''Свободны как звери небесные'' – антикризисный план Анахарсиса для современной Украины – ч. 2
Введение в скифскую духовность. Работа буддийского монаха из Донецка Сергея Филоненко, публикуется с согласия автора
Наши поиски забытых корней, и духовного ренессанса начались не случайно, и со временем естественным образом сосредоточились на скифской цивилизации. Помню начало: мы странствовали в степях Восточной Украины, в районе заповедника Каменные Могилы (не путать с Каменной Могилой, что недалеко от Мелитополя) и привлеченные величественным видом одного из курганов вдалеке, решили направиться прямо к нему.
Полевой мистический опыт дополнялся историческим экскурсом и постепенно в центре внимания оказались сами скифы их характер и особенные духовные качества, привлекли такие слова древних историков: "славные, кобылодоильцы, молокоеды, справедливейшие из людей". Почему греки называли скифов, самыми справедливыми?
В Лотосовой Сутре – важнейшей сутре буддизма Махаяны, есть слова характеризующие качества особенных бодхисаттв, выпрыгнувших из-под земли: "они прямы, справедливы, величественны... В их сердцах нет страха". Бодхисаттвы выпрыгивают из-под земли, это значит, внезапно из глубины сознания проявляют эти качества, которыми они как лидеры выделяются среди других людей.
Так же и скифы выделялись среди других народов величием своего духа, (которому завидовали греки), они были героями, хранителями обетов благородного поведения, включавшего отречение от себя в пользу других, бесстрашия, побратимства, верности, послушания старшим.
В нашем мире такая духовность сохраняется только некоторыми горскими народами на Памире, в Кашмире, на севере Пакистана. До недавнего времени сохранялась она и на Кавказе, в частности в Чечне, в виде адатов – неписанных правил, но эта культура была разрушена насилием – войной и радикализацией Ислама.
Вся жизнь чеченской общины регулировалась и была наполнена духом этих древних правил, сохранившихся безусловно еще со времен скифов, (поскольку Северный Кавказ был местом их кочевий и там пролегали дороги скифских племен в Переднюю и Центральную Азию).
Нам трудно оценить значимость подобного рода качеств сознания, для большинства они, покажутся странными реликтами, дорогими и неудобными как антикварная роскошь. Но это потому, что в своих заботах о "благоустройстве планеты" мы забыли – кто мы и в чем смысл нашей жизни.
Чтобы прояснить это, предлагаю совершить экскурсию в глубину истории, воспользовавшись, как машиной времени, диалогом из "Библиотеки" Диодора Сицилийского:
"К Крезу прибыли скиф Анахарсис, Бивит, Солон и Питтак, которых он на пирах и в собраниях отличал величайшими почестями, показывая им свои богатства и могущество его власти.
В то время у образованных людей была в моде краткость речи; Крез показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов спросил Анахарсиса, как старшего из мудрецов, какое из живых существ считает он храбрейшим. Анахарсис сказал, что самых диких животных, ибо они мужественно умирают за свою свободу. Крез, полагая, что он ошибся и что на второй вопрос даст угодный ему ответ, спросил какое из живых существ, считает он справедливейшим. Тот снова ответил, что самых диких животных, так как они живут по природе, а не по законам; природа же по его словам – создание божества, а закон установление человека, а справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком.
Тогда царь, желая высмеять Анахарсиса, спросил – не суть ли звери мудрейшие существа. Мудрец, согласившись с этим, объяснил, что предпочитать истину природы истине закона есть основной признак мудрости. Тогда царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на скифском звероподобном воспитании".
Древние духовные обычаи скифов уходят вглубь веков кочевой жизни в согласии с природой, и разве эта природа это не безграничный божественный космос вокруг. Поиски истины, мудрости, были поисками свободы, такими же естественными как желание заглянуть за горизонт или подняться на вершину. Скифы не созидали материальной культуры, не потому, что они были нецивилизованными варварами, а потому что сильная зависимость от материального и боязнь лишиться земных благ превращала людей в рабов.
Крез решил похвастать перед мудрецами своими достижениями и, скорее всего ожидал в ответ похвалу, но Анахарсиса не впечатлили ни богатства царя, ни им "покоренные народы".
Скифы презирали рабство и страх с высоты своего духа. Отсюда щедрость в дружбе и воспетая в веках жертвенность, универсальность или небесность их любви: к братьям, друзьям, женщинам, детям, животным, камням и деревьям, небу и звездам. Они глубоко чувствовали взаимосвязь и единство всего существующего. Это наполняло их жизнь, делало ее по-настоящему богатой, и было основой единства общества. Равенство и справедливость были не идеалом, за который надо бороться, а обычным состоянием. Мудрость естественным образом передавалась от старших к младшим и почиталась старость.
В виде идеи такая вселенская любовь вдохновляла на заре 70-х движение хиппи, но, увы, идеи не наполненные духом долго не живут, а законы не работают. Но если есть такой дух, то никакие внешние законы больше не нужны.
Состояние современного Украинского общества сегодня это хорошая иллюстрация противоположного – если в обществе потеряно самое главное, то никакие законы не работают. Нельзя заставить соблюдать законы, и если мы хотим построить общество свободных людей, а не рабов, живущих в страхе, то нам не нужна ни коммунистическая идеология, ни стабильность и порядок трудового лагеря, ни боеспособная армия, новая конституция и многое другое, что обещают нам политики. Нам нужна свобода духа и возрожденная душа народа. Она находится глубоко "под землей" и чтобы найти и освободить ее нам потребуется известная отвага.
Мой друг, неизвестный художник, и непризнанный искусствовед поделился своим откровением о том, что материальное искусство скифов, сохранившееся по большей части в виде мелкой пластики из золота, бронзы, дерева, пожалуй, самое человечное из всех нам известных. Оно не нагружено излишней мистикой и символизмом. Фигурки животных и птиц запечатлены в различных позах, передающих характер и настроение: кувыркающиеся козлы, крадущиеся пантеры, возлегающие или мчащиеся олени. Иногда барсы или лошади изображены с крыльями, что создает впечатление небесного пространства, полета и свободы.
Из всех этих вполне реалистичных образов, лишь грифон является исключением, но одним из самых излюбленных самими скифами. Тело и лапы льва, крылья и клюв грифа, змеиный хвост – такой синтез сфер или стихий был символом настоящего могущества, призванного внушать ужас и защищать и охранять самое ценное – нематериальные богатства.
Антикризисный план Анахарсиса для современной Украины, часть 1
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.