In Memoriam. Білий птах Богдан Сільвестрович Ступка
Мне не хочется ничего плохого говорить ни об украинском театре, ни об украинском кино.
Их оценка зависит от образного мышления и художественной одаренности оценивающего: кто-то скажет, что они – живые трупы, другой – что они тени теней, третий – что их нет вообще (по крайней мере, кино) и никогда больше не будет, поэтому и говорить о них нечего. Четвертый скажет – дайте денег и родятся новые Тобилевичи и новый Лесь Курбас.
Боюсь обидеть людей, которые свои биографии посвятили театру и кино в Украине. Точнее, положили их на алтарь.
При этом следует вспомнить – какие новые открытия были сделаны в украинском кино и театральном искусстве за последние лет двадцать?
Хорошо, конечно, гордиться украинским поэтическим кино и Довженко, но это было давно – в прошлой жизни.
Хорошо рассказывать, каким замечательным был Лесь Курбас и какой ужасной – советская власть, сгноившая его в ГУЛАГе.
Но вот почему Роман Виктюк и Андрей Жолдак сбежали из Украины?
Почему современное украинское кино существует, за редким исключением, на уровне тритментов и сценарных заявок?
Где новые художественные прорывы?
Где театр, позволяющий осмыслить современное бытие? Понять и сконструировать нового человека? Показать душу и ее изнанку? Где это всё в Украине? Почему всё так безнадежно?
И вот единственным ответом на все эти вызовы долгие годы был один единственный человек.
Отвечали примерно так: да, в Украине вместо прорывов в театральной сфере – одна сплошная западня и болото. Зато у нас есть ОН.
Да, украинские фильмы – это призраки, души не рожденных на свет детей. Зато у нас есть ОН, который сыграл в половине из снятых фильмов.
Да, украинский театр и кино не сильно самодостаточны и конкурентоспособны. Зато у нас есть ОН.
И, казалось, когда на Страшном Суде Господь предъявит Украине счет за то, что театр и кино были именно такими, а не иными, единственным оправданием будет ОН – украинский Лоуренс Оливье, гений, способный играть от фарса до трагедии, от гуцула-бандеровца до гетмана и первого секретаря.
ОН один – единственное оправдание кино и театра в Украине.
Но Провидению было угодно, чтобы на Страшный Суд первым предстал ОН, а не Украина...
Но чем теперь будет оправдывать свое существование вся эта украинская театральная система?
Царство ЕМУ Небесное и земля пухом!
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.