Walter Rohrl:''При ускорении слёзы восхищения должны стекать по щекам горизонтально в направлении ушей''.
Вальтер Рёрль (http://en.wikipedia.org/wiki/Walter_Rohrl) – один из самых известных и уважаемых в мире автоспорта раллистов и ипытателей.
Ниже небольшой сборник его высказываний об автомобилях, автоспорте, людях, эмоциях и электронике
..............................
У действительно хороших водителей мухи расплющены об боковые стёкла. У посредственных и обычных – об лобовое".
Недостаточная поворачиваемость – это когда ты видишь дерево, в которое ты врезаешься, а избыточная – когда ты его только слышишь и чувствуешь."
"Машина – это не человек, с машиной нужно обращаться с любовью".
"При ускорении слёзы восхищения должны стекать по щекам горизонтально в направлении ушей".
"Вождение начинается для меня там, где я управляю машиной педалью газа вместо руля. Всё остальное это всего лишь работа".
вопрос журналиста: "В чём секрет вашей скорости?"
Рёрль: "Как можно меньше рулить."
"Для спортивной машины центральными являются три пункта: низкий вес, высокая жёсткость кузова, низкий центр тяжести. Эти три вещи решают, идёт ли речь о спортивной машине или просто мощном лимузине или купе".
"В принципе, ты уже слишком медленен на машине с электронными мозгами"
"Вы меня хотите убить?" – инженерам ПОрше после 1 круга Нюрбургринга, когда они ему дали машину с ESP (Electronic Stability Programme) не сказав об этом заранее.
Аналог ESP в Porsche называется
PSM (Porsche Stability Management)
Рёрль называет эту кнопку
"P-lease S-witch M-e OFF!!!"
"Уже когда я слышу "машину надо чувствовать задницей" – думаю "что за чушь??!! Когда ты что-то почувствуешь задницей – всё уже кончилось, значит ты уже давным-давно вылетел с трассы..."
"Гонщик должен быть смелым, но не должен забывать, что ничего не боятся только дураки"
"На всем, что едет по Северной Петле Нюрнбургринга более 8 минут, я не нуждаюсь в шлеме"
"За всю мою карьеру я заметил у лучших людей, прежде всего, одно – им не надо много времени, чтобы дойти до границы возможного. Менее талантливым людям нужно много попыток и практики, прежде чем они становятся хороши в определённой задаче."
"В ралли-спорте моё предположение о том, что машина с двумя приводными колесами – это только дефективное временное решение – явно подтвердилось".
"На Audi Quattro может ездить и дрессированная обезьяна... Ну, для женщины это неплохо" [после победы француженки Мишель Мутон на одном из этапов ралли Монте-Карло. В начале 80-х Мутон стала вице-чемпионом мира]
"Ускорение в старом Порше Турбо было аналогично ощущению, когда ты нажимаешь педаль газа, и две секунды ничего не происходит... а потом кто-то врезается в тебя сзади."
Рёрль выигрывает горный этап ралли Монте-Карло, Коль-де-Лотарэ вниз к Бриансону. Журналист спрашивает: "Почему вы так быстро ехали?"
Рёрль: "потому что мои тормоза сломались."
"Я узнал, сколько я буду получать за участие в чемпионате как заводской гонщик, после того как я его уже выиграл"
Вальтер про первый Ауди ТТ (была серия автокатастроф из-за нестабильности ТТ на высоких скоростях, которые повлекли за собой модификацию ESP и добавку заднего спойлера):
"Неплохо, хорошо едет, но для нормального человека слишком опасно. Когда ты на нём на скорости 200 резко убираешь газ, то он едет задом наперёд. А это умеет только один, и его зовут Рёрль."
"Я не понимаю людей, которые с энтузиазмом рассказывают, как они еле-еле выиграли с одной секундой разницы и как это было здорово... я хочу выигрывать с десятью минутами разницы."
Эпизод про этап ралли Монте-Карло в Турини (оригинал на крутом баварском диалекте, рассказано другому гонщику, не для печати, так что перевод довольно свободный):
"Легендарный Кол де Турини (самый известный спецучасток ралли Монте Карло). Снег, лёд – и сидит какой-то тип на стене. Я б его с удовольствием сбил!! Второй раз проезжаю – этот аршлох всё ещё там сидит. Расслабленный такой, конкретно крутого пацана изображает. Я выражение лица видел, ну вообще стильный такой, наверно у него там еще девица где-то рядом стояла. Слушай, это то место, где туннель после третьего километра, крутой левый, 20 метров, крутой правый, 40 метров, средний левый, крутой левый, крутой правый, 60 метров, средний правый. Там стена с внутренней стороны, где ты борешься за каждый сантиметр – внутри! А там этот тип сидит, где стена начинается, так расслабленно, свесив ноги, и не дёргается!!! Зато я дёрнулся и ругнулся, во второй раз я уже этого ожидал, и действительно, этот... всё ещё там сидит. Я проезжаю три, четыре сантиметра от него. Этот как железный, даже не двинулся. Я только заметил, как у него зрачки расширились."
"Асфальтовые гонки сделали мой стиль езды в ралли-машине ещё чище. Я всё время ехал по траектории, с газом. Это было нелегко. Было, прежде всего, вопросом дисциплины. Потому что намного больше удовольствия получаешь, когда кидаешь машину боком сквозь повороты."
"Езда была для меня с самого начала очень серьёзным занятием. Я прицеливался к поворотам, поворачивал руль, и всё должно было быть идеально. Когда я должен был поправляться, я злился."
Про спецучасток чемпионата мира в тумане в Арганиле в Португалии:
"В течение всего времени мы [Рёрль и его штурман Кристиан Гайстдорфер] всё время улучшали стиль наших записей. Мы записывали каждую волну на асфальте. У поворотов были имена, я их лучше распознавал с именами. Без имён я бы их перепутал. Для тумана мы не делали длинных прямых. 300 метров в тумане никто не может предвидеть и разглядеть. Мы делили прямые на маленькие, точно распознаваемые части, с идентификаторами-привязками: куст, дерево, дорожный знак. И мы сделали нечто необычное для нас – мы тренировались ночью, намного больше, чем обачно. В промежутках я садился в комнате в отеле и с секундомером в руке проезжал этап в голове. Я вбивал себе СУ "Арганил" в голову до тех пор пока не начал помнить каждый сантиметр. Тем, чем для меня было ралли Монте-Карло или Греция, для Маркку Алена была Португалия [прим.: Маркку Ален – один из главных конкурентов Рёрля в то время]. Он там много выиграл, ему там везло. Португалия было его ралли. С самого старта я и Маркку начисто уехали от остальных. Мы безжалостно атаковали друг друга. Это было так жёстко, что мы ждали команды руководителя команды: "Хватит, прекратите!!" Но команды не было. Так что я стоял на старте СУ "Арганил", с решимостью окончить борьбу с Маркку. Я сказал Кристиану: "Пристебнись и думай о хорошем." И мы поехали. Первые два километра были ясные, потом больше двадцати километров плотного тумана, потом восемь километров опять ясные. В тумане я полностью концентрировался на команды Кристиана и стенограмму. Я вообще не смотрел вперёд, ждал только команд штурмана: дерево, куст, столб. Они были подтверждением моих воспоминаний. Этап происходил фактически только в моей голове. Вещи, которые мне говорил Кристиан, были как зубцы на кинопроекторе, которые протягивали ленту фильма дальше. Это было нереально, что мы там сделали. Мы, кроме того, перед стартом, вынули предохранители из наших задних фонарей. Я бы жутко рассердился, если бы кто-то подождал меня и потом прицепился сзади, как это иногда происходило раньше.
Мы отобрали у Маркку больше пяти минут на этом этапе. Это его сломало в этом чемпионате. Я выиграл 2 минуты 48 в итоге. При всём триумфе мне Маркку было почти жаль. Но у меня не было впечатления, что я делал что-то сумасшедшее. Сумасшедшие после такого не выживают".
"Я всегда быстро вхожу в поворот, штурман мне просто уточняет в какой именно"
О современном WRC:
"В темноте ничуть не весело ехать, так как там ни черта не видно. Я часто думаю о прошлом, собственно, я мог бы выиграть еще чемпионат мира, так как они сейчас всегда едут только днем... мягкие яйца..."