15 вересня 2020, 12:31

Местные выборы-2020: обзор избирательной кампании (8-14 сентября 2020 р.)

Избирательная кампания постепенно входит в активную фазу. Официальное выдвижение кандидатов в мэры, председатели объединенных территориальных громад (ОТГ) и депутаты местных советов только начинается. А вот структура партийного участия в местных выборах уже конкретизировалась. Об участии своих местных организаций в местных выборах 25 октября 2020 г. заявили в ЦИК 194 партии (данные на 7 сентября). Для сравнения, в местных выборах 2015 г. принимали участие 132 партии. Увеличение числа партий, участвующих в выборах, связано с тем, что во всех территориальных громадах с численностью избирателей свыше 10 тысяч выборы проводятся только по партийным спискам. Поэтому есть смысл проанализировать партийную конфигурацию предстоящих местных выборов.

Их политических партий, заявивших о своем участии в местных выборах 2020 г., четвертую часть составляют либо именные партии (с фамилией партийного лидера), либо с местной самоидентификацией. 31 партия – именные, 21 – сугубо местные (и это только по названию, на самом деле их гораздо больше). Из именных партий лишь меньшая часть связана с политиками общенационального масштаба (Владимир Гройсман, Виталий Кличко, Валентин Наливайченко и др.). Многие "именные партии" носят имена, которые ничего не скажут даже человеку, интересующемуся украинской политикой. Знаете ли вы, кто такой Игорь Колыхаев (Партия Игоря Колыхаева)? Или кто такой Симишин (Политическая партия "Команда Симишина") или Игорь Сапожок (Политическая партия "Команда Игоря Сапожка "Единство")? Гугл вам в помощь. 😊 Естественно, речь идет о политиках сугубо местного масштаба. Из местных партий – восемь имеют универсальное название ("Родной город", Партия "Перспектива города", Партия развития громад, и другие подобные названия), остальные привязаны к конкретному региону, и даже городу ("Херсонцы", Партия Винничан, "Команда Днипра", и др.). Новый тренд – партийная идентификация перешла на районный уровень ("Березанська громада", "Біла Церква разом"). При желании можно соединить местечковый и именной критерий в названии партии, например, – "Команда Михаила Ефимова "Наш Краматорск". Что ж, наверное, следующий этап – создание партий для отдельных сельских громад.

Если оценивать эту ситуацию рационально, даже с точки зрения банального здравого смысла, то ее можно определить как маразм местечковых и именных партий. Понятно, что речь идет о примитивной, хотя и относительно действенной политтехнологии. Партии с "местным" названием пытаются сыграть на эмоциях местного патриотизма у части избирателей. Партии с именем местного политика (как правило, действующего или бывшего мэра, или влиятельного местного политика) пытаются использовать его известность или определенную популярность в конкретном городе (регионе). Но, по сути, это какой-то апофигей политической фрагментации. Напомню, что по закону у нас могут существовать только всеукраинские партии. И может ли весь этот местечково-персонифицированный партийный кретинизм соответствовать цивилизованному партийному строительству, не говоря уже о букве закона?

Все партии, участвующие в местных выборах-2020, с учетом их статуса и интересов можно разделить на четыре категории:

1) Правящая партия – "Слуга народа". Если год назад у партии Президента Зеленского было намерение взять в свои руки власть и в местном самоуправлении, то сейчас реальные (а не декларативные) цели более скромные – провести свои фракции в местные советы и участвовать в формировании коалиций большинства с партиями местных элит и рядом других политических сил. Если удастся выиграть выборы мэров в одном-двух областных центрах, это уже будет успешный результат для партии "Слуга народа". Тем более, что и у других парламентских партий своих мэров в областных центрах будет раз-два и обчелся. Но вполне приемлемым результатом для "Слуги народа" будет наличие своих людей в руководстве городских и областных советов (секретарей горсоветов, председателей или заместителей председателя областных советов).

2) Оппозиционные парламентские партии. Для ОПЗЖ, "Европейской солидарности" и "Батькивщины" важно победить или стать одним из победителей в своих базовых регионах, стать там если не ядром правящего большинства, то его активной частью. Если этим партиям удастся взять под контроль хотя бы некоторые из областных и городских советов в своих базовых регионах, то они могут использовать их для давления на центральную власть по общенациональной политической повестке – тема урегулирования конфликта на Донбассе, вопросы социально-экономической политики, карантинные ограничения. В случае с ОПЗЖ и "Европейской солидарностью" это еще чревато и усилением регионально-политической поляризации, чем может воспользоваться Россия. Более скромные цели у "Голоса" – попасть в местные советы в своих базовых регионах, и тем самым хотя бы частично подтвердить сохранение своей популярности. Свой возможный, хотя и далеко не гарантированный успех на местных выборах оппозиционные парламентские партии могут использовать и для продвижения идеи досрочных парламентских выборов.

3) Партии местных элит. К этой категории относятся не только партии с "местным названием" и с именами местных политиков. Это и партии мэров (как, например, партия "Доверяй делам" одесского мэра Г.Труханова) и партии влиятельных бизнесменов (например, партия "За конкретные дела", связанная с супругами Александром и Галиной Герегами, имеющая влияние в Хмельницкой области). Задача этих партий – победа (или успешный результат) в своем городе (регионе), формирование большинства в интересах мэра, или представительство интересов конкретного политика, влиятельного местного клана в соответствующих органах местного самоуправления. Выбор многих представителей местных элит в пользу своих партий предопределен нежеланием зависеть от киевских политиков (в том числе и нежеланием платить за партийную франшизу).

4) Непарламентские партии. Это самая разнородная категория участников местных выборов. Есть небольшая группа таких партий (около десятка), которые рассматривают местные выборы как способ демонстрации своих амбиций и потенциала, но свои интересы связывают скорее с парламентскими выборами ("Свобода", Радикальная партия Олега Ляшко, "Сила и честь", Партия Шария, "Украинская стратегия Гройсмана" и ряд других). К этой же группе можно отнести и новые партии, созданные накануне местных выборов, но явно с прицелом и под будущие парламентские выборы ("За будущее", "Победа Пальчевского", "Пропозиція"). Хотя некоторые из этих партий (например "Пропозиція") одновременно имеют и ярко выраженный местный характер. Есть партии, чьи основатели имели (имеют) большие политические амбиции (чаще всего завышенные), но не смогли их реализовать. У этих партий нет ресурсов для полноценного участия в местных выборах по всей стране, но они надеются пройти в местные советы хотя бы в отдельных городах и ОТГ. Для них это способ остаться в большой политике. Абсолютное большинство непарламентских партий, участвующих в местных выборах – это юридические оболочки, продаваемые (или сдающиеся в аренду) на время выборов. Они участвуют в выборах лишь в отдельных регионах, городах и ОТГ. В лучшем случае они претендуют на то, чтобы провести в соответствующие местные советы несколько депутатов. Однако чаще они выполняют вспомогательные политтехнологические функции для фаворитов выборов.

Специфика партий, участвующих в местных выборах, определяет и политическую повестку, которую они продвигают в предвыборной борьбе. Партии местных элит традиционно делают акцент на местной проблематике (партии действующих мэров и правящих местных элит – на своих достижениях и дальнейших планах; а их конкуренты из местных элит – на наиболее острых местных проблемах и путях их решения). Парламентские партии и политические силы с амбициями на общенациональном уровне, напротив, делают ставку на общеукраинскую проблематику с учетом своей идеологической специфики. У партии Порошенко, к примеру, это борьба с Президентом Зеленским и критика его действий с ультрапатриотических позиций. У ОПЗЖ, напротив, – критика Президента Зеленского и партии "Слуга народа" с антилиберальных и якобы миролюбивых, а по сути – пророссийских позиций.

На местных выборах-2020 появилась особая тема для политического позиционирования – реформа децентрализации, и проблема взаимоотношений между центральной властью и местным самоуправлением. Местные элиты объективно заинтересованы в максимальном расширении полномочий местного самоуправления. В наиболее радикальной форме это проявляется в лозунге "Вся власть – громадам". Однако реализация этой идеи на практике фактически будет означать разрушение единого государства, превращение страны в полуанархическую конфедерацию громад. С другой стороны, значительная часть местных элит хотя и заинтересована в расширении полномочий местной власти, готова к конструктивному диалогу с центральной властью (правда, скорее после выборов) и созданию коалиций с президентской партией. Такие парламентские партии как ОПЗЖ и "Европейская солидарность" явно стремятся к максимальной политизации областных и городских советов, к тому, чтобы через них влиять на формирование государственной политики, в том числе внешней и оборонной. Но это де-факто означает движение к скрытой и постепенной федерализации государственного устройства Украины. В этих условиях правящая партия заинтересована в том, чтобы нейтрализовать риски как стихийно-анархической децентрализации, так и латентной федерализации. Для партии "Слуга народа" логично продвигать такую модель реформы децентрализации, которая предполагает разумный баланс полномочий центральной власти и местного самоуправления.

В заключение об особенностях конфигурации избирательной кампании на выборах мэров крупных городов. Явными фаворитами являются действующие мэры. И это прямое следствие реформы децентрализации, плодами которой они воспользовались. Все они опираются на свои партии (непарламентские и/или местные). У мэров Харькова и Одессы есть даже шансы (хотя и не гарантированные) победить в первом туре выборов. А вот мэрам Киева, Днепра и Львова, скорее всего, придется побороться за победу во втором туре. Ни в одном из крупных городов Украины у действующих мэров нет какого-то одного главного противника. Как правило, им противостоит целая группа конкурентов, которые в первом туре будут бороться не только и не столько с действующим мэром, сколько между собой – за выход во второй тур. Что показательно – представители парламентских партий находятся в явном меньшинстве среди главных претендентов на должности мэров крупных городов (может быть, за некоторым исключением в столице Украины). Исход борьбы во втором туре будет зависеть от возможности и способности сформировать широкую коалицию против действующего мэра, и мобилизовать всех избирателей, настроенных на смену власти в своем городе.

Самая острая борьба за выход во второй тур выборов мэра ожидается в Киеве. Мэр столицы Украины Виталий Кличко почти наверняка выходит во второй тур. А вот за другое место во втором раунде соревнования за должность руководителя Киева будут сражаться кандидат от "Слуги народа" Ирина Верещук, Андрей Пальчевский (партия "Победа Пальчевского") и Сергей Притула от "Голоса". В случае активной и эффективной избирательной кампании в эту борьбу также могут включиться Александр Попов (ОПЗЖ) и Алексей Кучеренко ("Батькивщина"). Кандидаты от парламентских партий сосредоточены на критике мэра В.Кличко и на взаимном политическом противостоянии. На этом фоне в роли своеобразного "джокера" ("кандидата против всех") выступает А.Пальчевский.

На расклад сил в борьбе за пост мэра Киева будет влиять и решение "Европейской солидарности" об их кандидате на эту должность. Парадокс ситуации в том, что при хороших партийных рейтингах в Киеве, у партии П.Порошенко нет кандидата, способного стать одним из фаворитов на выборах мэра Киева. Ходят слухи, что на эту роль рассматривается Марина Порошенко, супруга экс-президента Украины. Если же "Европейская солидарность" не выдвинет своего кандидата в мэры Киева, то это может занизить результат партии на выборах депутатов Киеврады. Маловероятно, что кандидат от "Европейской солидарности" пройдет во второй тур выборов мэра Киева, но при этом он будет отбирать голоса у Виталия Кличко и Сергея Притулы. В итоге вырастут шансы на выход во второй тур этих выборов у Ирины Верещук от "Слуги народа" и Андрея Пальчевского.

Интересна ситуация на выборах мэра Львова. Явным фаворитом является действующий городской голова – Андрей Садовой. Его главными конкурентами считаются Руслан Кошулинский (Всеукраинское объединение "Свобода", бывший вице-спикер Верховной Рады) и кандидат от "Европейской солидарности" Олег Синютка (бывший губернатор области при президентстве П.Порошенко). Но в борьбу за выход во второй тур может вмешаться, судя по данным ряда последних опросов, и Игорь Васюнык (депутат Верховной Рады 7-го и 8-го созывов).

О предвыборной ситуации в других крупных городах Украины поговорим в следующих обзорах избирательной кампании.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...