21 квітня 2020, 23:35

Особенности и закономерности первого года правления украинских президентов

Поскольку сейчас активно обсуждается первая годовщина победы Владимира Зеленского на президентских выборах, есть смысл сравнить первый год его президентства с тем же самым периодом у его предшественников.

Начнем с первого Президента Украины – Леонида Кравчука. Первый год его президентства – это период "державотворення", создания государственной инфраструктуры страны, только что обретшей свою независимость. Но одновременно это и начало глубокого социально-экономического кризиса, растянувшегося на все 1990-е годы. К концу 1992 г. инфляция достигла 3000%. Символом этого года (да и всех 1990-х) стала "кравчучка". Страна массово пошла на базары, инженеры и преподаватели – в челноки и базарные торговцы. Президент Л.Кравчук попытался переложить ответственность на правительство. В октябре 1992 г. Премьер-министром стал Леонид Кучма. В ноябре 1992 г. Верховная Рада предоставила ему чрезвычайные полномочия. Украина де-факто стал парламентской республикой. Вместо концентрации власти Л.Кравчук скорее стал упускать власть из своих рук.

Второй Президент Украины – Леонид Кучма. Первый год его первой президентской каденции – с 19 июля 1994 г. по 19 июля 1995 г. Л.Кучма сразу же взял курс на концентрацию власти в своих руках. Но этому препятствовала Верховная Рада во главе с ее председателем Александром Морозом. Началось активное политико-правовое противостояние между Президентом и парламентом, которое завершилось временным перемирием – 8 июня 1995 г. был подписан Конституционный договор, который ввел президентско-парламентскую форму правления в Украине и стал эскизным вариантом будущей Конституции Украины. В наследство Леониду Кучме досталось правительство В.Масола, которое было назначено во время президентских выборов 1994 г. В марте 1995 г. Президент Л.Кучма поменял правительство и назначил Премьер-министром Евгения Марчука. Летом-осенью 1994 г. Президент Л.Кучма смог подавить сепаратистскую активность в Крыму, связанную с избранием президентом Крымской АР пророссийского политика Ю.Мешкова. В декабре 1994 года Леонид Кучма подписал "Будапештский меморандум" о неядерном статусе Украины и отказе от ядерного оружия. От Леонида Кучмы ожидали, что он повернет в сторону России, а он, скорее, развернулся в сторону Запада и сформировал внешнюю политику многовекторности. Экономическая ситуация в первый президентский год Л.Кучмы была сложной – безденежье, кризис неплатежей, начало массовой трудовой эмиграции. Началась неоднозначная ваучерная приватизация. Возобновилось сотрудничество с МВФ, которое помогло обуздать гиперинфляцию. Миссию начального этапа своего президентства Леонид Кучма обозначил в послании к парламенту под названием "Путем радикальных экономических реформ". Отмечу еще одну важную деталь – в первый год его президентства резко возросло влияние главы его Администрации, которым тогда стал молодой Дмитрий Табачник.

Леонид Кучма – единственный Президент Украины, который избирался на этот пост дважды. Первый год его второй президентской каденции – с 30 ноября 1999 г. (переизбран Президентом Украины 14 ноября 1999 г.) по 20 ноября 2000 г. В своей инаугурационной речи Президент Л.Кучма заявил курс на новую волну реформ, на политическое обновление, сформулировал европейский выбор Украины. Стратегической целью Украины он впервые назвал вступление в Евросоюз. В конце декабря 1999 г. Президент Л.Кучма сменил правительство и назначил Премьер-министром В.Ющенко. Вслед за этим произошел мини-парламентский кризис и смена руководства Верховной Рады. Весной 2000 г. был проведен всеукраинский референдум, направленный на усиление влияния Президента Украины и структурное ослабление влияния Верховной Рады (расширение возможностей Президента для досрочного роспуска парламента; ограничение депутатской неприкосновенности; сокращение числа народных депутатов с 450 до 300; формирование двухпалатного парламента в Украине). На этом референдуме избиратели поддержали предложения Президента Л.Кучмы, а вот парламент их не утвердил. Отношения с парламентом не очень складывались у Президента Л.Кучмы и во вторую его каденцию. 2000-й год стал первым годом экономического подъема Украины после затяжного кризиса 1990-х гг. Но конец первого года второго президентства Леонида Кучмы ознаменовался началом острого политического кризиса. 17 сентября был убит журналист Георгий Гонгадзе. Информация о его исчезновении, а затем и смерти вызвала резкий рост политического напряжения. В ноябре 2000-го года начался "кассетный скандал". Оглашение записей разговоров Президента Л.Кучмы вызвало всплеск подозрений о причастности Президента Украины и его ближайшего окружения к исчезновению и смерти Г.Гонгадзе и спровоцировало острый политический кризис. По данным всеукраинских социологических опросов, проведенных в 2000-м году Украинским институтом социальных исследований и Центром "Социальный мониторинг", уровень доверия к Президенту Леониду Кучме в начале 2000 г. заметно вырос (с сентября 1999 г. по январь 2000 г. доля респондентов, которые доверяли Президенту Л.Кучме, возросла с 30% до 44%, а тех, кто не доверял ему, снизилась с 62% до 48%), а к концу года, напротив, существенно снизился (с января по декабрь 2000 г. доля респондентов, которые доверяли Президенту Л.Кучме, снизилась с 44% до 32%, а тех, кто не доверял ему, возросла с 48% до 59%).

Очень неоднозначным был первый год президентства Виктора Ющенко. Он был избран Президентом Украины 26 декабря 2004 г., вступил в полномочия главы государства 23 января 2005 года. В.Ющенко не заявил какой-то официальной программы своего президентства, но были очевидными внешнеполитический разворот на Запад и стремление к европейской модернизации Украины. Самого В.Ющенко больше интересовала историческая и гуманитарная проблематика. В отличие от Л.Кучмы Виктор Ющенко не стремился к концентрации власти в своих руках и передоверил управление страной своим соратникам. В начале февраля было назначено новое правительство во главе с Юлией Тимошенко. И пока в первые месяцы своего президентства Виктор Ющенко получал различные международные награды, внутри победившей "оранжевой команды" постепенно разворачивалось противостояние между Юлией Тимошенко, с одной стороны, и с другой стороны, – "любими друзями" Президента В.Ющенко во главе с Петром Порошенко, который тогда был секретарем Совета национальной безопасности и обороны. В итоге оно закончилось в сентябре 2005 г. громким скандалом с обвинениями в коррупции в адрес П.Порошенко и других "любих друзів" и отставкой всех фигурантов этого скандала. Было назначено новое правительство во главе с Юрием Ехануровым, а также новый руководитель Секретариата Президента Украины (им стал Олег Рыбачук). Юлия Тимошенко ушла в оппозицию. А Президент В.Ющенко подписал Меморандум со своим недавним оппонентом – лидером Партии регионов Виктором Януковичем. В итоге уровень доверия к Президенту В.Ющенко резко снизился. По данным всеукраинских социологических опросов, проведенных Киевским международным институтом социологии (КМИС), доля респондентов, которые доверяли Президенту В.Ющенко, снизилась с марта по декабрь 2005 г. с 60% до 33,5%, а тех, кто не доверял ему, возросла с 17% до 46,2%.

Пожалуй, единственным украинским Президентом, у которого первый год полномочий (с февраля 2010 г. по февраль 2011 г.) был относительно благополучным, был Виктор Янукович. Правда, надо помнить, чем в итоге закончилось его президентство. Президент В.Янукович достаточно быстро сконцентрировал власть в своих руках. В конце февраля – начале марта 2010 г. было переформатировано парламентское большинство и в марте было назначено новое правительство во главе с Н.Азаровым, близким соратником Президента В.Януковича. Уже в марте 2010 г. Президент В.Янукович выстроил подконтрольную себе вертикаль исполнительной власти и силовых структур. 1 октября 2010 г. Конституционный суд Украины отменил политическую реформу, проголосованную в конце 2004 г., Украина вернулась в президентско-парламентской форме правления. В конце октября Партия регионов победила на местных выборах. На сторону В.Януковича перешли некоторые представители политических команд В.Ющенко и Ю.Тимошенко. При этом против самой Юлии Тимошенко и ряда ее соратников были возбуждены уголовные дела. В конце декабря 2010 г. был арестован Юрий Луценко. Одновременно Президент В.Янукович попытался заявить себя в качестве "реформатора". В конце 2010 г. – январе 2011 г. было инициировано более 20 реформ в различных сферах государственной политики. Однако, некоторые из этих реформ вызвали протестную реакцию. Самая большая волна протестов на первом году президентства В.Януковича произошла в ноябре-декабре 2010 г. и получила название "Налогового майдана". Также отмечу, что осенью 2010 г. произошло некоторое повышение коммунальных тарифов. Весной 2010 г. произошло сближение с Россией, подписаны "Харьковские соглашения" (по цене на газ и сроком аренды Черноморским флотом России военной базы в Крыму), но при этом Президент В.Янукович не спешил вступать в Евразийский союз и продолжил переговоры о подписании соглашения с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли. Таким образом, В.Янукович, как и его предшественник – В.Ющенко, не заявил четкой программы своего президентства. Скорее, это был эклектичный набор тактических задач для обеспечения (и/или камуфляжа) главной цели – максимальной концентрации власти в руках Президента В.Януковича. При всем относительном благополучии стартового этапа правления Виктора Януковича его рейтинги упали вдвое за первый год президентства (и это по данным компании Research & Branding Group, близкой к тогдашней власти): с апреля 2010 г. (пик поддержки В.Януковича) по февраль 2011 г. уровень позитивной поддержки его деятельности снизился с 56% до 28%, уровень негативной оценки вырос с 29% до 48%. Президентский рейтинг В.Януковича, по данным этой же компании, снизился с 46% в марте 2010 г. до 21% в феврале 2011 г.

Очень проблемным и весьма драматичным был первый год президентства Петра Порошенко (избран Президентом Украины 25 мая 2014 г., вступил в полномочия главы государства 7 июня 2014 г.). Он не заявил какой-то программной системной миссии своего президентства. Скорее речь шла о реализации общественных ожиданий сторонников Революции достоинства (европейская интеграция, борьба с коррупцией, запрос на справедливость и повышение уровня жизни простых украинцев), а также преодоление конфликта на Донбассе. Правление Петра Порошенко началось в условиях войны на Донбассе, потери части территории страны. Президент П.Порошенко попытался решить проблему конфликта на Донбассе военным путем и ему удалось освободить часть территории этого региона. Но в конфликт почти напрямую вмешалась Россия. Болезненные военные поражения под Иловайском (август 2014 г.) и Дебальцево (февраль 2015 г.) стали одними из главных неудач первого года президентства П.Порошенко. Не принесли успеха и дипломатические усилия по урегулированию конфликта на Донбассе – первые и вторые Минские соглашения (соответственно, сентябрь 2014 г. и февраль 2015 г.), которые в итоге законсервировали этот конфликт в формате позиционной войны малой интенсивности. Президент П.Порошенко стал самой влиятельной фигурой в украинской системе власти, но сконцентрировать всю власть в своих руках ему не удалось. По результатам внеочередных выборов Верховной Рады ему пришлось разделить власть с партнерами по парламентской коалиции, прежде всего с "Народным фронтом" и Премьер-министром А.Яценюком. Из-за войны и конфликта с Россией в кризисной ситуации оказалась экономика страны. За 2014 год украинская экономика сократилась на 6,8%. В I квартале 2015 г. украинский ВВП уменьшился на 17,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Вдвое обесценилась гривна. В апреле 2015 г. инфляция ускорилась до 60,9% годовых. С 1 апреля 2015 г. более чем в 3 раза был повышен минимальный тариф на газ для населения. Вслед за этим выросли и другие коммунальные тарифы. Падение уровня жизни абсолютного большинства украинцев и другие социально-экономические проблемы, а также поражения на фронте привели к существенному снижению популярности Президента П.Порошенко. По данным опроса КМИС в конце мая 2015 г. за Петра Порошенко на президентских выборах готовы были проголосовать 32% избирателей (среди тех, кто готов участвовать в голосовании и определился в своем выборе). Для сравнения, на президентских выборах 25 мая 2014 г. за него проголосовали 54,7% избирателей, принявших участие в голосовании. За этот же период в два раза ухудшились показатели доверия к П.Порошенко. По данным опросов соцгруппы "Рейтинг" с мая 2014 г. по июнь 2015 г. число респондентов, доверявших Петру Порошенко, уменьшилось с 64% до 31%, число тех, кто ему не доверял, увеличилось с 25% до 58%.

Владимир Зеленский победил на президентских выборах 21 апреля 2019 г, в полномочия главы государства вступил 20 мая 2019 г. В отличие от большинства своих предшественников на посту Президента Украины, ему удалось достаточно быстро (за три с половиной месяца) сконцентрировать в своих руках контроль над законодательной и исполнительной властью в своих руках. И это стало большой неожиданностью для большинства наблюдателей, которые не ожидали такой "прыти" от человека, никогда не занимавшегося политикой. Такой результат стал возможен благодаря роспуску Верховной Рады и абсолютной победе партии В.Зеленского на досрочных парламентских выборах. Впервые в истории украинского парламентаризма возникло однопартийное большинство. Своеобразной, хотя и неформальной миссией своего президентства В.Зеленский определил приведение к власти "новых лиц". И этого удалось добиться: на 80% обновился состав парламент, на 90% – новый состав правительства. Правда, через 9 месяцев после прихода к власти он пришел к выводу, что "новые лица" не всегда (и не все) лучше старых, что в кадровой политике необходим баланс молодости и опыта. Внутри его команды, которая поспешно формировалась в ходе президентских и парламентских выборов, возник первый серьезный кризис, приведший к смене правительства и ряду других кадровых ротаций. Учитывая поспешность формирования политической команды В.Зеленского, ее идеологическую эклектичность, а также полное отсутствие политического опыта у молодого Президента в начале его правления, ошибки в кадровой политике и ранний кризис команды были неизбежны.

Еще одной неформальной характеристикой "миссии" президентства В.Зеленского стало стремление радикально и быстро (в стиле блицкрига) решить системные и базовые проблемы украинской политики (низкая эффективность государственных институтов; масштабная коррупция, в том числе и в судебной системе; многочисленные социальные и экономические проблемы). Отсюда и "турбо-режим" в работе парламента, инициирование целого ряда реформ и конституционных изменений. Но сложнейшие и масштабные проблемы, которые накапливались даже не годами, а десятилетиями, решить наскоком не удалось. И вряд ли это было возможно. Похоже, что Президент Зеленский и сам начинает это осознавать. В значительной мере это относится и к проблеме войны и мира. Зеленскому удалось разблокировать переговорный процесс по урегулированию конфликта на Донбассе, который три года находился в глухом тупике. Удалось достичь ряда локальных результатов в мирном процессе (обмены пленными и задержанными лицами; разведение войск на трех участках; мост в Станице Луганской). Но переговоры лидеров стран "Нормандского формата" в Париже в декабре 2019 г. показали, что для достижения мира на Донбассе недостаточно искреннего желания и гиперактивности Президента В.Зеленского. Для этого необходима и готовность российской стороны для взаимоприемлемых компромиссов по урегулированию конфликта на Донбассе. А Президент РФ В.Путин такой готовности пока не проявляет.

На промежуточном финише первого года своего президентства Владимир Зеленский столкнулся с новыми и сложнейшими вызовами – пандемия коронавируса и глобальный экономический кризис. Прилетели "черные лебеди". И эти новые вызовы объективно принуждают Президента В.Зеленского к существенному перепрограммированию своих политических приоритетов. Сейчас необходимы не столько политическое обновление и ускорение социально-экономического развития, сколько антикризисный менеджмент по противодействию эпидемии COVID-19 и огромным проблемам, связанным с глобальным экономическим кризисом. И второй год своего президентства Владимиру Зеленскому придется посвятить нейтрализации именно этих проблем, а параллельно и обеспечению социально-политической стабильности в стране.

Первый год правления Президента В.Зеленского отмечен целым рядом политических рекордов, в том числе и рейтинговых. В начале сентября 2019 г. он достиг аномально высоких для Украины показателей доверия и позитивного отношения к Президенту Украины. По данным КМИС в середине сентября 2019 г. 73% украинцев позитивно относились к Президенту В.Зеленскому (7% – негативно, 14% – нейтрально). По данным опроса соцгруппы "Рейтинг" в первой половине сентября 2019 г. 71% респондентов были удовлетворены деятельностью Президента В.Зеленского (11% – не удовлетворены, 18% – не определились). Опрос Центра Разумкова в первой половине сентября 2019 г. показал, что Президенту В.Зеленскому доверяют 79% респондентов, не доверяли – 13,5%. Начиная с октября 2019 г. рейтинги Президента В.Зеленского стали снижаться, что было связано с окончанием "медового месяца" нового Президента, остыванием послевыборной политической эйфории у сторонников нового Президента. Стали проявляться и разнообразные факторы недовольства – от неприятия мирных инициатив Президента В.Зеленского и земельной реформы до традиционных социально-экономических проблем. По данным опроса КМИС в первой половине 2020 г. к Президенту Зеленскому положительно относятся 44% украинцев. По сравнению с рейтинговым пиком начала сентября 2019 г это существенное снижение (около 30%). Но в сравнении со всеми своими предшественниками (именно на этот период – первый год правления) у Президента В.Зеленского сохраняются намного более высокие рейтинги.

Какие же закономерности можно выделить, сравнивая стартовые периоды деятельности всех украинских президентов?

1. Главные задачи Президента Украины в первый год своего правления – концентрация реальной власти в своих руках и формулирование (официально-публичное или неформальное) ключевой миссии своего президентства (не путать с предвыборной программой, что не одно и то же). Однако не всем президентам удавалось успешно решать эти задачи. Забегая вперед, отмечу, что заявленную ключевую миссию большинству украинских президентов пришлось корректировать в последующие годы своего правления. Чаще всего она просто отходила на второй план под грузом новых или текущих проблем.

2. Новый Президент стремится к назначению своего правительства. Иногда за первый год президентства смена правительства происходит дважды. У каждого Президента в той или иной степени происходит кризис команды (обострение противоречий внутри команды и кадровые перестановки). Иногда это бывает и в первый год президентства, но кризис команды может происходить и на втором, и даже на третьем году президентства.

3. Первый год правления для всех украинских президентов (за исключением В.Януковича) был проблемным. Зачастую весь второй год президентства (а то и больше) уходил на решение проблем, возникших в первый год правления.

4. По итогам первого года правления нового Президента Украины, как правило, не оправдывались ни ожидания его сторонников, ни "страшилки" его оппонентов.

5. Рейтинговые качели первого года правления украинских президентов: первые месяцы правления (так называемый "медовый месяц") – пик поддержки и популярности, затем начинается неизбежное снижение и к концу первого года правления рейтинги Президента Украины падают минимум на треть, а то и наполовину. И пока что это – "железная" (неизбежно, абсолютно работающая) закономерность. Кстати, отмечу, что на втором и третьем году президентства рейтинги главы государства могут периодически и возрастать (но без резких скачков) в зависимости от обстоятельств и активности Президента Украины.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...