Андрей Окара: Чтобы ''вступить'' Украину в Таможенный союз, Кремль должен использовать ''тайное точечное оружие'' против Януковича (МТРК ''Мир'')
Москва, 14 апреля. Во вторник российский премьер-министр Владимир Путин прибыл в Киев с предложением о присоединении Украины к Таможенному союзу. Глава правительства также предупредил украинских коллег о том, что присоединение к свободной зоне торговли Евросоюза может привести к тому, что Россия воздвигнет торговые барьеры на пути украинских товаров.
Также очередной раз обсуждался вопрос стоимости российского газа. Украинский премьер Николай Азаров вновь обратил внимание на то, что цена газа по действующему российско-украинскому контракту "не отражает его рыночной стоимости, которая сформировалась в странах ЕС, и существенно превышает цену на альтернативные виды топлива". Однако по итогам встречи премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Россия и Украина не договаривались о пересмотре принципов ценообразования на газ, подчеркнув, что контракт действует и должен исполняться.
Корреспондент МТРК "Мир" поинтересовалась у политического аналитика из Москвы Андрея Окары, насколько реально вступление Украины в Таможенный союз, и как развиваются российско-украинские отношения в сфере энергентики.
- Как вы считаете, каковы перспективы вступления Украины в Таможенный союз?
- Я не вижу такой перспективы. Это выгодно России – как в геополитическом, так и в экономическом отношении. В геополитическом – Украина со своей политической системой (полиархией) и реальным политическим процессом является жестким раздражителем Кремля, начиная еще с 2004 года. В экономическом – это прежде всего проблемы транзита газа: взяв под контроль украинскую ГТС, нет необходимости строить за 30-40 млрд. долл. вторую ветку "Южного Потока". А также – можно получить доступ к стратегическим украинским предприятиям по упрощенной схеме.
Но вот самой Украине это невыгодно – по крайней мере, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И поэтому в украинских элитах есть молчаливый консенсус, что вступать в Таможенный союз нет необходимости. В качестве компромиссного варианта особых отношений Украины с Таможенным союзом была придумана и озвучена Януковичем формула "3+1", хотя Путину она не понравилась.
В политическом отношении вступление Украины в союз означает частичный отказ от суверенитета – в пользу наднациональных органов, в экономическом – жесткую привязку к российским энергоносителям, отказ от модернизации энергозатратных предприятий, уменьшение своего присутствия на западноевропейском рынке.
Но сейчас идет жесткий политический торг, в котором все средства хороши.
Например, российские переговорщики могут с успехом воспользоваться "добровольными симпатиками" в рядах украинской исполнительной власти – сторонниками вступления в Таможенный союз. Ну и что с того, что их в Украине называют "пятой колонной"? Главное – результат.
Кроме того, как считают многие киевские аналитики, у Кремля / Белого Дома есть эксклюзивные нетрадиционные способы воздействия на главу украинского государства. Почему бы их не применить?
- Какие преимущества может получить Украина от этого договора и есть ли в нем недостатки для нее?
- Политические проблемы для Украины заключаются в том, что вступление в Таможенный союз умаляет украинский суверенитет и делает Украину более зависимой от России. Кроме того, есть сомнения, что политические режимы и политические системы России, Беларуси и Казахстана могут быть симпатичны украинским элитам и народу. Разве что самому Януковичу и его окружению. Но даже он боится вступать в любые союзы на постсоветском пространстве, в которых присутствуют наднациональные органы. Это особенность, которая характерна для украинской политической культуры и для российско-украинских отношений – с 1654 года.
- А переговоры с ЕС их не пугают?
- В Украине несколько иррациональное отношение к ЕС – он кажется украинским политикам страной Эльдорадо, прекрасной светлой мечтой, и поэтому интеграция в ЕС это действительно тот вопрос, по которому присутствует согласие практически во всех украинских политических группах. Хотя, конечно, это некритическое и нерациональное отношение к ЕС.
- Вступление в Таможенный союз принесет украинской стороне какие-то выгоды?
- В Украине считают, что такие выгоды могут быть, но они кратковременны и неочевидны. Например, говорят, что Украина сможет сэкономить порядка 8 млрд. долл. в год на цене газа. Но вот были подписаны в апреле прошлого года Харьковские соглашения ("флот в обмен на газ") – цена вроде бы снижалась на 100 долл. за тысячу кубометров. Но в результате цены на газ только выросли. В Украине существует мнение о том, что Россия как государство и Газпром как госкорпорация-монополист не являются благотворителями. Если это не благотворительность, тогда откуда такая щедрость – на 12-13 млрд. в год? Тем более, у России есть механизмы – как снизить эту "благотворительность" для Украины – например, увеличить отпускную цену на газ для всех, включая российских потребителей, но российским потребителям компенсировать ее при помощи налоговых льгот или иным сугубо финансовым способом.
- Если посмотреть с другой стороны, какие выгоды получает Россия от вступления Украины в Таможенный союз?
- Украина развивается по иной политической модели, нежели Россия, и эта модель по многим параметрам представляется очень многим жителям России более привлекательной и конкурентоспособной. Если Украина вступит в Таможенный союз, Россия получит в перспективе возможность реального и системного политического влияния в этой стране. Сейчас же российское влияние в Украине осуществляется либо благодаря "добровольным симпатикам" в рядах украинской власти, либо благодаря жестким атакам – вроде "газовых" войн.
Также крупные российские корпорации получат возможность влияния на стратегические украинские отрасли и предприятия. Поскольку у нас в России политика и власть – это близнецы-братья, и одно не существует без другого, то экономический контроль рассматривается как средство политического контроля. Если западные инвесторы в Украине занимаются именно бизнесом, то большинство российских инвесторов, учитывая сращение российского крупного бизнеса и власти, рассматривают Украину прежде всего с точки зрения установления контроля над стратегическими предприятиями. Среди таких, например, тема "Нафтогаза" и "Газпрома".
- Да, на встрече премьеров обсуждали возможное создание общего проекта на базе этих концернов.
- Есть две логики такого объединения. Одна логика (украинская) – это логика кооператива: один участник – один голос. Мол, сливаемся, но 50 на 50. Другая логика (российская) – это логика акционерного общества или LTD: в таком раскладе украинские и российские активы соединяются как 90 на 10. Фактически это означает установления контроля "Газпрома" над украинской транспортной системой.
Сейчас идут разговоры о строительстве газопроводов "Южного потока". Но это очень больной удар по российской экономике, это десятки миллиардов долларов – это несколько Сочинских олимпиад. При этом его эффективность даже в кризисной ситуации будет достаточно невелика, поскольку в нем не будет эффективных газохранилищ, сопоставимых с теми, что есть в Карпатах.
Российское руководство исходит из того, что Янукович и его режим находятся в очень сложном, подвешенном состоянии, кроме того, по мнению российских аналитиков, нынешнее интеллектуальное обеспечение украинской власти пребывает на очень низком интеллектуальном уровне (иначе говоря, российские стратеги считают своих украинских коллег идиотами). Возможно, именно поэтому с российской стороны в кулуарах прозвучало предложение Украине выйти из ВТО, а потом, мол, она сможет снова туда вступить на других условиях – вместе с Россией.
Я думаю, что российское руководство осознало невозможность строительства "Южного потока", и предпринимает одну из последних попыток так или иначе установить контроль над украинской ГТС.
- Накануне встречи премьеров против Юлии Тимошенко было заведено очередное уголовное дело по обвинению в завышении платы на газ российской стороне в 2009 году. Как вы думаете, эти два события могут быть связаны?
- Думаю, связаны. Таким специфическим образом "коллективный Янукович" демонстрирует российскому руководству свою независимость и самодостаточность – мол, да, Путину удалось "впарить" Тимошенко высокие цены на газ, но это не навсегда. И теперь эти цены и сама формула газовых отношений ставится под сомнение. Думаю, Владимиру Владимировичу было не слишком приятно узнать о возбуждении именно такого уголовного дела против Юлии Владимировны. Думаю, что если бы целью была бы только Тимошенко, его бы возбудили раньше, а не сейчас – накануне визита российского премьера. Ну и, судя по тому, как в наших СМИ освещался сам визит Путина (очень мало и без пафоса), российская сторона не слишком довольна его результатами.
МТРК "Мир"
ЭКСПЕРТ: ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ – ЭТО ПОПЫТКА КОНТРОЛИРОВАТЬ УКРАИНУ
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.