Социальные риски детства
"Решиться обзавестись ребенком – дело не шуточное. Это значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела". Так считала английский психолог Элизабет Стоун. И была права. Если вы решились на родительство, то, в первую очередь, следует осознать факт появления на свет Человека. Ребенка надо ХОТЕТЬ и ЖДАТЬ. Не случайно Германии, например, даже процесс усыновления занимает 7-8 месяцев. Ведь дитя не может появиться в семье путем "монтажа", как того требовала главная героиня фильма "Человек с бульвара Капуцинов".
Во время родов не только появляется на свет новый человечек, но и сама женщина перерождается. Она должна быть готова принять ответственность за другого человека. Ведь это на всю жизнь.
Я заметила одну характерную особенность восприятия родительства. В нашем обществе никто не признается, что не испытывает к своему ребенку огромной любви. А ведь забота и любовь – разные вещи. Признать это не просто. Отсюда часто наблюдаю "нервных" мам и пап, которые, на первый взгляд, вполне благополучны. И еще раз убеждаюсь: недостаточно быть физиологически готовым к появлению ребенка. Чтобы родить и воспитать полноценного человека, нужно подготовится к этому психологически.
Порой и процесс воспитания в некоторых семьях сводится к тому, как одеть и накормить ребенка. Многие считают, что такое отношение к родительским обязанностям породила наша бедность, необходимость в буквальном смысле бороться за выживание, за кусок хлеба. Но ведь наши бабушки и дедушки, папы и мамы при Союзе жили не богаче. Но им хватало времени и духовных сил ходить с детьми в кино, театры и туристические походы, читать вместе книги, играть, гулять в парке. Дело не в бедности, а в родительской сознательности, если хотите. В нашем собственном уровне культуры и интеллигентности. Внимание родителей для ребенка гораздо важнее сникерсов и чипсов. А если его нет, значит, мы, взрослые, уже что-то упустили в жизни маленького человека, зависимого от нас.
Я не спорю, система воспитания нынче изменилась. Сегодня действительно важно научить ребенка выживать в этом мире. Даже появились практические предметы в школьной программе. Например, в младших классах – "Основы здоровья", в старших – "Основы безопасности жизнедеятельности". И это здорово. Но вот духовное, творческое, похоже, отошло на второй план. Этим заниматься некогда...
Настоящие испытания здоровья и психики ребенка начинаются в школе. По данным медиков, количество нарушений осанки, остроты слуха и зрения за годы школы увеличивается втрое, а количество сколиозов возрастает почти в 20 раз. В 2,8 раза увеличивается количество заболеваний системы кровообращения. Чаще всего осложнения возникают из-за того, что до конца не вылечены простудные заболевания. А все потому, как мне кажется, что не каждая мама может сидеть с ребенком на больничном. Температуры нет – иди в школу.
Но гораздо больше меня поразила другая статистика. Оказывается, за время пребывания в школе у детей в 2,5 раза увеличивается количество психических расстройств и заболеваний! Хотя, конечно, все списывать на школу нельзя. Мне кажется, в отношении с ребенком-школьником мы опять подменяем понятия заботы и любви: заботимся об образовании чада, о его хороших оценках и забываем проявлять родительскую любовь. Думаю, надо больше хвалить наших детей, повышать их самооценку, каждый раз давая понять: они любимы, несмотря на способности и оценки в школе. Важно создать микроклимат понимания, уважения и любви, чтобы избежать психологических травм и стрессов.
Как бы не хотелось родителям вырастить гениального ребенка, следует все-таки реально оценивать его способности и здоровье. Прислушивайтесь к пожеланиям сына или дочки. И не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, если он не может с ними справиться. Ведь на фоне непосильных физических и психических нагрузок ослабляется иммунитет, и любое, даже простудное заболевание может перерасти в хроническое.
Но, пожалуй, любую простуду вылечить легче, чем последствия заражения от окружающего социального негатива. Инфекция лечиться антибиотиком, это знает каждая мама А вот как избавить свое чадо от алкогольной, наркотической или игровой зависимости, порой не знают даже специалисты. И эти проблемы выходят за рамки трагедий конкретных семей. Это становиться вопросом национальной безопасности.
Я как-то была свидетелем шокирующей сцены: "скорая" увозила подростка лет тринадцати. Парнишка находился в... алкогольной коме! Так школьники отметили окончание учебного года, напившись слабоалкогольных миксов...
К сожалению, алкоголь доступен для украинских детей. Никто, в сущности, не ограничивает его продажу несовершеннолетним. А спрос среди таких покупателей большой. Стереотипы формируются легко: дома часто выпивают родители, по "телеку" – любимые супергерои, которые пробуют виски и джин, во дворе бытует мнение, что "настоящий пацан" должен пить хотя бы пиво... Увы, в нашем обществе формируется стереотип потребления спиртных напитков. В парке неподалеку от моего дома 12-15-летние школьники прогуливают уроки с бутылкой пива в руках и сигаретой в зубах...
Кстати, самые популярные у молодежи – сладкие слабоалкогольные миксы. В Европе, например, они детям не по карману. В той же Англии от слабоалкогольных коктейлей вообще постепенно отказываются. Результатом продуманной социальной политики стало то, что среди британских подростков сформировалось мнение: пить непрестижно.
У нас такой политики нет. Зато существует большой риск раннего алкоголизма. Впрочем, нет продуманной государственной политики и в отношении наркомании. Но есть доступ детей к наркотикам. Водить везде своего ребенка за ручку, чтобы он не поддался "дурному влиянию улицы", невозможно. Но есть другой способ защиты – правильно объяснить ему возможную опасность для здоровья и жизни этих "соблазнов". Правда, одного родительского слова, пусть даже авторитетного, мало. В государстве должна существовать социальная система предупреждений таких опасностей. Увы, не на всех направлениях она сегодня есть.
Один из примеров – компьютерные игры. Они буквально взяли в плен наших детей. Я не говорю, что это плохой способ развлечения, в отличие от "пятнашек", в которые играли когда-то мы. Иные времена – иные дети, иные игры. Но не во все компьютерные игры можно спокойно играть. Слово "спокойно" вообще неуместно в контексте некоторых из них. Я имею в виду "кровавые" и жестокие компьютерные войны. Их свободно можно купить в наших магазинах. А вот во многих странах они признаны опасными для молодежи. В Украине же до сих пор не упорядочен процесс распространения и реализации компьютерных игр с элементами насилия, жестокости и эротики. Наши дети могут доиграться...
Давайте проанализируем риски, которым подвергаются наши дети. Зачем? Чтобы понять, как уменьшить это негативное влияние извне на маленького человечка. Как помочь ему вырасти в полноценную – физически и морально – личность. Как научить ребенка противостоять негативу окружающего мира. Потому что не замечать происходящего вокруг, игнорировать то, что происходит сегодня, – это преступление для взрослого, здравомыслящего человека. Хотя бы потому, что у нас есть дети.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.