличии так называемых технических кандидатов, в том числе кандидатов-"двойников". Например, в округе N133 зарегистрировано четыре кандидата с фамилией Баранский, два Артема Дмитрука, один из которых представляет партию "Слуга народа", Александр Зелинский, руководитель проектов в ООО "Слуга народа- ЗЕ", два Дмитрия Танцюры. В избирательном округе N94 зарегистрированы четыре кандидата с фамилией Дубинский (трое из них – электоральные "клоны" известного журналиста телеканала "1+1" А.Дубинского, который представляет партию "Слуга народа"), три кандидата с фамилией Кононенко (один из них – народный депутат Игорь Кононенко, близкий друг экс-президента П.Порошенко). Очевидно, между кем в этом округе развернется жесточайшая борьба, в том числе с участием кандидатов-клонов.

Но есть немало одномандатных округов с ограниченным числом кандидатов (менее 10). Наименьшее число кандидатов (по 6) зарегистрировано в избирательных округах N46 (г.Бахмут, г.Лиман, часть Бахмутского района Донецкой области), N177 (г.Изюм, г.Купянск, Боровский, Изюмский, Купянский, Шевченковский районы Харьковской области), N178 (г.Первомайский, Балаклейский, Барвенковский, Блюзнюковский и Первомайский районы Харьковской области), N188 (часть территории г.Хмельницкий, Волочисский и Хмельницкий районы Хмельницкой области). Во всех этих округах баллотируются действующие народные депутаты и можно говорить о сильном влиянии на избирательный процесс местных элит. Хотя даже в некоторых из этих округов ожидается очень острая конкуренция.

Проблема кандидатов-клонов

Одна из главных особенностей нынешней избирательной кампании – большое количество так называемых электоральных клонов. Ранее эта технология применялась на выборах в мажоритарных округах, в борьбе за должности мэров городов, и даже на президентских выборах (против Юлии Тимошенко выставили ее однофамильца). Немало однофамильцев фаворитов в мажоритарных округах баллотируются и на нынешних выборах. Но главная "фишка" технологии электоральных клонов на нынешних парламентских выборах связана с феноменом популярности Владимира Зеленского. Некоторые хитрецы решили использовать этот феномен в своих интересах. Председатель Центризбиркома Татьяна Слипачук сообщила 26 июня, что на выборах в Верховную Раду в разных одномандатных округах зарегистрированы 8 кандидатов с фамилией Зеленский. И это реальные люди, которые не меняли свою фамилию перед выборами. Вряд ли это поможет однофамильцам нового Президента Украины выиграть выборы. Но сама по себе эта ситуация очень показательна.

Своеобразным ноу-хау в технологии электорального клонирования стало использование бренда "Слуга народа" различными кандидатами в мажоритарных округах. В команде Президента В.Зеленского немного "протормозили" и не зарегистрировали вовремя авторские права на название "Слуга народа". Но поскольку именно так называется партия нового президента Украины, целый ряд предприимчивых дельцов решили мимикрировать под популярный бренд. В итоге на выборах во многих одномандатных округах появились кандидаты, которые представляют общественные организации, благотворительные фонды, общества с ограниченной ответственностью и частные предприятия со схожим названием. К примеру, в Кривом Роге, родном городе В.Зеленского, зарегистрировались кандидатами в народные депутаты сразу 5 самовыдвиженцев, которые представляют различные организации с названием "Слуга народа". Немало таких кандидатов и в других мажоритарных округах. По подсчетам журналистов за последний месяц было зарегистрировано более 40 различных организаций с названием "Слуга народа". В партии "Слуга народа" собираются привлечь к криминальной ответственности самоназванных "дублеров". Но пока не ясно, удастся ли это сделать, и если да, то как быстро.

В чем смысл дублирования названия "Слуга народа" на нынешних парламентских выборах? Главным образом, это обусловлено очень высоким рейтингом партии "Слуга народа". Как уже отмечалось в предыдущих записях "Дневника парламентских выборов-2019", по данным социологов уже сама принадлежность к партии "Слуга народа" может добавить к рейтингу абстрактного кандидата этой партии от 10-15% до 20-30%. Кто-то из самозванных "слуг народа" надеется воспользоваться этим бонусом. А вдруг избиратель не разберется, какой именно из "слуг народа" настоящий. Есть и обиженные кандидаты, которые претендовали на выдвижение от партии "Слуга народа", но не получили этого статуса, и, в отместку, решили самовыдвинуться с использованием бренда, ассоциирующегося с В.Зеленским. Но чаще всего, таким образом пытаются размыть и раздробить потенциальный электорат кандидата от партии "Слуга народа". Естественно, это делают конкуренты партии В.Зеленского.

Технология электоральных клонов вряд ли существенно повлияет на результаты внеочередных парламентских выборов, но изрядно попортит крови фаворитам в одномандатных округах.

Рейтинговая гонка

На прошедшей неделе были представлены данные опросов общественного мнения четырех разных социологических центров. По данным большинства опросов пятипроцентный барьер преодолевают 5 политических сил: партии "Слуга народа", "Оппозиционная платформа "За жизнь", "Европейская солидарность", "Батькивщина" и "Голос". В этом плане за последние недели в рейтинговой гонке не произошло существенных изменений. По-прежнему с большим отрывом лидирует "Слуга народа". Однако, по сравнению с предыдущими исследованиями, рейтинг президентской партии немного просел (примерно на 3%). Вторая позиция сохраняется за "Оппозиционной платформой "За жизнь". А вот по третьему месту данные несколько различаются. По трем опросам на третьем месте – "Батькивщина". Соцгруппа "Рейтинг" выводит на третье место партию "Голос" С.Вакарчука. Рейтинг "Голоса" в последние две недели относительно стабилизировался, но в целом имеет тенденцию возрастания, и это дает партии С.Вакарчука хорошую электоральную перспективу.

Какие еще партии, кроме пятерки лидеров, имеют шансы на преодоление пятипроцентного барьера? Во-первых, это – партии, которые близки (хотя бы относительно) к пятипроцентному барьеру, и имеют позитивную рейтинговую динамику. Во-вторых, это те партии, которые имеют рейтингового лидера.

Ближе всех к пятипроцентному барьеру, по данным всех опросов, – партия "Сила и честь" во главе с И.Смешко. Но вот электоральная динамика этой партии очень неоднозначна, скорее с тенденцией к снижению. Очень схожая рейтинговая ситуация и динамика у "Гражданской позиции" А.Гриценко. Рейтинги Радикальной партии О.Ляшко за последние две недели относительно стабилизировались, но перед этим имели сильную тенденцию к снижению. Рейтинги "Оппозиционного блока" имеют очень большой разнобой, и по тем исследованиям, которые дают возможность оценивать динамику электоральных показателей, рост партийного рейтинга не наблюдается. Рейтинги ВО "Свобода" замерли на уровне несколько ниже двух процентов. По сравнению с майскими опросами позитивная динамика есть у "Украинской стратегии" В.Гройсмана.

Рейтинговый потенциал лидеров позволяет нам оценить электоральные перспективы у всех ведущих политических сил. Здесь нам могут помочь данные июньских опросов соцгруппы "Рейтинг".

По уровню доверия (данные опроса соцгруппы "Рейтинг", проведенного 20-24 июня 2019 г.) несомненным лидером является Президент В.Зеленский (37% опрошенных ему доверяют полностью, 30% – скорее доверяют), на втором месте – С.Вакарчук (7% доверяют полностью, 18% – скорее доверяют). Из лидеров партий, участвующих в парламентских выборах, достаточно высокие показатели у А.Гриценко (5% доверяют полностью, 16% – скорее доверяют), И.Смешко (6% доверяют полностью, 15% – скорее доверяют), Ю.Бойко (8% доверяют полностью, 12% – скорее доверяют), Ю.Тимошенко (6% доверяют полностью, 11% – скорее доверяют), П.Порошенко (6% доверяют полностью, 9% – скорее доверяют), А.Садовой (3% доверяют полностью, 11% – скорее доверяют), О.Ляшко (4% доверяют полностью, 9% – скорее доверяют). В этом списке почему-то нет Премьер-министра В.Гройсмана. Но у него наверняка также достаточно высокий (по украинским меркам) показатель доверия. По данным опроса соцгруппы "Рейтинг", проведенного 8-12 июня 2019 г., деятельностью Премьер-министра В.Гройсмана полностью были удовлетворены 6% респондентов, и еще 16% были скорее удовлетворены.

Поскольку респонденты могут, согласно правилам опроса, высказывать доверие сразу нескольким лидерам, важен показатель полного доверия. Как правило, этот показатель очень близок рейтингу партии соответствующего лидера. Очень показательны отклонения партийного рейтинга от рейтинга полного доверия лидеру партии. А.Гриценко, И.Смешко, О.Ляшко и А.Садовому доверяют несколько больше, чем готовы голосовать за их партии. Это связано с тем, что часть избирателей доверяет сразу нескольким лидерам, а также с неустойчивостью электоральной поддержки их партий. Кто-то не верит в то, что партия симпатичного лидера пройдет в парламент. А у кого-то есть претензии по избирательному списку партии. В этом плане самый адекватный имиджу лидера список партии у "Голоса" С.Вакарчука. Чаще всего, доверяя лидеру, отдают предпочтение другой партии, близкой по политическим позициям, исходя из совокупности разных аргументов. У Ю.Бойко, Ю.Тимошенко и П.Порошенко партийный рейтинг несколько выше, чем рейтинг полного доверия лидеру. Это означает, что партию поддерживают не только исходя из личных симпатий к лидеру. К примеру, за "Оппозиционную платформу "За жизнь" готовы голосовать прежде всего приверженцы пророссийской позиции, а не просто сторонники Ю.Бойко.

В оценке электорального потенциала отдельных партий важен также рейтинг премьерских симпатий, в том числе и потому, что целый ряд политических сил акцентируют внимание избирателей на том, что парламентские выборы это – выборы Премьер-министра. Судя по данным опроса соцгруппы "Рейтинг", проведенного 12-20 июня, 13% респондентов видят будущим Премьером Ю.Бойко, 11% – Ю.Тимошенко, 10% – В.Гройсмана, 7% – И.Смешко. Вся четверка лидеров позиционирует себя как претенденты на пост главы правительства. Однако у всех этих политиков "премьерский" рейтинг выше рейтинга их партии. Иначе говоря, аргумент о том, что они могут быть хорошим Премьером, срабатывает, но не всегда помогает поднять рейтинг партии. Наибольший потенциал для роста в этом плане у действующего главы правительства В.Гройсмана. Тем более, что его основного электорального конкурента П.Порошенко в роли Премьер-министра видят лишь 4% респондентов. Также по 4% респондентов видят в роли Премьер-министра А.Гриценко и М.Саакашвили. Интересно, что по этому показателю их опережает С.Вакарчук, хотя он на самом деле не претендует на пост главы правительства. Однако в данном случае срабатывает личная популярность Святослава. А вот О.Ляшко Премьер-министром видят лишь 3% респондентов. Еще меньше этот показатель у А.Садового и А.Вилкула – 2%.

Таким образом, пять партий фаворитов предстоящих парламентских выборов преодолевают избирательный барьер в значительной мере благодаря достаточно высоким рейтинговым показателям своих лидеров. У И.Смешко и А.Гриценко по разным причинам личный рейтинг не полностью конвертирован в рейтинг их партии. Еще больший разрыв в этом отношении у В.Гройсмана. У его партии есть очевидный потенциал для роста рейтинга, но для этого надо сепарировать электорат В.Гройсмана из электората П.Порошенко и его партии.

Специфика агитационной кампании отдельных политических сил

В конце июня фактически стартовала полноценная агитационная кампания. В частности, начала свою рекламную кампанию партия "Слуга народа". И по форме и по содержанию – это продолжение президентской избирательной кампании. Но учитывается и специфика парламентской кампании. 28 июня, в День Конституции, кандидаты в народные депутаты от "Слуги народа" подписали меморандум, в соответствии с которым они взяли на себя целый ряд обязательств и пообещали отказаться от депутатского мандата в случае нарушения этих обязательств.

Масштабную агитационную кампанию, с акцентом на телерекламу и доминирование на своих телеканалах, запустила "Оппозиционная платформа "За жизнь". Характерно, что партия Ю.Бойко-В.Медведчука все активнее переходит к оппонированию Президенту В.Зеленскому и делает акцент не только на лозунгах мира (фактически на российских условиях), но и на тарифной теме. В.Медведчуку вновь предметно помогает Президент РФ В.Путин, попиарив его на своей "прямой линии" и организовав освобождение четырех украинцев, находившихся в плену у сепаратистов.

А вот "Батькивщина" по-прежнему не спешит с началом масштабной рекламной кампании. Зато Ю.Тимошенко и другие представители ее партии активно участвуют в политических дискуссиях на телевидении, а также проводят встречи с избирателями в регионах. В своей агитационной кампании "Батькивщина" использует самые разнообразные методы – от подписания меморандумов о сотрудничестве с профсоюзами до флешмоба в День молодежи, когда на Михайловской площади Киева был развернут самый большой украинский флаг в мире.

В партии П.Порошенко используют все агитационные средства – и масштабную политическую рекламу, и активное участие в телеэфирах, и региональные туры. Правда, сам Петр Алексеевич предпочитает ездить в комфортную для него Западную Украину. Все более заметно, что "Европейская солидарность" быстро трансформируется в "Солидарность Галичины с Порошенко".

А вот "Голос" С.Вакарчука, напротив, стремится выйти за пределы Киева и Западной Украины. В агитационной кампании акцент делается на позитивный имидж лидера и фронтмена партии, а также на электоральный креатив. В частности, в День Конституции, активисты "Голоса" провели флешмоб возле здания украинского парламента, символически взяв Раду в свои руки.

У И.Смешко по-прежнему (как и во время президентских выборов) игнорируют политическую рекламу, предпочитая активное участие своего лидера в телевизионных эфирах. Однако эффект от этой тактики совсем другой, чем в период выборов Президента Украины.

На прошедшей неделе резко усилил свою информационную и политическую активность Премьер-министр В.Гройсман. Он резонансно реагировал и на возвращение россиян в ПАСЕ, и на перепалку между Президентом В.Зеленским и министром иностранных дел П.Климкиным, и на другие значимые политические события. Более того, по инициативе В.Гройсмана Кабмин принял 26 июня программу "Честная платежка", установив предельные тарифы на отопление и горячую воду. И хотя это решение вызвало критику и несогласие некоторых членов правительства и ряда экспертов, очевидно, что Премьер-министр В.Гройсман таким образом пытается отреагировать на тарифную проблему, волнующую миллионы украинцев, и тем самым способствовать повышению популярности своей партии.

До даты голосования остается три недели. И они обещают быть жаркими и в прямом, и в политическом смысле.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...