21 листопада 2020, 13:03

Уроки двух революций

В День Свободы традиционно анализируют достижения и неудачи, а самое главное – уроки того, что произошло во время и после двух революций в Украине. Традиционно спорят – а были ли это революции? Кто-то призывает к новым Майданам.

Не вдаваясь во все эти дискуссии (тут много чего можно высказать), обращу внимание на главный урок двух наших революций. Украинцы научились успешно бороться за свою свободу на улицах и площадях, научились менять власть через массовые уличные протесты, но пока так и не научились революционно (качественно) менять качество госуправления, характер общественных отношений после смены власти. Кстати, как показывает опыт ряда стран, это можно делать и без уличных революций. И наиболее успешными оказывались те страны, в которых модернизация осуществлялась без революционных политических потрясений.

Победа двух уличных революций в Украине (в отличие, например, от Белоруссии) была обусловлена тем, что эти революции прямо или косвенно поддерживала значительная часть политических и экономических элит. В результате революций происходила смена различных группировок политических элит, некоторая (лишь частичная) перетасовка доминирующих бизнес-элит, но сама политико-экономическая система не менялась. Это подтверждается и тем фактом, что за последние 20 лет у нас не поменялся состав главных олигархов (Ахметов, Коломойский, Пинчук). Изменения на верхушке олигархической пирамиды были лишь частичные – вспыхнул (а сейчас угасает) Фирташ, но зато остаются Бойко и Левочкин. Частью большого олигархата стал Порошенко, а в последние годы его правления статус олигарха (одновременного крупного владельца бизнесовых, медийных и политических ресурсов) получил и Медведчук. Но суть системы не поменялась. Она осталась прежней.

И система – это не только и не столько олигархи. В Украине сформировался олигархический плюрализм, который имел и некоторые положительные последствия, став одной из базовых предпосылок для конкурентной демократии в нашей стране. Но, увы, и демократия и революции сами по себе не поменяли жизнь украинцев к лучшему. А это уже риск и для самой демократии.

Главный порок системы – коррупционный обмен ресурсами (деньги в обмен на власть, судебные решения, и наоборот). Тотально коррумпированная судебная власть – один из системных элементов того мафиозно-коррупционного порядка, который у нас существует уже не одно десятилетие.

И вот что показательно – майданные революционеры, оказывается, против революционных изменений в судебной системе, в частности против замены "контрреволюционного" Конституционного суда. Это ведь антиконституционно и нелиберально. Наверное, они по этим же причинам и против кардинальных изменений в политико-экономической системе в целом. Так что не надо удивляться, что мало что поменялось и после Оранжевой революции, и после Революции достоинства.

Я бы советовал внимательно изучить уроки двух революций и нынешним руководителям страны. Ведь ту смену власти, что произошла в прошлом году, часто называют электоральной революцией. Большинство украинцев разочаровались и в тех политиках, что пришли к руководству страной в 2014 г., и в тех, кто был при власти до февраля 2014 г., и массово проголосовали за "новые лица". Но оказалось, что заменить "старых" "новыми" недостаточно. Дурные нравы и пороки "старых" могут легко усваиваться "новыми", а вот опыт и управленческие (и политические) навыки так быстро не приходят. Опять все упирается в пресловутую "Систему", и в необходимость ее качественного реформирования.

Нам надо, наконец, понять, что успешный взрыв протестного уличного энтузиазма может поменять власть в стране, но не означает автоматических и качественных общественных изменений. Украина нуждается в модернизационной революции "сверху", подкрепленной эффективным управлением.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...