13 квітня 2014, 17:00

Почему нам не по пути? (предназначено для русских)

Этот текст я писала для русской аудитории и честно постаралась разместить его именно на русском ресурсе, разослав ряду тамошних изданий. Однако, не получила ни привета-ни ответа. Очевидно, не формат. В принципе, ничего необычного: если мы готовы в Украине выслушать, опубликовать, включить в прямой эфир едва ли не каждый голос из России, то в России критический голос из Украины, в лучшем случае, будет транслирован нашими немногочисленными друзьями в РФ на ограниченных в своем воздействии на массы ресурсах. Так или иначе, печатаю этот текст в своем блоге с надеждой, что добрые люди распространят его и среди тех, кого недавно принято было именовать "братьями".

До недавних пор среди украинцев очень популярной была позиция: "мы против Путина, но мы ничего не имеем против обычных русских". Мол, это все он – ВВП – мутит воду, тужась со всех сил восстановить империю за счет Украины. Это он качает на весь мир истерику каждый раз, когда слышит про малейшее телодвижение Украины в сторону ЕС, или, не дай Бог, НАТО. Это он чуть ли не лично закручивает газовый кран за непослушание и рассказывает своим западным партнерам на саммитах и в телефонных разговорах о том, что Украина – это даже не совсем страна. Это он спит и видит, как бы побыстрее оттяпать кусок Украины, а желательно – проглотить и всю целиком в виде федерализированного пирога.

О простых россиянах большинство моих знакомых, друзей в жизни и социальных сетях и просто случайных собеседников были другого мнения: мол, этот ж, как ни крути, братский народ, он хоть и ностальгирует в массе своей по былому величию, но уже почти смирился с мыслью, что Украина – суверенное независимое государство, с которым можно дружить, можно ссориться, но жить придется под разными крышами. Да, нам очень не нравилось, когда нас называли хохлами-нахлебниками, которых Россия якобы с барского плеча содержит, хотя мы годами платили за российский газ одну из самых высоких цен в Европе, а богатая РФ – одну из самых низких цен за его транзит и смешную по мировым расценкам цену за аренду Черноморского Флота РФ в Севастополе. Но мы списывали это на остатки синдрома старшего брата, от которого рано или поздно наши соседи избавятся. Мы даже подыгрывали этому синдрому: в решающие моменты внешнеполитического выбора Украины, многие мои сограждане неизменно вопрошали: "А как отреагирует на это Россия? Не обидится ли братский народ? Не поссоримся ли мы с ним навсегда?".

Опросы общественного мнения в России, которые продемонстрировали ошеломляющую поддержку деятельности Путина после аннексии Крыма (82%) – стали для одних украинцев самым красноречивым доказательством их правоты в том, что главная угроза для суверенитета Украины – это Россия, а для других (и их явное большинство) – самым настоящим культурным шоком. Оказалось, что Крым – это каприз не только Путина, это его очередная взятка собственному народу. Чтобы радовался, ликовал и горя не знал.

Ничего, что 81% украинцев (опрос социологической группы "Рейтинг") не поддерживают российскую кампанию по защите русскоязычного населения. Большинство граждан (54%), независимо от региона и социальной группы, расценивают действия России не иначе как вторжение и оккупацию. 85% украинцев почему-то, в отличие от Путина, не чувствуют, что на них осуществляется какое-либо давление или угрозы в связи с общением на русском языке. Один из самых популярных сегодня и один из наиболее точно передающих отношение украинцев к русской защите анекдотов звучит так:

Встречаются Абрам и Изя на набережной в Одессе. Изя спрашивает:

- Абрам, а что это вы стали говорить на украинском? Вы боитесь, что вас побьют "бандеровцы"?

- Нет, что вы! Я боюсь, что меня придут спасать русские!

Мы все больше осознаем – это не война Путина с Украиной, это война России с Украиной. И эта война стала точкой невозврата в наших отношениях, поскольку главные бои сегодня происходят на мировоззренческом, а не военном, дипломатическом или информационном фронте. Украина – с Крымом или без Крыма – обречена идти путем, который не имеет ничего общего с евразийскими проектами Путина. Путин дал право даже самым осторожным украинцам не оглядываться на Россию, когда они голосуют за Европейский Союз или НАТО. Те 52% украинцев, которые уже сегодня бы проголосовали за членство в ЕС – это результат его работы. И этому большинству не помешало сформироваться ни накопившееся за последние месяцы разочарование украинцев в ЕС как организации, у которой лучше всего получается "выражать свое глубокое беспокойство", а вот с действиями хуже; ни информационная кампания, которую в течение последних года-полтора проводили друзья Путина в Украине, скупив уличные рекламные площади по всей стране и фактически приравняв Соглашение об ассоциации к гей-бракам; ни понимание того, что ни завтра, ни послезавтра Евросоюз не заключит Украину в свои объятия как нового полноценного члена.

И то, что Таможенный Союз сейчас поддерживает меньше украинцев, чем членство в НАТО (28% против 34%) – тоже его, Путина, работа.

Как бы там ни было, чем дальше, тем больше у нас, украинцев, появляется вопросов не только к Путину, но и в целом к российским "братьям".

- У вас главный запрос – возрождение "великой державы". У нас главный запрос – на комфортную и современную страну. Нам не нужны ракеты, ядерное оружие и чужие территории, если наши родители будут жить в среднем лет на пятнадцать меньше, чем живут их одногодки в странах Евросоюза; если самым лучшим способом экономии времени при решении любой бытовой проблемы является взятка; если вместо независимого телевидения – "зомбоящик", который не дает ответ на вопрос, что происходит в мире, зато прекрасно дает ответ на вопрос, кого сейчас надо ненавидеть.

- Если мы, как вы оскорбительно говорите, "хохлы" – нахлебники, бездельники, предатели и местами даже "фашисты" – зачем вы нас так параноидально добиваетесь? Методом шантажа и угроз пытаетесь включить в свои альянсы и интеграционные проекты? Зачем такой балласт для возрождения вашего величия?

-Вы постоянно обвиняете нас в невозможности договориться, а как, простите, договориться с вами, если у ва срыв любого международного соглашения объясняется потом как не проделками пьяного Хрущева (как передача Крыма), то вынужденным шагом больного Ельцина (как решение ОБСЕ от 1999 года вывести войска из Приднестровья).

- Вы так заигрались в слово "фашизм", что не заметили, как сделали фашистом каждого гражданина Украины, который не готов стать гражданином России. Ну подумайте логично, кто больше претендует называться "фашистом" – страна, в которой 0,9% населения поддерживает кандидата в президенты – столь обожаемого российским телевидением лидера радикального "Правого сектора" Дмитрия Яроша, или страна, в которой 80% фактически одобряет аннексию и оккупацию части независимого суверенного государства?

- Вы считаете, что встаете с колен, когда вас начинает презирать весь цивилизованный мир, когда против вас вводят санкции (мол, вот как испугались возрождения России), а мы считаем, то встаем с колен, когда чувствуем, что способны поставить на место зарвавшегося гаишника, министра или даже, как демонстрирует опыт последних месяцев, президента. Да, возможно, Майдан не лучшее место, чтобы это делать. И заблуждаются те, кто думают, что нам бы только ничего не делать, лишь бы устраивать революции. Что это такое народной хобби – на Майдан ходить. Это не так. На самом деле, я знаю многих украинцев, которые искренне предпочли бы решать свои проблемы через справедливые суды, милицию, честные выборы, а не с помощью трехмесячного хождения на Майдан, рискуя своим здоровьем и, как оказалось позже, даже жизнью. И сегодня многие искренне надеются, что больше на Майдан идти не придется – на этот раз мы действительно сумеем изменить (или хотя бы подкорректировать) систему, а не лица. И вот почему Юлия Тимошенко – олицетворение как раз той, старой системы – вызывает, к вашему огромному удивлению, не больше каких-то 10-12% среди нас, украинцев.

- Мы способны публично критиковать и осуждать тех политиков, которые мешают нашему движению вперед и подыгрывают вашей пропаганде ("Свобода" и "Правый сектор" – любимая сейчас мишень для критики не только вашего "зомбоящика", но и многих прогрессивных участников Евромайдана). Вы, в свою очередь, пытаетесь оправдать любой бред ваших рупоров пропаганды.

- Вы готовы терпеть экономические трудности ("в нищете, но с великой мечтой") ради того, чтобы вернуться в прошлое, мы готовы терпеть трудности ради того, чтобы наконец-то – после 23 лет проб, ощибок и оглядок по сторонам – сделать рывок в будущее. И если вы думаете, что Евромайдан ударил по карманам только представителей той системы, против которой он стоял, вы глубоко ошибаетесь: потеряли и продолжают терять многие из его сторонников. Но этот тот случай, когда без потерь не будет и приобретений.

- Вы хотите особого пути для России. Мы же, в свою очередь, все больше убеждаемся, что аргументы о "славянских особенностях", "особых православных ценностях" – это просто очередной повод законсервировать ситуацию, не менять дряхлые институции, отказаться от реформ и волком смотреть на весь мир. Ну или дружить с теми, кто готов по разным причинам поддержать любое ваше безумие. Хотя, согласитесь, быть в компании самых развитых стран мира намного приятнее, чем в компании – при всем уважении- Судана, Зимбабве, Северной Кореи, Никарагуа, Венесуэлы, которые поддержали вас в Генассамблее ООН.

- Мы очень рады, что у вас сейчас появилось столько гордости за свою страну. Но мы часто искренне удивляемся, почему вы так гордо расхаживая в куртках "Сочи 2014" на отдыхе в австрийских Альпах или Ницце, напрочь не желаете ехать отдыхать, собственно, в Сочи? И почему, когда телеведущему Киселеву закрывают въезд в ЕС и он тщательно пытается получить визу в Норвегию, то это вызывает жалость, а когда запрещают въезд в Россию МакКейну и он пишет в Твиттере "Похоже, мои канулы в Сибири этой весной сорваны", это звучит, забавно.

- Вы продолжаете из года в год праздновать "великую победу", а у нас человек, который носит "георгиевскую ленточку" сегодня – звучит уже не гордо, звучит угрожающе. И все чаще в шутку – но явно без симпатии – называется не иначе как колорадом.

Конечно, в Украине еще достаточно тех, кто идеализирует Россию Путина больше, чем, наверно, самые верные путинцы в России. Многие из них (если не большинство) – ни разу не выезжали даже за пределы своей области. Для них Россия, к которой они так хотят каким-то образом примкнуть, это либо Россия советская, либо Россия "киношная": где у всех шикарные квартиры, люди на выходных мотаются в Лондон и море-море нефтегазовых долларов, которые позволят Путину взять на содержание каждого нуждающегося русского за пределами России. Ну и, конечно, взамен ничего не придется ни менять, ни делать. Кто-то скажет, что по поводу Евросоюза у украинцев тоже немало иллюзий. Но вот незадача: среди украинцев, которые посещают Евросоюз, неизменно прибавляется желание там жить, а вот у тех, кто ездит в Россию (и любая социология подтвердит), дополнительного настроя быть с ней или туда переезжать не не наблюдается. Вот на чем надо работать, братья вы наши бывшие.

Яким має бути запрошення України до НАТО?

Після того, як намір України отримати запрошення до НАТО – причому "не після перемоги", а як тільки, так відразу – підтвердив вже Президент України, можу і собі дозволити поділитись деякими ідеями щодо того, якими можуть бути формати запрошення до Альянсу...

Чому я проти звільнення глави МЗС Кулеби

Оскільки весь день сьогодні мене про це запитують експерти та журналісти з різних країн світу, відповідаю чесно і відкрито. Я не підтримую звільнення міністра закордонних справ Дмитра Кулеби...

Про переговори "з позиції сили України". Чи все ж "з позиції слабкості"?

"Ми надамо вас все необхідне для того, щоб ви могли вийти на майбутні переговори з позиції сили", – говорили нам в один голос західні, передусім американські співрозмовники...

Курс на коаліцію рішучих. Кейс Японії

Деякі висновки за результатами нашого останнього адвокаційного візиту до Японії у рамках партнерства Центру "Нова Європа" та Міжнародного центру української перемоги (ICUV) напередодні низки важливих міжнародних заходів, в яких ця країна відіграє далеко не останню роль – саміт G7 в Італії, Берлінська конференція з відбудови, Саміт миру у Швейцарії...

Про візит, який справді важливий і гру на гітарі

Після перебування у Києві Держсекретаря Блінкена напрошується лише один висновок: у США досі не зрозуміли, що візити до Києва високопоставлених представників Адміністрації в умовах геноцидної війни вже не є самодостатньою цінністю, якими вони були у мирні та не завжди безхмарні у відносинах із США часи...

Клуб паралізованих страхом і коаліція рішучих

Провальну комунікацію західних лідерів, у якій повністю відсутній елемент стратегічної невизначеності, ми в Центрі "Нова Європа" визначили як одну з топ семи помилок Заходу за два роки великої війни...