Кризис в США: риски для Украины
В четверг президент США Джордж Буш в своем телеобращении к нации в эфире телекомпании CNN признал, что страна находится в серьезном финансовом кризисе и может "сорваться во всеобщую финансовую панику".
План выхода США из кризиса
Главной целью выступления Буша стало разъяснение сути антикризисного плана, который был подготовлен министром финансов США Генри Полсоном. Буш сформулировал Конгрессу США ультиматум: либо принимается "план Полсона", либо Белый дом снимает с себя всю ответственность за дальнейшее развитие событий на финансовых рынках.
План Минфина называют самым крупным вмешательством государства в экономику США со времен "Великой депрессии". Он предполагает вливание на финансовые рынки $700 млрд. из бюджетных средств и создание агентства по выкупу неликвидных активов у финансовых компаний. Программа по "очистке" рынка от рискованных инструментов будет действовать в течение двух лет. Для этого необходимо, чтобы конгресс увеличил потолок госдолга США с $10,6 трлн. до $11,3 трлн.
Важно, что кризис на финансовых рынках США обострился на завершающем этапе кампании на пост президента. В этой ситуации задача республиканцев – отодвинуть острую фазу кризиса на период после 04 ноября 2008 года; задача демократов – приблизить пик кризиса, способного повлиять на итоги голосования. Однако нынешний ход Буша ставит Демократическую партию, контролирующую Конгресс, перед необходимостью сложного выбора.
Основная идея "плана Буша-Полсона"- вывести безнадежные активы из оборота путем выкупа их государством. Об этом заявляли и Обама, и Маккейн. Таким образом, внедряя план, Белый дом выбил из рук демократов важный козырь в предвыборной борьбе. План в основных своих чертах отвечает требованиям рыночной экономики, а вмешательство в работу ее механизмов (биржа и Федеральная резервная система) согласовано. Однако суть заключена в деталях.
Прежде всего, план не предусматривает возврата бюджетных денег в казну. Т.е., это – операция по безвозмездной капитализации "воздуха". Однако против такого подхода выступает Конгресс, поскольку тогда парламентариям необходимо будет самим объяснять избирателям причины перекачки средств налогоплательщиков на поддержку, в основном, частных финансовых компаний. Конгресс США хочет включить механизмы возвратного кредитования, т.е. аукционную продажу через небольшой круг контролируемых ФРС банков, что позволяет надеяться на возврат бюджетных денег в казну.
Критики плана также отмечают, что такой единовременный рост долговых обязательств США является беспрецедентным за всю историю. Увеличение долга означает рост нагрузки на бюджет в будущем (сейчас обслуживание 9,5-триллионного долга стоит Америке более 400 миллиардов долларов в год) и падение курса доллара уже в ближайшей перспективе. Таким образом, вытаскивая один сектор экономики, власти США подставляют под удар другой. Весь вопрос в том, насколько верно они определились с выбором "наименьшего зла".
Если же план Полсона будет продавлен через Конгресс США без изменений, то победивший кандидат в Президенты столкнется с необходимостью повышения налогов, сокращения социальных программ, инвестиционной активности и т.д.
Наконец, всех предложенных мер может оказаться недостаточно в случае, если экономический рост продолжит свое замедление. Специалисты считают, что даже при пониженных ипотечных ставках американцы не захотят покупать жилье из-за роста безработицы, инфляции и сокращения реальных доходов домохозяйств. В этом случае ответ властей на кризис окажется затратной, но малополезной акцией.
Вторая причина оппозиции демократов – вопрос об управлении средствами. Ведь около 80% из $700 млрд. могут получить те компании, которые спонсируют предвыборную гонку Республиканской партии (Маккейна и кандидатов на довыборах трети состава Палаты представителей Конгресса). Т.е. демократы оказались перед сложным выбором.
А Украине что?
Очень негативным сигналом стало снижение рейтинговым агентством "Fitch" прогноза рейтингов Украины со "стабильного" до "негативного". Тимошенко всю вину за ситуацию возложила на мировой кризис и на Ющенко, "спровоцировавшего" кризис политический.
Между тем, агентство Fitch пояснило ухудшение прогноза рейтингов Украины не только политическим фактором, но даже больше растущим риском валютного кризиса, обусловленным увеличением дефицита счета текущих операций и ухудшающимися перспективами в области финансирования. По его мнению, страна подвержена значительному влиянию со стороны цен на сырьевые товары, в особенности на природный газ и сталь. Помимо того на позицию инвесторов, считает агентство, оказывают негативное воздействие ухудшения в области экономической политики и ослабление фундаментальных макроэкономических показателей. Т.е. виноваты не только мировой кризис, но и фундаментальные ошибки, просчеты в действиях нынешней власти.
Руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий назвал решение Fitch "абсолютно необъективной оценкой ситуации". "Валютного кризиса в Украине нет, давления на экономику в Украине нет, бегства капитала из Украины нет", – отметил В.Литвицкий. Он отметил увеличение золотовалютных резервов НБУ, которые сейчас находятся на историческом максимуме – $37,5-38 млрд. "10 лет назад, когда действительно существовала угроза валютного кризиса, эти резервы составляли $1,8 млрд., а с нынешними резервами мы готовы погасить весь госдолг и Fitch об этом должен знать", – отметил руководитель группы советников НБУ.
Абсолютно другие выводы в своей недавней статье "Финансовое харакири по-украински" делает известный экономист Владимир Лановой.
Выпуск в обращение 44,7 млрд. грн., эмитированных НБУ во второй половине 2007 года, подстегнул инфляцию. В январе Нацбанк опомнился и начал стерилизацию денежной массы, что привело к резкому снижению кредитных ресурсов банковской системы. Но правительство, как ни в чем не бывало, продолжало наращивать социальные выплаты, что только разжигало инфляцию.
Впервые за последние годы НБУ отказался систематически скупать излишки валюты на внутреннем рынке, чем существенно сузил канал поступления новых средств в экономику. В результате в угоду якобы сдерживанию роста цен НБУ ревальвировал гривну, поясняя, что к этому подталкивает рыночная ситуация. В результате в условиях роста внутренних цен стало более выгодно завозить импорт, повысился спрос на валюту, продолжился резко ухудшаться платежный баланс. Это сразу не повлияло на курс, т.к. полученные Украиной в прошлом году хорошие кредитные рейтинги привели к значительному притоку капиталов в первой половине 2008 года. Но действия правительства и ситуация в мире привели к резкому оттоку капиталов уже к середине года. Как результат – сегодняшнее падение гривны, которое было неминуемым (экспортеры все меньше приносят валюты, импортеры все большее ее требуют).
Лановой отмечает, что действия правительства и Нацбанка заложили "долгосрочные факторы сдерживания экономического развития". По его словам, экономика росла только в периоды стабильного курса национальных денег (2000-2004 гг. и 2007 г.). Ни одна рыночная страна мира не ревальвировала своих денег по собственной инициативе. Эксперт приводит пример Японии, когда ревальвация йены под давлением США в 1970-80-х гг. привела к многолетней стагнации ее экономики.
Лановой резюмирует, что правительство и НБУ одной рукой уменьшали ресурсы производства, а другой – увеличивали средства человеческого потребления. Такие действия он называет "финансовым харакири своей экономике".
Большинство экспертов говорят, что действия властей в нынешнем году сделают следующий год невероятно сложным для отечественного производителя.
Сделаем свой вывод. Понятно, что для Тимошенко сделать хотя бы некую видимость выполнения предвыборных обещаний было делом неприкасаемым. Негативные результаты как обычно были списаны на предшественников. Можно предположить, что Тимошенко до конца даже не понимала глубины нанесенного ею удара по перспективам экономики страны. Но как понять позицию Ющенко? Общеизвестно, что по одному его звонку Стельмах беспрекословно бы изменил политику Нацбанка, что бы кто не говорил о независимости этого института. Вспомните, как спихивали Кабмин и НБУ ответственность за скачек курса друг на друга. И неужели, кто-нибудь теперь поверит, что финансист Ющенко не понимал, к чему приведет такая политика? Выходит, для него падение рейтинга Тимошенко важнее, чем будущее Украины? Вопрос риторический. Т.е., к сожалению, нашей экономике войны наших гетьманов угрожают куда больше, чем мировые кризисы.
В ситуации, когда в других странах власти проводят пресс-конференции, на которых информируют о мерах по предотвращению углубления кризиса, в Украине официальные лица кормят страну "убаюкивающими" заявлениями.
В то же время, для нас кризис в элите США в условиях избирательной гонки может все же оказаться опасным. Если демократы и республиканцы не договорятся, то провал плана Полсона необходимо будет камуфлировать. Лучший вариант – очередная внешняя угроза. Не вдаваясь в поиски истинных заказчиков терактов 11 сентября 2001 года, напомним, что мировые СМИ уже отмечали, как эта трагедия помогла отсрочить глобальный экономический кризис в Соединенных Штатах.
И сегодня внешняя угроза может помочь не только в борьбе за президентство, но и для смягчения экономического кризиса. В этом случае возрастают риски конфликта с Ираном, провоцирования кризиса в отношениях с Россией и другие отвлекающие маневры.
В этом контексте Ющенко в течение последних 7 дней планирует совершить второй визит в США. Он уже заявил, что кроме энергетических вопросов собирается обсуждать и вопросы безопасности. Пресса и политики уже неоднократно заявляли о возможности провокации конфликта России и Украины для решения внутриполитических задач как Республиканцев в США, так и Ющенко. Недавно "Росбалт" процитировал мнение Андрея Ганжи:
"Я полагаю, что поездка Ющенко скорее связана с Пакистаном. Ведь коммуникации с афганской группировкой НАТО осуществляются через Россию и Пакистан. Исламабад намедни закрыл свое воздушное пространство. Россия пока выполняет свои обязательства...но на фоне кавказского конфликта может прекратить это делать. Тогда около 26 тысяч солдат НАТО окажутся без ресурсной подпитки. Украина в таком случае не самый лучший, но выход для налаживания маршрута Европа-Турция-Ирак", – отмечает Ганжа.
Напомним, что после трагедии 11 сентября и начала военной операции в Афганистане 27 стран предоставили США свое воздушное пространство. В том числе и Украина. И если в первые недели войны наши СМИ за этим следили, то в последующие годы уже никто не замечал сотни американских самолетов, летающих над Украиной. Однако если сегодня им понадобятся наши аэродромы, то массово приземляться незаметно, будет очень сложно – присутствие иностранных войск без разрешения Верховной Рады запрещено.
Будем надеяться, что все угрожающие прогнозы, как в отношении экономических кризисов, так и политических конфликтов, останутся лишь прогнозами. Просто будем внимательно следить за событиями.