1000-летие Софии Киевской как способ утверждения новой Украины (РИА-Новости)
1000-летие старейшего в восточнославянском православном мире исторического памятника – собора Святой Софии Киевской, проводимое под патронатом ЮНЕСКО, стало важнейшим событием и в культурной, и в религиозной, и в политической жизни Украины.
Праздничные мероприятия стартовали вчера, 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы – храмового праздника Софии Киевской (согласно новейшим исследованиям, Софийский собор был заложен 4 ноября). Помимо торжественного молебна и премьеры документального фильма "София Киевская: первое тысячелетие", должны пройти научные конференции, концерт, выставка сакрального искусства. Также издано несколько книг по софиеведению и юбилейная монета.
Предполагается участие в юбилее президента Украины Виктора Януковича, которому на фоне назревающей очередной российско-украинской газовой войны крайне необходимо ощутить за плечами новые исторические аргументы о древности, величии и самодостаточности Украины. А вот патриарх Кирилл на юбилей не ожидается. Кстати, вопрос о передаче УПЦ или какой-либо иной конфессии архитектурного ансамбля Софии не рассматривается, хоть патриарх и выражал желание превратить Софию в свою украинскую резиденцию.
Вокруг датировки Софийского собора среди историков-медиевистов разгорелась не просто научная дискуссия – настоящая информационная война.
Так, профессор Надежда Никитенко, изучая несколько десятилетий граффити на стенах собора, пришла к выводу о том, что собор заложен в 1011 году князем Владимиром, а не Ярославом, как считалось ранее и что зафиксировано даже на 2-гривенной купюре.
Академик Петр Толочко, столп украинской исторической науки, полагает годом основания собора 1037-й – как и написано в "Повести временных лет", и считает, что научные новации Надежды Никитенко – интеллектуальная игра лукавых постмодернистов и "новых хронографов", направленная на сугубо политические цели. (Впрочем, именно он в начале 1980-х, на изломе брежневско-щербицкой "застойной" эры, был идеологом празднования 1500-летия Киева и нес моральную ответственность за точность юбилейной цифры.)
Как бы то ни было, юбилеи таких шедевров мировой архитектуры и культуры, как Киевская София, можно праздновать хоть каждый год.
Примечательно, что не только ЮНЕСКО, но и все восточнохристианские церкви Украины, включая греко-католическую, приняли 2011 год как дату 1000-летия собора. Предстоятель УПЦ митрополит Владимир в торжественном послании в связи с 1000-летием подчеркнул, что собор Софии Премудрости Божией – это кафедральный собор церкви Киевской Руси, наследницей и правопреемницей которой является нынешняя Украинская Православная церковь.
Однако разница в датировке тысячелетнего собора в 26 лет и какой князь был его основателем – Владимир Великий или Ярослав Мудрый – вопросы интересные для историков Древней Руси, но малоактуальные для всех остальных. Тогда как драматичные процессы, происходящие нынче в украинском православии, способны радикально повлиять и на развитие самой страны, и на развитие мирового православия.
Сложный баланс между "пророссийскими", "проукраинскими" и "нейтральными" архиереями и священниками в УПЦ удерживается пастырской харизмой блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Первые считают Украину органической частью "Русского Мира", в который также входят Беларусь и Россия, а центр которого – в Москве (наиболее радикальные – за ликвидацию статуса автономной церкви в составе Московского патриархата, которым нынче обладает УПЦ, и возвращение статуса экзархата – как то было до 1990 года). Вторые – за создание Украинской Поместной православной церкви, но сугубо каноническим путем, ведь непризнанных православных церквей в Украине аж две – УПЦ КП ("филаретовцы") и УАПЦ. Первые любят говорить о "Русском Мире", Москве как Третьем Риме и Святой Руси, вторые – о "киевской идее" и пророчестве о Киеве как Втором Иерусалиме.
Сторонники Поместной церкви полагают, что процесс ее создания сознательно тормозит Чистый переулок, поскольку количество активных православных в Украине таково, что превратит Поместную церковь в самую большую в православном мире, лишив РПЦ первенства. Кроме того, по их мнению, концепция "Русского Мира" необходима прежде всего патриарху Кириллу – для того, чтобы стать "восточным папой", т.е. для усиления своего сугубо политического влияния. Так, в середине XVII века именно патриарх Никон стал идеологом объединения восточных славян – присоединения к Московскому царству Украины и Беларуси: ради этого пришлось даже пойти на коррекцию церковного обряда, "книжную справу" и раскол.
Однако в диалог Москвы и Киева в начале сентября вмешались главы восточных православных церквей (православная "пентархия"): Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский патриархи и Предстоятель автокефальной Церкви Кипра призвали Русскую Православную церковь придерживаться своей канонической территории, что фактически означает отказ признавать Украину частью канонической территории Московской патриархии (Константинополь не считает законным свой отказ – в пользу Москвы – от Киевской митрополии в 1686 году).
Казалось бы, глядя из России, 1000-летие собора Святой Софии Киевской должно стать "точкой сборки" "Русского Мира", способствовать российско-украинско-белорусскому политическому и религиозному диалогу, усилить российское влияние в Украине.
Однако получается так, что юбилей, даже вне зависимости от воли его организаторов, расставляет совсем иные акценты: подчеркивает преемственность Древнерусского государства и современной Украины, преемственность византийского, древнерусского и современного украинского православия, акцентирует внимание на древности украинской культуры и на византийском влиянии на нее, говорит об апостольском преемстве Киева, утверждает идею Поместной православной церкви.
РИА-Новости, 22 сентября 2011 г.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.