10 квітня 2011, 21:26

УПЦ-МП: Экзархат vs. Автокефалия? Что будет с украинским и российским православием в ближайшие годы?

На днях довелось выступать с аналитическим докладом в Московском Центре Карнеги – в рамках программы "Религия, общество и безопасность", тема была мною сформулирована так: "Украинская православная церковь (Московского патриархата): между экзархатом и автокефалией".

Подробнее написано, например, ТУТ.

Инициатива этого мероприятия исходила от Центра, но я обрадовался возможности упорядочить свои размышления на сей счет.

Пытался полностью отделить свою собственную идентичность, свои убеждения и предпочтения от анализа объективной реальности.



Говорил о: двух типах религиозной идентичности в Украине (деление по советской границе 1939 года), о сложной политике внутри украинского церковного пространства, о четырех периодах становления церквей в Украине (Леонид I, Леонид II, Виктор I, Виктор II), о том, как конструкция политической системы предопределяет конструкцию церковного пространства, о политической роли патр. Кирилла, о четырех разновидностях концепции "Русского Мира", о новом главе УГКЦ и почему новая политика греко-католиков – это мощнейший вызов для православия, почему заявление арх. Святослава (Шевчука) о необходимости строить "Украинский Мир" в нынешних условиях играет на раскол Украины, а также – о социальной миссии УПЦ.

Самое удивительное для меня заключалось в том, что я ожидал от присутствующих услышать жесткую критику идеи украинской поместной православной церкви – в докладе я говорил о той полемике, которая на сей счет ведется в Украине.

Но, к моему удивлению, очень многие присутствующие – политологи, религиеведы, православные журналисты и богословы (РПЦ) – в своих репликах, вопросах, выступлениях и в неформальном общении высказывались в том смысле, что они не видят никаких концептуальных препятствий, чтобы такая церковь в Украине возникла.

А еще некоторые выступающие с восторгом говорили о возрождении интеллектуальной жизни внутри украинского православия и об угасании – внутри православия российского.


Вот так...

P.S.

Буду очень признателен УКРАИНСКИМ читателям этого блога, если расскажите мне об известных лично Вам позитивных (и негативных тоже) примерах, связанных с социальной деятельностью УПЦ-МП, УПЦ-КП, УАПЦ и УГКЦ.

Интересуют, в частности, темы:

1. Церковь в армии. Когда может быть введен институт капелланства?

2. Церковь в тюрьме.

3. Церковь в школе. Например, в России была очень большая полемика по вопросу о введении предмета "Основы православной культуры". А в разных регионах Украины как решается этот вопрос?

4. Церковь и высшее образование.

5. Церковь и молодежь ("православный рок", "православные байкеры" и проч.).

6. Проект нового закона о религиозных организациях.

7. Присоединение Госкомрелигий к министерству Табачника: что дальше?

Буду признателен за указание на аналитические работы на сей счет в интернете и за рассказы из Вашего жизненного и профессионального опыта.

Андр.

andokaraСОБАКАyaКРАПКАru

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.