Как победить на Евровидении-2013 (шпаргалка для продюсера)
Вчерашнее 15-е место Гайтаны на популярном европейском конкурсе – не катастрофа для певицы. Скорее, наоборот – на сцене эстрадная дива выжала максимум из предложенной песни и шоу, показав Европе, что по песенной части и мы не хуже других. Но, увы, и не лучше – и вот за это "не лучше" целиком и полностью несут ответственность продюсеры певицы, а также "деятели культуры и телевидения", которые согласовывали номер Украины на "Евровидении". В который раз, обладая талантливейшими исполнителями (на эстраде, в спорте или "высокой культуре") мы раскатисто пукаем в лужу из-за бездарности чиновников.
"Тудым-сюдым-нормально"
Для начала давайте о хорошем. С точки зрения "политической целесообразности" номер Гайтаны, несомненно, добавил очков Украине как некоему загадочно-пугающему для среднего европейца территориально-политическому образованию "где-то там, на востоке". В этом смысле какая-нибудь Руслана с её волками, кострами и безумными прыжками добавила бы не только адреналина, но и беспокойства: вот приедет Ганс Мюллер на футбол через месяц – а там его страшные аборигены хвать и на люля-кебаб!
Гайтана же представила достопочтенной европейской публике ОБЫЧНЫЙ для Старого Света шоу-набор: голосистая мулатка, с присутствующей, но, в общем, не экстремальной харизмой, добротный европоп с легким оттенком этно, метросексуальная подтанцовка. Посмотрев на все это, Ганс, Франсуа или Педро глотнул пива, удовлетворенно кивнул головой и на своем буржуинском наречии произнес примерно следующее: "Украина... Ну чо... Тудым-сюдым-нормально".
Нормально? Да. Но с таким набором не выигрывают Евровидение... Для победы нужно больше.
"Евровидение" – спорт или искусство?
Давайте определимся сразу: в этой статье мы не говорим о деградации музыкальных вкусов европейского слушателя, превалировании презренного металла и законов шоу-бизнеса над высоким творчеством и прочей хрени. Если мы принимаем участие в "Евровидении" – то мы должны бороться за победу по правилам этого конкурса, а не ехать в Тулу со своим кипятильником. Конечно, в Украине зачастую действуют другие обычаи (от пидрахуя Кивалова до футбольного арбитра Вакса) – но весь мир, господа, живет по-другому...
Итак, "Евровидение" – это специфический конкурс, где на первом месте шоу-бизнес, на втором – спорт, на третьем – территориально-диаспорная солидарность и лишь на четвертом – собственно, искусство. Именно исходя из этих вводных необходимо "проектировать" будущего чемпиона. И в этом проектировании нет никаких шаманских танцев с бубном – специалисты букмекерской конторы "Вильям Хилл" точно предсказали тройку победителей конкурса еще накануне, Ваш покорный слуга определил место Гайтаны на своей странице в фейсбуке задолго до голосования.
Стоит также обратить внимание на постоянные европесенные успехи России и Сербии – они происходят именно благодаря рациональному подходу к РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ выступлений. Не "высокое искусство – низкое". Не "поедет самый заслуженный/обеспеченный/лучше другий владеющий камасутрой-и-с-вечерой-тоже"). А – петь, чтобы победить, как того требует формат состязания.
Продавайте отличие!
Главная особенность "Евровидения", которую уже который год не могут усвоить доморощенные монстры шоу-бизнеса, лежит в плоскости маркетинга. Ведь по сути дела, наша задача – ПРОДАТЬ номер (не песню – НОМЕР!), только не за деньги, а за голоса зрителей. Задача усложняется тем, что на презентацию отводится колоссально короткое время – 1-2 выступления плюс чуть-чуть повторов перед голосованием.
Вокальные данные исполнителя – условие желательное, но недостаточное. Номер должен "стрелять", запоминаться, будоражить зрителя, а не вовлекать в привычное болото европопсы, как в случае с Гайтаной. Продавать европейцам нужно не голос, слова или балет, а ОТЛИЧИЕ.
Кто запомнился из победителей "Евровидения" последних десяти лет – чур, в интернет не ходить! Руслана, монстры-финны, некрасивая сербка-лесби, немецкая девочка-подросток с разрушительной харизмой, Рыбак с большими глазами и скрипочкой, да и Лорин – все они сумели предложить в данный конкретный момент что-то, что, будучи добротно сделанным, разительно отличалось от выступлений других.
Но – сразу вспомним и главную опасность поисков отличия: уникальность – вещь скоропортящаяся, а пережеванное невкусно. На следующий год после победы Русланы "Евровидение" заполонило этно – и безуспешно. Каждый год песенному конкурсу необходимо предлагать НОВОЕ отличие – и преуспевает тот, кто делает это лучше других.
И, конечно, чрезвычайно важна для победы "быстрая харизма" исполнителя. Почему быстрая – потому что на раскрытие "богатого внутреннего мира" просто не хватит времени. При этом подойдет как реальная, фонтанирующая внутренняя энергия (как у Джамалы), так и псевдохаризма, базирующаяся на внешних отличиях (Алексей Кузнецов, победитель первого X-фактора – пока европейские домохозяйки будут охреневать от мужественного образа, бицепсов, кулаков и голоса Леши и возбуждать в памяти секусальные фантазии подросткового периода, уже, гляди, и песня закончится).
Голосуем за своих
Не следует забывать и еще об одной особенности "Евровидения": голосование здесь разделено по странам, и зачастую исход голосования в той или иной стране решают не достоинства выступления, а общность культурного пространства или диаспора. Первым вот уже которых год пользуются сербы. А эффективность второго на вчерашнем конкурсе продемонстрировали албанцы – их ничем не выдающееся выступление отхватило высший бал в Швейцарии и Италии именно благодаря сплоченному волеизъявлению земляков.
Нравится нам это или нет, но Украина остается в разрезе постсоветского культурного пространства. И в разрезе "Евровидения" необходимо этим пользоваться – брать максимум в постсоветских странах, а также там, где есть наша диаспора (Германия, Польша, Португалия, Италия и т.д.).
Портрет чемпиона
Резюмируем – что же нам нужно для победы на Евровидении-2013?
1. Исполнитель, сразу ОТЛИЧАЮЩИЙСЯ от европейского мейнстрима, обладающий яркой харизмой или псевдохаризмой, при этом умеющий пристойно петь. Мои личные фавориты, как я уже упоминал выше – Джамала или Алексей Кузнецов.
2. Песня. Как мы уже говорили – должна отличаться. Сразу. Резко. Как "Смайл" или "Адажио" (понятно, что "Адажио" нельзя, но можно придумать что-то похожее). При этом звук должен быть качественным, а текст – грамотным (а не "ват вотч – ту вотч").
3. Шоу/спецэффекты – варьируются от нулевого присутствия до полной цыганщины на сцене, сильно зависит от того, чем мы планируем удивлять. Повторюсь, ключевое – это делать шоу не "как в Европе", а совсем наоборот – "как где-нибудь еще, чтобы удивить Европу".
4. Голосование. Исполнителя необходимо хорошо представить в постсоветских государствах – гастролями, телевизором, через социальные сети. Кроме того, завоевать внимание и симпатии диаспоры. Как? Да хоть рекламой на "Украинской правде":-).
5. "Решать турнирные задачи". Это, пожалуй, самое главное. Поскольку для высокого искусства или популяризации истинно украинского культурного наследия существуют другие площадки. Россияне это поняли после фиаско на "Евровидении" её величества Аллы Борисовны Пугачевой. Мы же не осознали и до сих пор.
P.S. Я бы взялся за продюсирование будущего призера "Евровидения-2013" – с гарантией результата. Только уголовное дело желательно закрыть – а то как же я из розыска продюсировать буду? Или того веселее – стою я, значиццо, на сцене рядом с Джамалой, Лорин такая: "and the winner is Ukrai..." и тут с потолка УБОП, маски-шоу (почему-то в костюмах харьковских гаишников), хвать меня – и в кутузку. Я кричу: "ой, лишенько, шо ж мени робити". А Джамала вслед: "Смайл, ла-ла-лу-ла-лу-ла"...