Музыка (10). Черная Орфей в стране украинских теней: Пытаюсь дать джазу Алёне Бондаренко
Дорогая Алёна!
Очень рад, что Вы можете рассуждать о человечности и человеческом.
Это значит, что Вы не потеряны – для Бога, для вашей родины (Украины), ее культуры и для человечества в целом.
В любых моих заметках, когда речь идет о моем собственном жизненном опыте, нет метафор и преувеличений – обо всём говорится предельно точно. Так и тут (в статье о музыкальных кворах): я ничего не придумываю – мне действительно подарили целую стопку интересной украинской джазовой музыки.
В частности, это:
Еще несколько дисков у меня дома – как доеду домой, могу показать.
Среди них, кстати, такой совершенно забытый джазмен из Львова Ігор Хома (это где-то 1960-1970 годы). Некоторые композиции у него очень интересные.
Имена современного украинского джаза напишу Вам отдельно – не сейчас.
Кстати, даже музыка великой певицы современности Нино Катамадзе может считаться именно украинским продуктом, ибо она записывается и издается именно в Украине, если я правильно помню.
Подчеркиваю: я не являюсь тонким любителем или знатоком джаза (хотя ринг-тон на моем мобильном именно джазовый), потому поименно их всех не знаю.
Ту музыку, которая мне нравится больше, я знаю поименно и поальбомно.
Обратите внимание на советы п. Олексія Гараня:
http://blogs.pravda.com.ua/authors/haran/4d5047fe87a9f/
Есть еще Алексей Коган – радиожурналист и феноменальный джазовый эксперт, но не факт, что он будет рад такому знакомству – с человеком, который хочет вогнать в небытие то, что Алексей сам так любит и пытается продвигать и развивать.
Кстати, даже у вашей оппонентши по шоу Евгения Киселева Марийки Бурмаки лет с десять назад были песни с джазовыми гармониями, небольшими импровизациями и отчасти джазовым звучанием (кажется, диск назывался "Міа").
Вообще, джаз интересен тем, что весь построен на септаккордах. Если в неджазовой музыке тот же доминант-септаккорд считается чуть ли не катастрофой и требует скорейшего разрешения – в тоническое трезвучие, то в джазе септаккорды ни во что не разрешаются, а переходят во всё новые и новые септаккорды.
И это – самое интересное, ибо в джазовых гармониях заложена модель мира XXI века (отсутствие иерархии, отсутствие "абсолютных" истин, отсутствие центра, вместо завершенной формы – динамичные и бодро меняющиеся контуры).
В этом смысле Ваша партия – с ее негибкостью, жесткой иерархией, брутальностью, пропагандой стабильности и предсказуемости, ориентацией на интересы крупного капитала – самая неджазовая из всех возможных.
Напротив, люди из будущего должны понимать джаз, разбираться в нем и видеть модели грядущего мироустройства.
Среди версий – кто же является родиной джаза (Новый Орлеан, Африка, Румыния и Балканы?) – есть одна забавная, ее любил рассказывать Леонид Утесов. Итак, родиной джаза является Украина – это направление в музыке придумали одесские еврейские музыканты-лабухи, которым на свадьбах приходилось играть с совершенно незнакомыми напарниками, а потому много импровизировать.
Возможно, Алёна, Вы и без меня знаете, что один из супер-мегастандартов в джазе – "Summertime" Гершвина – написана под впечатлением от украинской народной песни "Ой, ходить сон коло вікон" (ср. начальные такты).
Относительно того, насколько джазовые (и всякие прочие непопсовые) пластинки в Украине сейчас тиражны, то, полагаю, что если они и малотиражны, то именно из-за того, что их не берут на радио. А на радио не берут оттого, что малотиражны и малоизвестны. В общем, кто раньше сдохнет: курица или яйцо?
Ценимого Вами Тони Беннета я, разумеется, тоже люблю. Но это не совсем джаз – это как бы такая "приджазенная" эстрада – как биг-бэнд Гоергия Гараняна. Тони Беннет – это типа как Френк Синатра или ваш земляк Иосиф Кобзон.
Ну и если уж Вы серьезно украинским джазом заинтересовались, спросите об этом у Вашей коллеги по партии, фракции и судьбе Инны Богословской – она когда-то даже спонсировала украинский джаз. Кстати, мы с ней даже познакомились именно на джазовом фестивале в Коктебеле.
Алёна, мы с Вами никогда вживую не видели друг друга, но если когда-нибудь Судьба представит нам такую возможность (если это только будет не ад), обязуюсь сыграть специально для Вас (если будет на чем) джазовый стандарт из "Black Orpheus".
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.