Владимир Казарин. МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ... (Памяти военного летчика Игоря Ткаченко)
Владимир Казарин
МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ...
Старая, как история Родины, истина. Когда одерживаем победы и берем города, героями становятся маршалы и вожди. Когда сражения проигрываем и происходят катастрофы, виноваты всегда те, кто в окопах и на рабочем месте.
Год назад я прощался с другом – летчиком Игорем Ткаченко, – вспоминая о встречах с ним на совсем не чужой ему украинской земле. В Севастополе его памяти была посвящена специальная фотовыставка, организованная совместно с Черноморским флотом России. Многие киевские издания – бумажные и электронные – откликнулись на гибель командира "Русских витязей" самым сочувственным образом.
Крестьянский сын, талантом и трудом вошедший в элиту мировой авиации, был посмертно удостоен звания Героя России. Лучшие асы и авиаконструкторы страны говорили в многочисленных интервью о его необыкновенном мастерстве и мужестве.
Через год – как обухом по голове: в катастрофе самолетов виноват сам Игорь Ткаченко. Таково заключение Следственного комитета прокуратуры России.
Я знаю точно, что погибший командир "Русских витязей" этому заключению рад. Он в очередной раз (видимо, в последний) закрыл собой своих летчиков (в данном случае, участников того трагического полета), очистил их имена и военные биографии от темных пятен, вернул им шанс на какую бы то ни было житейскую карьеру (пусть даже не летную).
Он опять позаботился о своих подчиненных. Он, как тот "батяня-комбат" из песни "Любэ", не стал "прятать" свое сердце "за спины ребят".
Но почему мы не хотим позаботиться о нем? Оказывается, как установило следствие, он был в стрессовом состоянии, в нем летчик "боролся" с администратором, который должен был разгребать громадный воз проблем, без которых никакой, самый совершенный самолет никуда никогда не полетит.
Но кто же подарил ему этот воз проблем? Кто оставил его наедине с ним? Почему накануне гибели он подавал рапорт об увольнении, протестуя против перевода "Русских витязей" из Кубинки в Липецк? Почему все проблемы самой прославленной в мире пилотажной группы – от топлива до матчасти – взвалили на него одного?
На Украине все обстоит точно так же. Только нет своего Игоря Ткаченко. А в результате померкла слава "Украинских соколов", базировавшихся на крымской земле. Со времен львовской авиакатастрофы 2002 года в Скнилове мы знаем, что сами летчики во всем и всегда виноваты. Такая у них профессия. Такая их доля. Иная, чем у паркетных генералов, которые отдают им приказы и никогда не попадают в аварии. В их кабинетах аварий не бывает.
Прости, друг, что мы так нехорошо расстаемся с тобой спустя год после твоей гибели. Что мы не вступились за тебя и твое честное имя. Мы в большинстве, конечно, оскорблены следственным заключением, но обиделись мы за тебя молча.
Впрочем, тебе и этого уже не нужно. Как простодушно и точно сказал об этом тысячу лет назад великий киевский князь-воин Святослав (которому потом тоже достанется от любителей расследовать и давать оценку чужим поступкам и подвигам): "Мертвые бо сраму не имут..."
Покойся с миром, гвардии полковник. Ты будешь всегда жить в нашей памяти.
Владимир Казарин, профессор
Крым, г. Симферополь
Октябрь 2010 г.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.