Пять источников украинской нации и государственности
Официальная украинская историография выводит истоки отечественной государственности из Киевской Руси. Родовая связь современной Украины с древнерусским государством абсолютно очевидна и вряд ли нуждается в дополнительной аргументации. Обратим внимание на другое важное обстоятельство – украинские историки и политики делали и делают акцент на древнерусских корнях современной Украины, конечно же, для усиления легитимации идеи украинской государственности, для обоснования права украинского народа на собственное государство. Но именно здесь мы сталкиваемся с проблемой острых политических баталий на полях совместной украинской и российской истории.
Политико-историографическая "борьба за Киевскую Русь" – это не только полемика о прошлом, это и спор о том, какими должны быть современная Украина и ее отношения с Россией: Украина как часть Русского мира или как самостоятельный геополитический субъект. Поэтому далеко не случайно затронул эту тему в своей известной статье про Украину и "единый народ" Президент РФ В.Путин.
Если историки и политики делят Киевскую Русь между Россией и Украиной, спорят о том, какое современное восточнославянское государство в большей степени имеет отношение к древнерусским корням, то в народной украинской традиции истоки украинства связывают в первую очередь с Козацкой эпохой. Впрочем, и большинство украинских историков признают решающую роль запорожского козацтва (именно это украинское слово логичнее использовать в данном контексте, а не российский термин "казачество") в формировании самостоятельного украинского этноса и зачатков своей государственности (в форме специфической военно-политической самоорганизации). Здесь нечего делить с россиянами (у них своих казаков хватает), есть чем гордиться и что оплакивать (а общая историческая память – и славные победы и трагические события – ментальная основа этногенеза). В эту эпоху впервые отчетливо проявляется своя особая идентичность, своя неповторимая культурная и политическая традиция, отличающая украинцев от других восточнославянских народов. В козацкой вольнице мы можем найти прообраз украинской полуанархичной демократии, иной тип легитимации национальных лидеров и стремление к освобождению от внешнего господства.
Третий источник современной украинской нации и государственности – волна национального культурного возрождения, формирования национального самосознания во второй половине ХІХ – начале ХХ вв. Этот процесс шел одновременно и на территории Великой (Большой) Украины, находившейся в составе Российской империи, и в западноукраинских землях, бывших частью Австро-Венгерской империи. И в народной, и в официальной традиции духовным отцом украинского национального возрождения и современного украинского языка, главным классиком украинской литературы считается Тарас Шевченко. В современной Украине именно его образ выполняет роль символического "Отца нации".
Процесс национального культурного возрождения завершился национально-освободительной революцией и попытками создания независимого украинского государства в 1917-20 гг. В этот короткий, но бурный исторический период мы видим зарождение политико-идеологических тенденций и конфликтов, которые и по сей день влияют на украинское общество: противостояние национальной (националистической) и советской Украин; стремление к политическому объединению западноукраинских земель с Великой (Большой) Украиной и попытки создания квази-государственных образований на основе отдельных украинских регионов (Западно-Украинская народная республика, Донецко-Криворожская республика); идеологические и личностные конфликты и расколы в национальном движении, приводящие к его поражению; повстанческое крестьянское движение против любой власти из Центра, покушающейся на права и свободы мелкого собственника. Широкий идеологический плюрализм украинской революции 1917-1920 гг. характеризуют яркие личности ее лидеров: глава Центральной Рады Михаил Грушевский – олицетворение умеренной национал-демократии; последний гетман Украины Павел Скоропадский – проводник консервативно-государственнической линии; глава Директории Симон Петлюра – революционер-социалист и военный диктатор, олицетворение авторитарной линии в построении национального государства; Нестор Махно – революционер-анархист, лидер и символ повстанческого сопротивления любой власти. Проявления всех этих политических линий мы видим и в современной украинской политике.
Четвертый источник современной украинской нации и государственности – Советская Украина. В современных границах украинское государство сформировалось в составе СССР. Состоялось не только историческое воссоединение украинских земель, но и закрепление государственного единства украинского этноса. Были массовые репрессии, трагедия Голодомора, унесшая жизни миллионов украинских крестьян, борьба с украинским национализмом, русификация и "совковизация", но были и украинизация 1920-х – нач. 1930-х гг., закрепление официального статуса украинского языка и масштабная государственная поддержка украинской культуры и искусства, хотя и под партийно-идеологическим контролем.
УССР была квази-государством в составе Советского Союза, но именно эта "полугосударственность" позволила быстро, безболезненно и абсолютно легитимно обрести независимость после распада СССР.
Пятый источник современной украинской нации и государственности – различные проявления национального движения на украинских землях в 1920-80 гг. – от украинских политических партий в Польше в 1920-30 гг. и вооруженной подпольной и партизанской войны в западноукраинских землях в 1930-50 гг. до диссидентского национального движения в Советской Украине в 1960-80-е гг. Идеология национальной независимости продолжала жить на украинских землях несмотря на отступления и поражения национально-освободительного движения.
Традиции древнерусской государственности и славные свершения Козацкой эпохи вдохновляли идеологов украинского национального возрождения во второй половине ХІХ – начале ХХ вв., создателей независимого украинского государства в 1917-1920 гг., борцов национально-освободительного движения – от ОУН до украинских диссидентов в СССР. Именно эта связь времен и традиций показывает естественность и органичность формирования украинской нации и создания независимого украинского государства. А советская украинская "полугосударственность" стала организационно-политическим каркасом создания и оформления независимого украинского государства в процессе распада СССР в 1991 г. Сочетание украинской национальной традиции и советскости изначальных государственных институтов и большей части правящей политической элиты на момент провозглашения независимости Украины, с одной стороны, способствовали мирному и неконфликтному созданию независимого украинского государства в начале 1990-х гг., а, с другой стороны, заложили существенные политические противоречия и деформации в становлении и развитии молодой страны.
Но важен результат. Украина как нация и государство имеет мощные исторические корни, доказала свое право на существование и независимость. Однако надо наконец решить и другую, не менее сложную задачу – добиться успешности своего развития.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.