13 грудня 2021, 22:27

Законопроект о реформировании архитектурно-строительной отрасли: перед решающим голосованием.

Летом я уже писал о законопроекте N5655, который направлен на реформирование архитектурно-строительной отрасли. 1 июля 2021 г. он был принят за основу. После этого он прошел антикоррупционную экспертизу Национального агентства противодействия коррупции. Судя по всему, на предстоящей пленарной неделе он должен голосоваться во втором чтении.

В чем политическая особенность этого законопроекта? Среди авторов – руководители политической партии "Слуга народа" (первым автором как раз указана Елена Шуляк) и ее парламентской фракции, а также руководители парламента от "Слуг народа", а всего почти полторы сотни народных депутатов, в том числе и оппозиционные парламентарии из разных фракций и депутатских групп.

Не удивительно, что в первом чтении за законопроект N5655 проголосовало более 300 народных депутатов (конституционное большинство), в том числе 226 депутатов парламентской фракции партии "Слуга народа", а также представители большей части депутатских фракций и групп. Это говорит об определенном парламентском консенсусе в этом вопросе, и о понимании общественной значимости реформы архитектурно-строительной отрасли. Для "Слуг народа" это законопроект значим еще и потому, что он должен способствовать более быстрой и эффективной реализации президентской программы "Большое строительство" (напомню, что эта программа касается не только дорожного строительства).

При всем при том, что вокруг этого законопроекта сформировался достаточно широкий парламентский консенсус, по некоторым его нормам возникла острая дискуссия и пришлось искать компромиссные решения. В частности, это касалось нормы про имущественные права архитекторов на проектную документацию при проектировании за бюджетные средства. В итоге противоречивую норму из законопроекта убрали, и большая часть архитектурного сообщества поддержала реформаторский законопроект.

Показательно, кто не поддержал этот законопроект в первом чтении – фракция ОПЗЖ в полном составе, самая олигархичная в нынешней Верховной Раде (среди ее депутатов и влиятельный застройщик Вадим Столар).

В чем состоит реформаторское содержание законопроекта N5655?

Во-первых, это цифровизация нормативного процесса в архитектурно-строительной отрасли – государственная регистрация права на выполнение подготовительных и строительных работ будет осуществляться исключительно через электронную систему. Все процессы будут проходить публично, прозрачно и автоматизированно. Заказчик будет самостоятельно регистрировать право на начало работ при условии, что необходимые для регистрации документы уже занесены в е-систему. При этом в процесс регистрации прав на начало строительства будут вводиться нотариусы и государственные регистраторы прав на недвижимое имущество. Проектную документацию на соответствие государственным строительным нормам и другим требованиям законодательства будут проверять специализированные экспертные организации с повышенной ответственностью.

Во-вторых, демонополизация и диверсификация контроля и надзора в процессе строительства. Органы местного самоуправления лишаются разрешительных функций (это будет делать электронная система автоматически), но будет больше контроля над соблюдением градостроительной документации. В случае нарушения задекларированных застройщиком намерений, местные власти смогут без решения суда сносить незаконные объекты. Министерство развития громад и территорий будет заниматься аккредитацией и надзором за всеми субъектами в архитектурно-строительной отрасли. Недавно созданная Государственная инспекция архитектуры и градостроительства будет заниматься независимым контролем объектов повышенной сложности и опасности (мосты, развязки и т.п.), а также объектов, составляющих государственную тайну. В целом в градостроительном контроле усиливается роль негосударственных структур. И в этом авторы законопроекта видят важный шаг вперед в реформировании отрасли.

В-третьих, усиление ответственности в градостроительной сфере. Нарушители строительного процесса будут привлекаться к уголовной ответственности (в том числе за самопроизвольное занятие земельного участка и самовольное строительство). Появляется норма про временный арест объектов незаконного строительства – временное лишение возможности отчуждения, пользования и распоряжения такими объектами. Это исключит возможность дальнейшего использования объектов, эксплуатации, строительства (реконструкции, реставрации, капитального ремонта, демонтажа и т.д.). Также вводится ответственность за подделку документов, печатей, штампов, бланков, их сбыт. Внесение поддельных документов или заведомо ложных или сфальсифицированных сведений в электронные информационные системы будет наказываться ограничением свободы.

В целом речь идет о существенной модернизации управленческого процесса в градостроительной отрасли.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...