Китай: 10 причин, почему стоит туда ехать
Китай у нас считается страной, которая не очень интересна путешественнику. В отличие от его части - Тибета, которому я посвящал предыдущую заметку на эту тему.
Трудно понять, отчего бытует такое мнение, почему Китай считают страной дешевых шмоток и тяжелой промышленности, по моему мнению – это просто глупый стереотип. Совсем дремучие люди, например, считают, что Китай – бедная страна, где рабочие в подвалах шьют футболки с надписью "Украина" за чашку риса в день, а если не работают, то варят в речной воде березовую кору – типа суп. Китай считается местом для шоппинга, деловых переговоров, а вовсе не для путешествий.
Тем не менее, я считаю Китай одной из самых экзотических стран мира, наряду с Непалом и Индией. Несмотря на бурное экономическое развитие, Китай все же остается очень необычной и удивительной страной. И, хотя многое теряется в результате преобразований, еще больше остается нетронутым. Что можно увидеть и почувствовать в Китае и ради чего стоит посетить эту страну, чтобы влюбиться навсегда.
История. Все, что вы могли видеть в фильмах "Герой", "Проклятие золотого цветка", "Крадущийся тигр, исчезающий дракон", существует на самом деле. Места, связанные с императором Хуан Ди, государством Наньюэ, а также древние столицы всех династий – все на местах. Древние горы, застроенные десятками монастырей, Шелковый Путь, Великая Стена, пещеры, где сохранились 40-метровые статуи Будд – все это можно увидеть. Правда, для этого, в отличие от, например, Шри – Ланки нужно проехать много сотни и сотни километров, но это стоит усилий.
Масштабы. Расстояния в Китае сравнимы с расстояниями в Индии и России, поэтому неправильно думать, что страна густо заселена и плотно застроена 16-этажными домами. И на севере и на юге есть огромные пространства, леса, национальные парки, пустыни. Передвижение в поездах по Китаю – само по себе интересное занятие, будьте готовы к тому, что из одного интересного города в другой вы будете добираться, например, сутки.
Национальные меньшинства. Три самых больших национальных анклава в Китае – Тибет, Уйгурия и Внутренняя Монголия, занимают более трети территории страны, но это далеко не все меньшинства. На юге Китая живут десятки разнообразных народностей, чтобы их увидеть, нужно посетить провинции Юннань, Сычуань и Гуанси. Самые известные из них – Яо (2 млн. чел.), Мяо (9млн.чел.), а всего в КНР – 55 официальных народностей. Обычаи и культуры, а также лица и одежда этих людей так же разнообразны, как это когда-то было в Российской империи, конечно, сейчас самобытность теряется, но есть еще лет 10, я думаю.
Ландшафты. На территории Китая есть уникальные горы, утесы, скалы, подобных которым больше нет в мире. И это не только все известный Тибет. Достаточно погуглить изображения Яншуо, чтобы понять, насколько необычны там пейзажи. В Уйгурии – настоящие пески пустынь, настоящие оазисы, во Внутренней Монголии – степи, на острове Хайнань – пляжи.
Чай. Любой человек, отправившийся в Китай, быстро понимает, что то, что продается в Украине под видом чая – вовсе не чай, или чай, но не такой. На родине чая, а особенно в провинциях Юннань, Гуандун и Фуцзян, можно познакомиться с настоящими чайными вкусами – зеленым чаем, улунами, пуэрами, любао. С недавнего времени в КНР производят и хороший черный чай – не уступает по вкусу лучшим индийским сортам. Чайная культура пережила в Китае все потрясения и сейчас переживает новый бум.
Люди. Китайцы, то есть граждане КНР любых народностей, достаточно милы и деликатны в общении. Большинство китайцев – люди нежадные, абсолютное большинство таксистов ездят по счетчику, в большинстве кафе и ресторанов не стараются обмануть. Конечно, бывают и "разводы", но в основном люди поразительно честны, готовы помочь, даже если не знают языков. Уровень напряженности в обществе кажется очень низким, спокойствие ценится, душой можно отдохнуть даже в самом шумном китайском мегаполисе. Сфера обслуживания по сравнению с нашей – просто высший класс, кафе, парикмахерские, прачечные.
Китайцы очень общительны, им интересны иностранцы, и если в вагоне поезда найдется один человек, говорящий по-английски, то будьте уверены, что вы будете продолжительное время отвечать на вопросы всего вагона. Кстати, как и у нас, угощать рядом сидящих пассажиров считается нормальным. Между людьми в целом значительно меньше дистанции, при разговоре нормально трогать собеседника.
Экономика. Хотя я не сторонник достижений современной цивилизации, но тому, что происходит в КНР, нельзя не изумиться. Стройки, где одновременно работает 60-80 кранов и идет строительство целых городов, поражают воображение. Причем кое-где в новых пятиэтажках вместо крыш – солнечные панели. Протяженность качественных платных автодорого растет на 10% в год. Между полосами на таких дорогах не просто отбойник, а аккуратно высаженный кустарник. Народ, если не работает на производствах, то занят предпринимательством, помещения на первых этажах – магазины или харчевни. Внутри дворов, даже в "хрущевских кварталах" – небольшие базарчики, выходить из квартала не надо.
Медицина. Народные больницы – фантастические – в Куньмине (столица провинции Юннань, одной из самых отсталых) например, внутри больницы ездят лифты, как в Киеве в торговых центрах – прозрачные капсулы. Кроме того, есть эскалаторы, старым и больным людям не нужно карабкаться по лестнице. Визит к врачу – $1, очередь – электронная, как в банке, загорается номер талончика и вы идете на прием.
Кроме гигантских больниц, помощь вам могут оказать во множестве фельдшерских пунктов при аптеках, то есть за простым уколом не нужно ехать в больницу.
Транспортная инфраструктура. Общее впечатление от китайского транспорта – нам есть чему поучиться, хотя и китайская система не совсем совершенна, она скорее похожа на улучшенный СССР. Железная дорога Китая – одна из самых протяженных в мире, есть два класса спальных вагонов – на 6 полок в отсеке и на 4, поезда чистые, всегда есть кипяток и работает кондиционер. Самая высокогорная в мире железная дорога находится в Китае – это дорога Тибет – Цинхай, которая забирается на высоту 5400 м, в вагоны в высокогорье подают кислород, чтобы пассажиры не страдали от его нехватки. Любопытно, что вокзалы в Китае устроены как аэропорты, то есть, после прохождения через рамку (вещи через рентген), вы попадаете в зал ожидания, откуда, после того, как обьявят посадку, на перрон. Просто так по перронам никто не ходит, пассажиры появляются там только во время посадки, встречающих не пускают – это позволяет избежать неразберихи. Вокзалы, как правило, огромны, скорее напоминают аэропорты. Продажа билетов открывается за 15 дней до отхода поезда – это антикоррупционная мера.
Внутри провинций и между основными городами – оживленное авиасообщение, билеты, правда стоят не меньше $100, а внутренних лоукостов в Китае пока нет. Любопытно, что цены падают ближе к дате вылета, а не так, как у нас. Билеты выгоднее всего покупать у агентов, которых много в крупных городах, в интернете может быть дороже.
Отдельный плюс – за автобусное сообщение между крупными городами. В Китае распространены большие спальные автобусы, в салоне 28-30 мест, все время в пути вы лежите на индивидуальной кровати. Это было бы идеально, например, на маршруте Киев – Луганск, Киев- Донецк, или Киев – Ялта, где пока что приходится спать сидя. Автобусы в Китае дешевле поездов, если дублируют железную дорогу, и дороже, если параллельной железной дороги нет.
Вкусы. О китайской еде можно писать книги, поэтому остановимся лишь на некоторых моментах. Продукты в Китае необычайно качественны, на базарах и в супермаркетах. Соответственно, то что из них готовят в ресторанах, только их улучшает. Китайская кухня разнообразна, от региона к региону, часто бывает, что забегаловка может специализироваться на изготовлении только одного блюда, например, лапши с мясом, срезанным со свиных ножек и вымоченных в соевом соусе. Все это тушится с картошкой и томатным соусом. В среднем ресторане можно заказать 50-70 блюд, редко бывает, что что-то вам не смогут приготовить. Невкусной еды практически не бывает, бывает своеобразная.
Я думал, что меня удивить едой невозможно, но когда увидел, как мужчины едят ложечками мозг из вареных бараньих голов, то окончательно понял, что Китай – страна по-настоящему экзотическая. Те китайские рестораны, что есть в Украине – лишь ничтожная часть спектра китайской кухни, насчитывающей тысячи оригинальных кушаний. Тут уже даже не к месту говорить, что еда в Китае стоит недорого, а порции – очень большие, это само собой разумеется.
Несмотря на то, что алкоголь дешев и доступен везде в любое время суток, повального пьянства не наблюдается, да и вообще никакого не наблюдается. Впрочем, как и в Украине, хорошее застолье без алкоголя не обходится, по крайней мере без пива, дешевого и вполне качественного. Интересно, что движения пива между провинциями почти не наблюдается – в Юннани пьют в основном "Дали", в Уйгурии – "Вусу", в Ганьсу – "Хуан Хэ", в Тибете – "Лхаса".
В августе мы планируем групповое путешествие в Южный Китай, я не знаю, состоится ли оно, во всяком случае, если не в этом году, так в следующем. На самом деле мне нужно хотя бы 8 людей для такого путешествия, а их пока нет – наши граждане летом ездят только на моря, а зимой в Китае – холодно, даже на юге. Ну посмотрим, надежда еще есть. В любом случае, я рассказал, что хотел)
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.