23 червня 2021, 22:03

Незаметные поля борьбы с коррупцией (о реформе архитектурно-строительной отрасли)

Борьба с коррупцией – тема актуальная для Украины с первых лет независимости. И чем дальше, тем больше. Но бороться с коррупцией, это не только с большой помпой арестовывать высокопоставленных коррупционеров (что у нас случается, хотя и не часто). Это не только создание новых антикоррупционных институций (их уже посоздавали едва ли не с избытком). И это даже не только резонансные журналистские расследования. Это все громко и ярко. Но это верхушка айсберга. Решающую роль в борьбе с коррупцией играют институциональные реформы, которые должны подорвать саму основу (фундамент) коррупционного бизнеса. Увы, у нас именно этому направлению борьбы с коррупцией уделяют далеко не приоритетное внимание. Это очень важное, но не очень заметное поле преодоления коррупции.

И вот конкретный пример.

Одна из самых коррумпированных отраслей экономики у нас – строительство. Примеров – масса: от афер типа "Элит-центр", до незаконного строительства, и просто хаотичной застройки городов без Генплана (что, кстати, происходит даже в Киеве). Дело Микитася – это лишь верхушка айсберга и единичное проявление. А если копнуть поглубже, то таких дел могут быть десятки, если не сотни. По оценкам Украинского клуба недвижимости коррупционная составляющая строительства жилья в 2019 году составляла от $ 30 до $ 50 за кв. м.

Но в случае с коррупцией в строительстве есть и системная, институциональная проблема, под названием Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ), українською мовою – Державна архітектурно-будівельна інспекція (ДАБІ). Это уже "притча во языцах", почти синоним коррупции в строительстве.

Еще более года назад Президент Зеленский дал поручение о ликвидации этого органа и наведении порядка в этой сфере. И вот с того момента началась эпопея, которая продолжается и по сей день. И это очень показательная история, которая показывает, как непросто у нас осуществлять институциональные реформы, имеющие антикоррупционный эффект. Этим реформам активно сопротивляются. Но происходит это очень незаметно. Процесс ликвидации ДАБІ (ГАСИ) стартовал еще в прошлом году. Вместо него создается новый орган – Державна інспекція архітектури та містобудування України (ДІАМ). Но процесс ликвидации старого органа и создания нового затянулся на многие месяцы. И этот процесс тормозится теми чиновниками и политиками, кто годами "кормился" от ДАБІ (ГАСИ). Один из главных уроков этой ситуации – недостаточно ликвидировать старый орган госуправления и разделить его функции между новыми институциями, надо менять (модернизировать, "декоррупционировать") и сами функции нового ведомства, которое должно прийти на смену ДАБІ (ГАСИ).

В основу реформы архитектурно-строительной отрасли были положены три основных принципа – диджитализация, жесткий контроль за незаконным строительством, повышение ответственности всех участников строительного процесса. Цель реформы – обеспечение прозрачности управленческого процесса в архитектурно-строительной отрасли, прежде всего через создание Единой электронной системы в сфере строительства. Все данные о стройках вносятся в эту Единую электронную систему, которая уже работает с конца 2020 г.

Однако эффективное осуществление реформы архитектурно-строительной отрасли требует законодательного обеспечения. Концепция соответствующего закона была разработана Министерством по развитию громад и территорий, и согласована с народными депутатами Украины, профильным комитетом Верховной Рады, Конфедерацией строителей Украины, Офисом простых решений, Ассоциацией городов Украины и застройщиками, представителями рынка. Однако вокруг реформы архитектурно-строительной отрасли развернулась напряженная, хотя и закулисная борьба. Проект соответствующего законопроекта был подан в Верховную Раду еще 24 марта 2021 г. 28 апреля 2021 г. на базе комитета Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства была создана рабочая группа по доработке этого документа. 11 июня 2021 г. в Верховной Раде наконец-то зарегистрировали законопроект о реформе архитектурно-строительного контроля (законопроект N5655 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы градостроительной деятельности").

Вследствие реформы основная ответственность за контроль над строительными процессами на территории отдельных громад будет возложена на органы местного самоуправления. В частности, именно они должны будут выявлять объекты самовольной застройки, и реагировать на такие ситуации, вплоть до решений по их сносу. Также именно органы местного самоуправления будут обязаны принять все законные меры к соответствующему наказание всех участников незаконных действий – речь идет даже о лишении права на строительную деятельность.

Одной из главных инноваций предложенного законопроекта является обеспечение максимальной прозрачности регулирования строительного процесса. В частности, прозрачным становится момент принятия в эксплуатацию завершенных объектов строительства. Будут введены электронные квалификационные подписи всех участников строительного процесса – от заказчика и генпроектировщика до инженера градостроительного контроля. Все они персонально будут отвечать за то, что проект выполнен в рамках законодательства. После подписания будет происходить автоматическая регистрация документов о принятии объекта в эксплуатацию.

Реформа должна с одной стороны существенно снизить коррупционные риски в сфере градостроительства, а с другой – значительно увеличить (примерно в два раза, по оценкам разработчиков реформы) объемы инвестиций в городское строительство, способствуя, тем самым, и ускорению развития украинской экономики в целом.

Но для начала законопроект еще надо принять, а во время его рассмотрения в Верховной Раде необходимо нейтрализовать попытки выхолостить его реформаторское и антикоррупционное содержание. Незаметная, но критично важная борьба за институциональное противодействие коррупции в градостроительной сфере вступает в решающую фазу.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...