Железный занавес. Пока (или уже?) финансовый
Можно делать первые выводы о принятых вчера Европейским Советом решениях.
Что мы имеем?
1. ЕС переходит к новому уровню санкций в отношении России. Впервые озвучено, что до конца июля будет подготовлен список не только физических лиц, но и организаций, в отношении которых будут действовать санкции. Это очень важно. До этого европейские санкции распространялись только на отдельных граждан.
Понятно, что санкции в отношении Бородая, Гиркина или Безлера не просто не волнуют этих граждан, но скорее подчеркивают их статус. Российским миллиардерам это конечно неприятно, но не смертельно. А вот санкции в отношении организаций "that are materially or financially supporting actions undermining or threatening Ukrainian sovereignty, territorial integrity and independence" – это действительно серьезно. Теперь ключевой вопрос – это список таких корпораций. Если допустить, что этот список будет перекликаться с аналогичным американским списком, то мы можем надеяться увидеть в нем такие компании как Газпромбанк, Роснефть, Внешэкономбанк, Банк "Россия", Новатэк, Концерн радио-электронных технологий (КРЭТ), Концерн Созвездие, "Алмаз-Антей", Концерн "Калашников", Военно-промышленная корпорация НПО машиностроения, "Уралвагонзавод".
Это уже серьёзно. Ведь кроме проблем и убытков, который получат в своей работе эти очень серьёзные (даже по мировым меркам) де-факто российские государственные корпорации, также это может серьёзно затруднить реализацию стратегических для РФ проектов. Например такого опасного для Украины, как строительство "Южного потока", в которое активно вовлечена Роснефть и Газпромбанк.
2. Прекращается сотрудничество с Россией Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
В цифрах: за прошлый год ЕБРР вложил в проекты в РФ 2,5 миллиарда долларов, а ЕИБ – 1,4 млрд. Всего с 1991 по 2013 годы ЕБРР выделил на проекты в России около 30 миллиардов долларов.
Опосредованный эффект этого решения для РФ даже более значим, чем прямые потери нескольких миллиардов долларов в год. Прекращение сотрудничества с РФ ЕБРР и ЕИБ – это знак для всего финансового мира. И последствия такого решения для российской экономики будут очень ощутимы.
Выводы.
Можно ли назвать вчерашнее решение Европейского Совета окончательной победой Украины? Конечно нет. Список компаний, на которые будут распространяться санкции, ещё предстоит утвердить (а значит тут будет серьёзная борьба с российскими лоббистами в ЕС). ЕС не заявил о прекращении всяческих совместных проектов с Россией (например строительства "Южного потока"). И так далее.
Но это серьёзный успех Украины. Несмотря на титанические усилия Путина, вокруг России опускается финансовый железный занавес. И пусть он пока не может остановить снаряды ГРАДа, летящие в наших из-под городка Гуково, но с каждым днем его последствия будут всё ощутимее и для Путина, и для миллионов россиян, ещё недавно аплодировавших "Крымнаш".
Спасибо украинской дипломатии – от рядовых сотрудников посольств до президента. Но главное спасибо – украинским ребятам, чьё самопожертвование на фронте вынуждает еврократов, несмотря на миллиарды российских газодолларов, занимать всё более четкую позицию.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.