25 квітня 2021, 17:42

Два года избрания Владимира Зеленского Президентом Украины

21 апреля исполнилось два года, как Владимир Зеленский был избран Президентом Украины. Но в этот день все внимание было приковано к отношениям между Россией и Украиной, к выступлению Путина. Решался вопрос – пойдет ли Россия в наступление против Украины или нет. Сейчас эта ситуация немного разрядилась, хотя и далеко не полностью. Поэтому можно поговорить и об этой дате – два года избрания Владимира Зеленского Президентом Украины.

Сразу оговорюсь. О двух годах президентства Зеленского я планирую высказаться попозже – примерно через месяц. 20 мая 2021 г. исполнится два года его правлению. Вот тогда и обсудим особенности его президентства.

А двухлетие его избрания на пост Президента Украины для меня хороший повод поговорить о темах, связанных именно с его избранием. И это не столько о Зеленском, сколько о том, почему и за что мы избираем.

Во-первых, стоит поговорить о предвыборных обещаниях. Сейчас различные издания и общественные организации с удовольствием разбирают по косточкам – какие обещания выполнены, а какие нет. Подбивают даже общую статистику выполнения предвыборных обещаний. И это правильно. Надо приучать наших президентов и депутатов более ответственно относиться к своим предвыборным обещаниям. Пообещал что-то во время выборов – будь добр выполняй, или публично объясняй – почему не выполняешь. Может тогда постепенно отучим наших избранников давать нереалистичные, а то и безответственные обещания. Вообще мой совет будущим кандидатам в президенты: будьте осторожнее со своими предвыборными обещаниями

На что обращу внимание в этой связи. Предвыборные обещания – это особый жанр политической риторики. И любой политик прекрасно знает, что предвыборная риторика это одно, а реальная политика – это несколько другое. Ты можешь обещать одно, а ситуация в стране и мире заставит тебя делать несколько другое. Например, ты хочешь поднять экономику и покончить с эпохой бедности, а тут тебе – пандемия коронавируса. И ты вынужден заниматься этой проблемой и делать непопулярные вещи, например вводить локдаун. Кроме того, когда ты становишься Президентом, то начинаешь получать более широкий объем информации, более глубоко понимать существующие проблемы. И тогда кандидат, ставший Президентом, приходит к печальному выводу – простых решений не бывает, все гораздо сложнее, чем казалось во время выборов. В случае с Владимиром Зеленским это проявилось особенно ярко. Перед выборами у него было немало наивно-романтических представлений, как и у многих его избирателей, например, о возможности достижения мира на Донбассе. Но когда он столкнулся с реальными переговорами, с реальным Путиным, то через какое-то время стало понятно, что нельзя достичь мира усилиями только Украины. Необходимо встречное движение и с противоположной стороны. А его, к сожалению, нет.

В общем-то у Зеленского вполне пристойная ситуация с выполнением конкретных обещаний. Портал "Слов и дело" подсчитал, что перед выборами и в период президентства Владимир Зеленский всего дал 642 обещания. Из них он выполнил 176 (27%), в процессе выполнения – 365 (57%), не выполнено 101 обещание (16%). И по нашим меркам, и по международному опыту это весьма неплохая статистика. Но чтоб не было чрезмерных иллюзий, напомню известное обстоятельство. Редко кто из политиков выполняет все, и даже большинство своих предвыборных обещаний. Не потому, что они такие безответственные (хотя и таких немало). Скорее по другим причинам. Выборы, это конкуренция обещаний (ярмарка предвыборного популизма), вольно или невольно политики дают в том числе и нереалистичные обещания. Потом, как я уже отмечал, сама жизнь выставляет несколько другие приоритеты. И приходится иногда делать то, что ты и не обещал. Зеленский ведь не обещал санкции против Медведчука и закрытие его телеканалов, но сделал это. К этому его подтолкнули и государственные и личные политические интересы.

Кстати, замечу, что иногда чрезмерно рьяное выполнение своих предвыборных обещаний может создавать проблемы и резко повышать политическое напряжение. Это наглядно показало президентство Дональда Трампа. Вот такой специфический парадокс с предвыборными обещаниями.

Вторая интересная тема, на которую стоит обратить внимание. Избиратели все-таки голосуют не столько за предвыборные обещания конкретных кандидатов, а за свои политические ожидания от этого кандидата. На выборах обещают все кандидаты. И обещают не "кровь, пот и слезы", а что-то очень хорошее и привлекательное (хотя бы для своих потенциальных сторонников). Но избиратели, в итоге, преимущественно поддерживают лишь некоторых кандидатов. В итоге победителем становится не тот, кто больше обещал, а тот, с кем связаны доминирующие на данный момент общественно-политические настроения.

У Владимира Зеленского был очень пестрый (эклектичный) электорат. Соответственно и ожидания у его избирателей были разные. Но было и нечто общее. Его сторонников объединял кризис доверия к старым (традиционным) политическим лидерам и политическим элитам вообще, запрос на приход к власти "новых лиц". Этот запрос в силу стечения обстоятельств стал олицетворять Владимир Зеленский. Этому, кончено, способствовал его сериал "Слуга народа". Поэтому и появился миф о том, что в 2019 г. избиратели проголосовали не столько за Владимира Зеленского, сколько за его персонажа – школьного учителя истории Василия Голобородько. Социологические исследования это предположение не подтверждают. Значительная часть избирателей, проголосовавших на президентских выборах за Владимира Зеленского, вообще не смотрела этот сериал. Но сериал "Слуга народа" сыграл вирусную роль. Он предложил рецепт свержения власти политиков – надо просто избрать Президентом неполитика, человека из народа. Ну а поскольку, как учит народная мудрость, инициатива наказуема, то ее символический автор и стал рассматриваться в качестве реальной альтернативы старым политикам. Сюжет сериала стал рассматриваться как реальный рецепт кардинальных политических изменений. В условиях кризиса доверия к правящим элитам эта идея приобрела широчайшую популярность. Надо также учитывать, что во втором туре президентских выборов 2019 г. у большинства избирателей был очень сильный мотив голосования против Президента Порошенко.

Поэтому главная движущая сила победы Владимира Зеленского на президентских выборах – это стремление большинства украинцев сделать Президентом Украины неполитика, "новое лицо", не связанное с традиционной политикой, но ассоциировавшееся с критикой этой самой политики. Проголосовали за антисистемного кандидата. Наверняка хотели увидеть и антисистемного Президента. А вот стал ли Владимир Зеленский антисистемным Президентом? – об этом мы поговорим отдельно. Пока лишь замечу, что у его сторонников, судя по всему, не было какого-то общего представления о том, каким должен быть этот антисистемный Президент. Соответственно, здесь не было и каких-то общих, универсальных ожиданий.

Конечно же, были и другие ожидания относительно президенства Владимира Зеленского: и ожидания быстрого мира, и ожидания лучшей жизни (что-что, а лучшей жизни украинцы, хотя бы часть из них, ожидают от каждого нового Президента), и много других разных ожиданий, зачастую прямо противоположных.

И вот теперь закономерный вопрос: оправдались ли эти ожидания? Ответ неоднозначный – и да, и нет. С помощью Зеленского был отстранен от власти Петр Порошенко. Да и другим прежним политическим элитам пришлось подвинуться. Места в парламенте многие из них сохранили, но не прежнее влияние. К власти пришли "новые лица". В этом смысле ожидания избирателей Зеленского вроде бы оправдались. Но вот парадокс. Оказалось, что новые – далеко не всегда лучше старых, и на соблазны, скандалы и конфликты они также падки. Им не хватает опыта, а зачастую и управленческих способностей. Это почти одновременно стали понимать и сам Владимир Зеленский, и его избиратели.

Поскольку большая часть ожиданий от президентства Зеленского носили явно завышенный характер, то неизбежно было и разочарование. Замечу в этой связи, что это очень традиционная для нас история. Сначала завышенные ожидания относительно каждого нового Президента, затем – естественные разочарования. Я этот феномен определяю как "эмоциональные качели украинской политики". Я на эту тему уже писал (https://www.pravda.com.ua/rus/articles/2017/04/21/7141779/). Похоже, что это одна из особенностей нашей политической культуры. И это одна из железных закономерностей нашей политики. И не только нашей, но в Украине эта тенденция проявляется очень ярко и резко.

В заключение обращу внимание на еще один парадокс. При всем разочаровании в президентстве Владимира Зеленского у многих его бывших избирателей, он остается самым рейтинговым политиком в стране. И, как показывают социологические опросы, если бы выборы Президента Украины проходили сейчас, то Владимир Зеленский вновь стал бы победителем. С меньшим отрывом, чем в 2019 г., но достаточно уверенно он обыгрывает и Петра Порошенко, да и всех других потенциальных конкурентов. Наиболее логичное объяснение такой ситуации – большинство украинцев и сейчас не хотят прихода к власти старых (традиционных) политических лидеров. Но, наверное, и феномен Владимира Зеленского далеко не исчерпан. Что, собственно, подтверждают и события последних месяцев. Зеленский в ходе своего президентства меняется. И весьма вероятно, что он еще преподнесет нам немало сюрпризов.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...