19 грудня 2009, 10:40

ГОГОЛЬ З НАМИ (13). Явление Гоголя-персонажа (+ Николай Чудотворец)

Киномода на Гоголя в исполнении Натальи Бондарчук, Ольги Николенко и Леонида Парфенова

Гоголю никогда не везло с Россией (Великороссией): чиновничьей карьеры в Санкт-Петербурге он не сделал, жениться не смог, даже жилья своего никогда не имел – умер в чужом доме.

Не повезло ему и после смерти: Тургенева за небольшой некролог о Гоголе подвергли аресту и месячной ссылке в деревню, Достоевского за распространение письма Белинского к Гоголю приговорили к расстрелу. Ровно 157 лет в России не было ни одного музея Гоголя: лишь перед 200-летием был открыт первый – в доме, где писатель, пользуясь гостеприимством графа Александра Толстого, прожил последние годы и скончался (примечательно, что самым статусным российским чиновником на открытии был замминистра культуры РФ!). Единственную попытку (еще сталинских времен) издания академического собрания сочинений очень сложно назвать успешной. Постановка "Тараса Бульбы" в кино по разным причинам тормозилась – в том числе перед войной, когда политический режим пытался мобилизовать народ при помощи фильмов типа "Александр Невский" ("Бульбу" не давали снимать ни Александру Довженко, ни Сергею Бондарчуку после его "Войны и мира" – боялись "рецидивов украинского буржуазного национализма").

Не повезло Гоголю и с собственным образом в советском и постсоветском кино: его, можно сказать, нет. Два исключения: талантливый Георгий Вицин в эпизодической роли Гоголя в соцреалистическом фильме Георгия Козинцева "Белинский" (1951) и Николай Трофимов в роли автора "Мертвых душ" в одноименном фильме Михаила Швейцера (1984).

Поэтому когда мне довелось попасть на закрытый показ (для гоголеведов) фильма Натальи Бондарчук "Гоголь. Ближайший", первые полчаса пребывал в состоянии культурного шока – Гоголь как персонаж (в исполнении талантливого актера Евгения Редько) производит колоссальное впечатления одним только фактом своего появления на экране!




Вообще, между Гоголем и Белинским существует какая-то странная мистическая связь – не только при жизни, но даже после смерти. Наталья Бондарчук актера Евгения Редько на роль Гоголя нашла случайно – в спектакле Российского академического Молодежного театра "Берег утопии" по пьесе Тома Стоппарда. В той постановке он играл... Белинского!

Фильм пока только снят и вчерне смонтирован, но не озвучен. Экранная музыка, которую должен написать композитор и сын Иван Бурляев, – в процессе написания.

Наталья Бондарчук как маркетолог и менеджер – полная противоположность своему брату Федору. Хотя, конечно, это судьба всех без исключения умных украинцев ("хитрых хохлов") в Великороссии, начиная с самого Гоголя, – сказать великорусам то, что они сами боятся или не хотят знать, часто просто избегают этой темы – о России, о Боге, о специфической российской власти, сформировавшей всю российскую жизнь.



Великорусы по преимуществу серьезны, неироничны, не любят всуе говорить о власти и государстве. Веселые и ироничные украинцы смотрят на все эти вещи по-иному – без пиетета и пафоса. Гоголь написал несколько очень злых и ярких картин "российского ада". Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Тургенева, ни у Толстого на подобное просто рука не поднималась. Салтыков-Щедрин, как бы оправдывая собственное сатирическое творчество, ссылался на Гоголя – мол, ему-то можно, почему мне нельзя?

Член и бренд-фэйс "Единой России" Федор Бондарчук снял и с большим пафосом прокатал по постсоветскому пространству фильм "Обитаемый остров" – жесткий гротеск на путинско-медведевскую Россию.

Наталья Бондарчук сняла практически на собственные деньги фильм о Гоголе – оказалось, что ни государство, ни олигархический бизнес, научившийся в последние годы долдонить о своей "социальной ответственности" и скупать оптом и в розницу разнообразные яйца Фаберже, не готов пожертвовать на Гоголя. Как сама Наталья Сергеевна сказала на показе, переписка по поводу сбора денег на первый биографический фильм о Гоголе составила два больших тома. Увы – на обложке этих томов пришлось бы написать: "Мертвые души".

Гоголевский проект – это в некотором роде подвижничество.

Как было сказано на показе, режиссер ради фильма даже заложила собственную квартиру! Общий бюджет столь мизерен, что нас просили его не разглашать. Актеры сыграли бесплатно, видя в этом свой духовный подвиг.



Меня сложно заподозрить в интересе к творчеству актрисы Анастасии Заворотнюк, но в роли Александры Осиповны Смирновой-Россет она мне неожиданно показалась интересной, талантливой и с большими возможностями. Вообще, все актеры подбирались не просто по типажному сходству, но и по некоей внутренней просветленности – как это всегда было в фильмах Натальи Бондарчук и Николая Бурляева. В роли Анны Виельгорской, к которой то ли сватался Гоголь, то ли не сватался, – их дочь Мария, актриса весьма талантливая, одухотворенная и с выразительными глазами.

Как рассказала сама Наталья Сергеевна, намек на любовные сюжеты Гоголя со Смирновой-Россет и Виельгорской – это не только драматизации сюжета ради, но и для защиты писателя от ложносенсационных обвинений в нетрадиционных наклонностях.



Увы, злоключения фильма проявились также и в том, что его экранное пространство ограничено финансами: на полноценные съемки в Италии денег просто не было, на сюжетную линию дружбы Гоголя и художника Александра Иванова и на павильонные съемки на "Мосфильме" – тоже. В результате большую часть интерьерных сцен сняли в легендарном павильоне N1 киевской киностудии им. А. Довженко, которая ради Гоголя свои возможности предоставила бесплатно.

Вообще, антитеза Украина / Россия, проявившаяся и в творчестве писателя, и в его жизни, отображена и в фильме – прежде всего операторскими средствами: натурные сцены в Украине все как бы сотканы из света, из светлых красок, в России – даже в Оптиной Пустыни – мрачные, унылые, зябкие. (Кстати, операторская работа в фильме Марии Соловьевой, оператора-постановщика фильмов "Глянец", "Пушкин. Последняя дуэль", – отдельное достижение – интересная попытка раскрыть психологическое напряжение при помощи необычных ракурсов, движения камеры и средствами монтажа.)



По жанру фильм – игровой, биографический, но с многочисленными цитатами, моралите и попытками раскрыть Гоголя как христианина и православного духовного писателя. Он продолжает трилогию Натальи Бондарчук о главных русских писателях первой половины XIX века – Пушкине, Гоголе, Лермонтове.

Линейное развитие действия, которое предполагалось в сценарии, по бедности было заменено многочисленными ретроспекциями, но для этого фильма подобный прием стал несомненным достоинством.

Но вообще-то если бы я был кинорежиссером и снимал фильм о Гоголе, то это был бы не биографический фильм с вставными моралите, не политический памфлет и не эротический триллер, а экзистенциальная драма в духе Параджанова – в духе поэтического арт-хаусного кино. История мучений и блужданий души, ищущей Истинный Путь и постоянно пребывающей в сомнениях – "быть?", "не быть?", "если быть, то каков смысл?", "а может всё взять и сжечь?".

Ну и с точки зрения маркетинга, брендинга, да и исторической справедливости фильм Натальи Бондарчук должен был бы называться не "Гоголь. Ближайший". А "Гоголь. Ближайший ко Христу". Возможно, она именно так и сделает. Правда, этот, несомненно, многообещающий фильм, даже когда его домонтируют, озвучат, наложат музыку и он, возможно, станет сенсацией, едва ли будет доступен широкой аудитории.

Ведь, как я говорил, Гоголю в России фатально не везет...

Вообще, сравнивая гоголевские юбилейные мероприятия в Украине и России, возникает странное ощущение, что Гоголь становится всё дальше от России и всё ближе к Украине. Все украинские города были расцвечены билбордами, посвященными Гоголю, телерепортажи были именно о Гоголе и его творчестве, тогда как по российским федеральным телеканалам доминировали политические то ли "тосты", то ли заклинания – что Гоголь – только русский и никакой больше писатель, что его ни в коем случае не надо переводить на украинский язык и что мы – "один народ".

Даже фильм "Тарас Бульба" Владимира Бортко, которого с надеждой и нетерпением ожидали несколько лет и в России, и в Украине, оказался прежде всего снарядом в российско-украинской информационной войне со стороны телеканала "Россия", в котором по-соцреалистическому пафосные монологи Тараса-Ступки о "русской земле" временами смахивают на самое что ни на есть партсобрание.

К 200-летию о Гоголе целый бум фильмов и телесюжетов. Вклад земляков писателя – фильм под названием "Дороги Гоголя" (на украинском языке), который выпустила Полтавская областная государственная телерадиокомпания "Лтава" (автор сценария и ведущая – известный гоголевед Ольга Николенко, режиссер – Наталья Иванченко).

При любом результате подобный трехсерийный документальный проект с актерской реконструкцией, со сценками из гоголевских произведений для областного государственного телевидения, да еще во время кризиса, да еще на относительно современном киноязыке, – это уже по любому круто. (У телекомпании "Лтава" это всего лишь второй подобный опыт; первый – большой трехсерийный фильм об истории Полтавской области.)

Фильму "Дороги Гоголя" можно инкриминировать много недостатков: чрезмерно пафосный и дидактический авторский текст, отсутствие оригинальных интерпретаций и сенсаций (хотя отсутствие сенсаций, глядя на нынешнее телевидение, можно считать достоинством), излишнее, как для современного документального кино, присутствие рассказчика на экране (65% экранного времени), некоторые концептуально устаревшие трактовки гоголевских произведений (например, "Ревизор" – как социальная сатира), а также дидактизмы типа "Гоголь пішов шляхом правди" или "Гоголь хотів відтворити правду життя".



Тем не менее, в фильме полтавского телевидения есть то же, что и в фильме Натальи Бондарчук – образ Гоголя (в исполнении талантливого актера Полтавского областного музыкально-драматического театра им. Гоголя Богдана Чернявского). Правда, в этом фильме Гоголь присутствует эпизодически – его роль не самодостаточна, без оригинальных реплик и монологов и больше для иллюстраций авторского текста. Что, впрочем, вполне оправдано форматом. Но даже такое появление на телеэкране производит некоторое впечатление. Несомненное достижение фильма – съемки не только на Полтавщине, но также в Нежине, Санкт-Петербурге и Москве.

Можно констатировать, что в современном гоголеведении есть три никак не пересекающиеся направления, исследующих трех абсолютно разных Гоголей: Гоголя-художника (Юрий Лотман, Юрий Манн), Гоголя-христианского философа (Владимир Воропаев, Игорь Виноградов) и Гоголя-украинца (Юрий Барабаш, Владимир Звиняцковский, Павел Михед). В фильме телестудии "Лтава" раскрыт четвертый образ, четвертое амплуа Гоголя, которое, видимо, никто лучше полтавчан не раскроет: Гоголь-как-полтавчанин.



Антитезой полтавскому фильму можно считать фильм Леонида Парфенова "Птица-Гоголь", снятого на российском Первом канале. Если в полтавскому фильме перегружают информацией, то Парфенов в своей удивительной телестилистике не давит, а просвещает и развлекает одновременно. Оказывается, что Гоголь – не нафталиновый классик, а крайне актуальный и современный человек. Гоголь-чиновник – это представитель "офисного планктона", Акакий Акакиевич в своем департаменте работает ксероксом, а Чичиков по поводу умерших крестьян, как оказывается, составляет оригинальнейший бизнес-план.

Сам Гоголь у Парфенова на экране тоже появляется, но невероятно оригинальным образом – в виде зыбкой, облачной, еле осязаемой компьютерной графики. Однако этот Гоголь пронизывает и радикально изменяет вокруг себя решительно всё! В принципе, это наиболее точная характеристика: Гоголь в каком-то смысле буквально заколдовал – и Россию, и Украину.

Ну и замечателен парфеновский рассказ о том, как вот уж почти два века борются между собою два Гоголя: один – "критический реалист", предшественник "натуральной школы", другой – сюрреалист, авангардист, метафизический писатель-фантаст. Фильм Ольги Николенко в большей степени о первом Гоголе (хотя она вполне корректно и интересно рассказывает о сложной и до сих пор недопонятой гоголевской книге "Выбранные места из переписки с друзьями"). Фильм самого Леонида Парфенова – о втором.



Похоже, 200-летие постепенно снимает негласное табу на Гоголя-человека: его собственный образ как бы на цыпочках, но не без успеха входит на кино- и телеэкраны.

Хорошо бы, чтоб этот образ был живым, глубоким, интересным, многомерным, способным заставить современного человека, во-первых, задуматься об удивительной сложности бытия и, во-вторых, перечитать гоголевские тексты.

Поскольку в современном информационном обществе Гоголь, Пушкин, Толстой, Достоевский, Есенин, Тарас Шевченко и многие другие гении оказались между Сциллой забвения и Харибдой постмодернистского снижения этих образов, превращающих этих великих людей в фигурантов пошлых газет и телесенсаций.

Возможно, один из главных вопросов современного литературоведения и биографического кино должен стоять так: как вписать классическую литературу и ее творцов в формат постмодернистского общества, в котором уже давно размыты все возможные иерархии и ниспровержены любые авторитеты?



"Телекритика". 2009. N4.

___________________________________________



PostScriptum.

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.



Успокой, Господи, душу раба Твоего Николая (Гоголя) и всех православных христиан, и прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное!

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего Николая (Т.), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя – правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.