Высоцкий и все остальные: 30 лет спустя. Чем объяснить его гиперпопулярность и посмертный культ?
Многие говорят, что до сих пор не могут представить, как это они живут вот уже 30 лет без Высоцкого.
Мне Высоцкий открылся лишь по смерти. При жизни я увидел и зафиксировал его в сознании лишь в гениальной и, как оказалось, пророческой роли Дон Гуана в совершенно замечательном фильме Михаила Швейцера. За Высоцким, как оказалось, пришел свой Командор – свой Злой Рок.
По его смерти у меня оказалась маленькая гибкая пластинка с четырьмя песнями – "07", "Пусть жираф был не прав, но виновен не жираф", "Утренняя гимнастика" и поразившая даже меня, младшеклассника, "Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял".
Потом я уже сам, вполне сознательно купил аналогичную большую пластинку – где он на обложке с гитарой и микрофоном. До сих пор помню: она стоила не 2.50, как все пластинки советской эстрады, а 3.50, что для четверо- или пятиклассника, почти не просившего денег у родителей, было существенно.
Большинство песен там звучало под джаз-ансамбль "Мелодия" Георгия Гараняна (увы, недавно тот скончался). Ни я, ни мои родители не были высоцкоманами, но мой одноклассник Сережка таким был (точнее, был его отец). У них всегда крутилось много совершенно неизвестных мне песен Высоцкого – правда, с блатным и сатирическим уклоном, а Сережка их часто цитировал и напевал. И вообще, все мужики, которым было 35-45 лет в первой половине 1980-х, слушали, мне казалось, только Высоцкого – соседи, знакомые родителей, тренер на стадионе, руководитель радиокружка, школьный учитель труда.
Где-то в те же годы появлилась и двойная пластинка "Сыновья уходят в бой" – с картиной Константина Васильева на конверте. Сейчас в это и не поверишь, но тогда – каждая пластинка была этапом.
Ну а потом был культурный шок: фильм "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" по Вальтеру Скотту, где для меня, для моих сверстников, для всех нас уже потусторонний Высоцкий поет:
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
А в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом, -
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем!
Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
СМ. ТУТ
Или это:
И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас...
СМ. ТУТ
Ощущение у нас, совсем маленьких, многократно усиливалось еще и осознанием того, этот дядя поет нам откуда-то ОТТУДА.
С тех времен из Высоцкого больше всего люблю именно песни под оркестр, хотя многие считают это гламуром, дурным вкусом и предпочитают "настоящего" Высоцкого – под расстроенную гитару.
Выдающийся (великий, если угодно) украинский композитор Олександр Билаш написал музыку для фильма Юнгвальд-Хилькевича "Опасные гастроли" – в том числе к куплетам об Одессе и к совершенно замечательному романсу.
Увы, этот романс мало кто знает, но, как мне кажется, это реальный шедевр.
СМ. ТУТ
Я где-то давно читал воспоминания Билаша о Высоцком: он считал его гениальным поэтом и исполнителем, но так себе композитором, о чем ему и высказывался прямо. Как по мне, Высоцкий очень интересный композитор, точнее, сочинитель мелодий для своих песен. И если сравнить некоторые песни под гитару и под оркестр Гараняна, то можно понять, что именно тот же Гаранян или другие аранжирощики довели в их музыкальной фактуре.
Я не был высоцкоманом, поэтому многие его песни открыл для себя не сразу. Некоторые открыл совсем недавно – года два-три назад.
Например, "Воздушные потоки". Или эту – абсолютный шедевр:
...Тишина. Только чайки – как молнии.
Пустотой мы их кормим из рук.
Но наградою нам за безмолвие
Обязательно будет звук.
Как давно снятся нам только белые сны,
Все иные оттенки снега замели.
Мы ослепли давно от такой белизны,
Но прозреем от черной полоски земли.
Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает, как тень.
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день.
Север, воля, надежда, – страна без границ,
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
Воронье нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.
Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь.
У Высоцкого совершенно уникальная образность – иногда эффект создается за счет появления двойника лирического героя (Як-истребитель и "тот, который во мне сидит", иноходец и жокей, герой и кони привередливые (конь – символ души), герой и тот, который вчера не вернулся из боя). Уровень информативной насыщенности беспрецедентен для русской поэзии – у него практически отсутствуют определения, выраженные прилагательными, да и прилагательные как таковые! Я часто думал о колоссальной популярности Высоцкого – за что именно его любили и любят до сих пор?
А Вы как думаете, за что именно???
ПРОСТЫЕ ОТВЕТЫ (типа того, что он говорил правду) НЕ ПРИНИМАЮТСЯ!
Моя версия гиперпопулярности Высоцкого – чуть позже, на днях.
ЖДУ ВАШИХ ВЕРСИЙ.
Два события, случившиеся почти подряд летом 1980-го – смерть Высоцкого и улетевший олимпийский Мишка (а также начатая в последние дни 1979-го война в Афганистане) – как бы подвели черту под каким-то важным и спокойным периодом в существовании СССР. И одновременно открыли новую жизнь – жизнь, полную надежд, непредсказуемости, жестоких перипетий, страданий, поиска, разочарований и новых надежд.
P.S.
Вроде бы скачать все или почти все песни, которые Высоцкий поет в сопровождении оркестров, можно ТУТ:
http://www.demokratizator.com/2644-vladimir-vysockij-zapisi-v-soprovozhdenii-orkestrov.html
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.