23 серпня 2010, 12:40

Руссскій Міръ (7). Украина: цивилизационный центр или окраина? Країну змінять студенти? Или КТО ИДЕТ ЗА ''КЛИНСКИМ''. (+Яценюк едет в Крым)

В Крыму сейчас проходит шоу "Студреспубліка".

Вечером на него приедет Яценюк. Хотя, кажется, капуста там не растет.

Выступит с судьбоносным заявлением.

Год назад в Крыму тоже была "Студреспубліка", я на ней пытался загрузить людям правильные чипы.

Вот что из того получилось – ниже фрагменты моих чипов годичной давности.

Поскольку это так или иначе корреспондируется с темой "Руссского Мира", этим текстом продолжается соответствующий цикл на этом блоге


__________________________________

Украина: цивилизационный центр или окраина?

Из выступления на финале "Студенческой республики-2009"


(...) На самом деле, не существует ни российской, ни западной цивилизаций! Существуют восточнохристианская и западнохристианская цивилизации, их разделяет не только следование греческому или латинскому обряду богослужения, но и разное понимание человека.



С учетом кризиса сакрального мировоззрения можно говорить о поствосточнохристианской и постзападнохристианской цивилизациях. В качестве нейтральных синонимов можно говорить о Восточной Европе и Западной Европе как цивилизационных ареалах. Сколь бы ни глубок был кризис христианства в современном мире, мы живем в мире, сформированном в контексте христианских парадигм мышления.

"Российская цивилизация", "славянская цивилизация", "западная цивилизация", "европейская цивилизация" – это всё журналистско-публицистические и политтехнологические метафоры, а не научно обоснованные термины.

Вообще, цивилизация – это не данность, это процесс. Цивилизация – это процесс по подержанию универсальной картины мира, наднациональной идентичности и жизненного порядка, основанных на трансцендентных ценностях, у локализованной социальной общности.

В основе восточнохристианской цивилизационной идентичности лежит специфическое представление о человеке, специфическое понимание человека, основанное на антропологическом максимализме. Человек максимальный, человек трансцендентный, человек преображенный, прорывающийся к духовному идеалу, – это не эксклюзивная антропологическая сверхзадача для отдельных личностей, а общая, нормативная, матрица духовного развития. Этот этический идеал зафиксирован не только в православной духовной культуре, но также и в культуре светской – в греческой, южнославянской, грузинской и армянской культурах, в русской и украинской литературах и проч.

Тогда как западный "массовый человек" – это человек хорошо устроенный в этом мире и ориентированный прежде всего на жизнь земную. Он неплохо реализуется в социальных и правовых форматах, именно такой человек создал тот самый проект Модерна, в котором мы живем последние несколько сот лет. Но вот сейчас и сам проект Модерна, и модернистский человек исчерпываются. Поэтому один из центральных вопросов современности формулируется приблизительно так: есть ли у незападных цивилизаций, и в нашем случае – у нашей восточнохристианской цивилизации – те форматы, возможности и активы, которые могли бы стать основой нового миростроительного проекта? Что нового может предложить человечеству культура народов, основу духовной жизни которых составило восточное христианство? При этом речь о чем-то таком эксклюзивном, чего нет или очень мало в западноевропейских культурах.

Украину пытаются интерпретировать как составную и, давайте честно говорить, окраинную, лимитрофную, неустойчивую часть "Русского Мира" – мол, Малороссия – это "крещальная купель Святой Руси". Однако, на самом деле, если мы говорим о восточноевропейской цивилизации, то в ней есть, как минимум, три мотора, три цивилизационных генератора – Греция, Россия и Украина. Потенциально Украина – лидер православного мира, самая большая православная страна. Страна, где не у всего народа был сломан хребет. Но реально в Украине существует несколько церковных расколов, причем не только расколы начала 1990-х годов, но и раскол 1596 года – Брестская церковная уния. Уровень развития восточнохристианского богословия и околоцерковной интеллектуальной сферы в стране также не тянет на лидерский.

В нынешних условиях изо всех вариантов украинской идеи и идентичности будет актуален и конкурентоспособен в первую очередь тот, который будет опираться на универсальные ценности и цивилизационную идентичность.

Две конкурирующие идентичности – "Украина-как-Малороссия" и "Украина-как-антиРоссия", столкнувшиеся в политической плоскости на президентских выборах 2004 года, на данный момент являются определяющими для украинского смыслового пространства. И это откровенно плохо, поскольку в них обеих Украина – это не цивилизационный генератор, не смысловой центр, а неустойчивая окраина, импульсы развития которой генерируются то ли в Западной Европе, то ли в России. Представляется актуальной третья, альтернативная идентичность, в соответствии с которой Украина выступает прежде всего как генератор цивилизационной матрицы, как субъект каких-то очень важных процессов – не только политических, но и миростроительных.

Именно на этой проблематике, на этой идентичности и имеет смысл сосредоточить свое внимание наиболее продвинутым людям Украины, у которых присутствует чувство ответственности за будущее. (...)

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.