МВФ. ''Рыночная'' цена реформ.
Причины кризиса. Часть 8.
Политики всегда заявляют, что цель любых реформ – благосостояние народа. Но судя по опыту десятков стран, на практике чаще всего выигрывают транснациональные корпорации.
"Киевский телеграф"
В конце 2008 года для получения кредита Международного валютного фонда в $16,5 млрд. был подписан протокол, которым среди прочего правительство Тимошенко обязалось поднять цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. Но на протяжении всего 2009 года чиновники из МВФ закрывали глаза на невыполнение этого и других обязательств. Дошло до обвинений со стороны оппозиции, что МВФ просто финансирует предвыборную кампанию Тимошенко. Но к концу года в Вашингтоне, видимо, перестали верить в ее победу, отказав в выделении очередного транша. Чтобы дотянуть до выборов без видимых катаклизмов, в конце года правительство потратило все резервы с казначейского счета, включая деньги, которые ему не принадлежат – средства местных бюджетов и госпредприятий. Пытаясь получить еще одну порцию денег МВФ, по словам помощника премьера Александра Гудымы, в проекте нового меморандума правительство обязалось в 2010 году повышать цены на газ для населения c апреля ежеквартально. Причем каждый раз – на 25% от уже повышенного уровня. Т.е. за год цена должна подняться почти вдвое. Но МВФ так и не дал денег – формальная причина отказ Украины "заморозить" повышение социальных стандартов.
Напомним, что до 2005 года в Украине газ для населения стоил 175-190 грн. за тыс. куб. м. С тех пор цена уже увеличилась до 483,6-1968,6 грн. (в 3-10 раз). Если придется выполнять обязательства Тимошенко, то к концу года мы будем платить за газ в зависимости от объемов потребления порядка 950-3850 грн. за тыс. куб. м. Кроме этого правительство заявило о намерении прекратить компенсировать производителям тепловой энергии для населения разницу между ценами на закупку импортного газа и его реализацию. Это будет означать, что тарифы на тепло вырастут в несколько раз.
Подобная практика урезания госрасходов на защиту бедных слоев населения наблюдалась в большинстве развивающихся стран, проводивших реформы под контролем МВФ и Всемирного банка. Вот что говорит американский журналист Грег Паласт: "Они повышают давление до тех пор, пока котел не лопается, как было, когда МВФ отменил сдерживание цен на еду и топливо в Индонезии в 1998. Индонезия взорвалась бунтами, но есть и другие примеры – боливийские бунты из-за цен на воду в 2000 году, бунты в Эквадоре после повышения цен на бытовой газ. Создается впечатление, что и бунты предусмотрены в плане". Паласт заявляет, что британские СМИ ("БиБиСи" и "Обсервер") получили секретные документы Всемирного банка. В одном из них, под названием "Переходная стратегия помощи государству" для Эквадора, банк несколько раз отмечает, что ожидает "общественного недовольства". По данным Паласта, план "помощи" просто призывает противостоять сопротивлению населения с помощью "политической решительности", и еще более высоких цен. По мнению Паласта, акции протеста приводят к новым виткам финансовой нестабильности и государственным банкротствам. В результате иностранные компании могут завладеть оставшимися привлекательными предприятиями по смехотворным ценам.
Требования МВФ всеми возможными способами сокращать госрасходы не отвечают на вопрос, как восстанавливать падающее производство в период кризиса. Сегодня многие эксперты из разных стран сравнивают кризис в Украине с кризисом в Аргентине. В начале 2002 года один из идеологов неолиберальных реформ 90-х в разных странах Джеффри Сакс признавал: "По мере усугубления кризиса в Аргентине, что видно по возможному сокращению объемов производства на 10-15 % в этом году и растущему уровню безработицы, МВФ продолжает настаивать на дальнейшем сокращении бюджетных расходов. Такой подход напоминает медицинскую практику 18-го века, когда пациенту, страдающему лихорадкой, прописывали кровопускание, еще больше ослабляя его организм и часто приближая кончину больного". По его словам, богатые страны отказались от такого подхода еще во время Великой Депрессии. Из-за глубокого кризиса в Европе и США наблюдалось стремительное сокращение налоговых поступлений, тогда как правительства консерваторов предпринимали попытки сокращения бюджетных расходов в целях сдерживания роста бюджетного дефицита. Однако, по мере того, как сокращались бюджетные расходы, производительность падала еще больше, и экономический кризис усиливался". В 1936 году Джон Кейнс доказал тщетность стараний ликвидировать дефицит бюджета в условиях кризиса.
Обнищание населения.
Критики МВФ утверждают, что в результате предлагаемых реформ прибыли от экономического роста получали транснациональные компании, владеющие местными производствами или небольшая прослойка местных олигархов. А широкие слои населения – повсеместно беднели.
Американский публицист Ноам Хомский приводит пример Бразилии, которая превратилась в "латиноамериканского баловня международного делового сообщества" под военным правлением, и где, по данным Всемирного Банка, у двух третей населения не хватало пропитания для нормальной физической деятельности.
Хомский отмечает, что 1989 год был "золотым годом", с точки зрения мира бизнеса, с утроенными прибылями по сравнению с 1988 годом, тогда как зарплата в промышленности – и так одна из самых низких в мире – упала еще на 20%. В результате "Отчеты ООН по человеческому развитию" поставили Бразилию вслед за Албанией. А платежи по внешнему долгу достигали 30-40 % от стоимости бразильского экспорта. После кампании гражданского неповиновения в 1985 году военная диктатура пала. Далее ситуация очень напоминает украинскую – бурная демократизация и "разгул рыночной стихии". Инфляция в 1993-ем почти как у нас измерялась четырехзначными цифрами. Все завершилось финансовым крахом конца 98-го года. И только после отказа от рекомендаций МВФ, ситуация начала стабилизироваться. Это позволило уменьшить количество бедняков в Бразилии на 5 млн.
Неравенство доходов в еще одной "витрине МВФ", Чили тоже явно усилилось. По данным американского журналиста Стива Кангаса, если в 1980-м самые богатые 10% забирали себе 36,5% национального дохода, то к 1989-му эта цифра выросла до 46,8%. За то же время, доля в совокупном доходе беднейших 50% процентов населения уменьшилась с 20,4% до 16,8%. И это несмотря на то, что Чили одна из немногих латиноамериканских стран, которая в результате реформ МВФ показывала рост экономики, высокий уровень кредитного доверия и стабильности национальной валюты.
Имущественное расслоение – визитная карточка применения неолиберальной модели во многих странах. По данным МВФ за 98-й год, общий внешний долг развивающихся стран приблизился к $2 трлн. и составил более 35% их совокупного ВНП. 41 страна, большинство из которых африканские, испытывали серьезные трудности с обслуживанием своего внешнего долга, что не давало им развиваться. Обязательства по обслуживанию долгов во многих случаях съедали более половины доходов от их экспорта. Например, в Эфиопии они в четыре раза превышали государственные расходы на здравоохранение. В Танзании – в 6 раз. В целом по Африке, правительства передавали западным кредиторам в четыре раза больше, чем тратили на образование и здравоохранение. Многие оппоненты критиковали МВФ и Всемирный банк, называя его не решением, а частью проблем беднейших стран.
МВФ же поясняет эти проблемы кризисами, когда падали цены на основные сырьевые товары. Кроме этого вина возлагается также на правительства. "Многие страны уже жили не по средствам, имея высокий торговый и бюджетный дефицит и низкий уровень сбережений, и они никак не могли смягчить для себя внешние потрясения. Вместо этого они заимствовали еще больше, зачастую не проводя никаких изменений в политике, с тем, чтобы сократить свою зависимость от займов. Плохое управление государственным сектором, в том числе порой неудачный выбор проектов донорами, означало, что большая часть иностранного заимствования была разбазарена, не принеся никакой долгосрочной выгоды в плане потенциала производства или притока иностранной валюты", – говорится в докладе МВФ за 2000 год. Правда, очень похоже на оценку событий в Украине за последние несколько лет?
По определению Всемирного банка, глобальный критерий "абсолютной бедности" – прожиточный уровень ниже $1,5 в день (около 360 грн./месяц). Сегодня ниже этого уровня живут 1335 млн. человек, или более 20% населения Земли. Если применить другой критерий ВБ – "относительной бедности" – $3 в день (около 720 грн./месяц), то в этой группе окажется почти 3 млрд. человек, или около половины населения планеты. К этой группе, по официальным данным, относится и около трети населения Украины. Напомним, что до последнего времени в Украине минимальная зарплата составляла 625 грн. Решение парламента о повышении ее до 744 грн. правительство отказалось выполнять.
Интересно, что перенос производств в развивающиеся страны ударил и по рабочим США. Вообще тот факт, что за 90-е, т.е. за десятилетие "бескризисного роста" доходы большинства населения США находились в состоянии застоя или снижались, явление беспрецедентное. Неравенство достигло уровня, небывалого за семьдесят лет, и стало гораздо большим, чем в других индустриальных странах. В США – высочайший для всех развитых государств уровень детской бедности; за ними следуют остальные англоязычные страны. В то же время доходы корпораций постоянно росли.
Таб. 1. Динамика ВВП, корпоративных прибылей и оплаты труда в США в 1947-1997 годах. (Источник: М.Хазин "Теория кризиса")
Как пишет в своей книге американский экономист Джереми Рифкин, только в 1977-1990 годах зарплата высших менеджеров возросла на 220%. "Расширяющаяся пропасть между представителями высшего менеджмента и остальными имеющими работу американцами, – пишет Рифкин, – создает глубоко поляризированную Америку, в которой небольшая космополитическая элита живет среди беднеющих трудящихся и безработных. Средний класс, некогда служивший опорой американского процветания, приходит в упадок, что представляет угрозу для политической стабильности страны в будущем".
Уменьшение роли среднего класса и имущественное расслоение во многих странах постепенно отодвигают на второй план демократические стандарты. Ведь, как известно, именно средний класс является опорой демократии.
По данным Американского института исследований, в 2006 году среднестатистический топ-менеджер фирмы, входящей в число 500 крупнейших компаний США по версии журнала "Fortune", заработал $10,8 млн. (с учетом различных бонусов и компенсаций). Это в 364 раза больше зарплаты среднестатистического американского рабочего. Вот что сказал экономист Массачусетского технологического института Лестер Тароу: "Капиталисты объявили своим рабочим войну и выиграли ее". Похоже, это утверждение касается и Украины.
Продолжение следует.
Читайте также:
Часть 1. "Как строилась мировая экономическая система".
Часть 2. "Механизмы сохранения влияния".
Часть 3. "Становление МФО. Реформы в Эквадоре"
Часть 4. "Вашингтонский консенсус". Приватизация и свободная торговля"
Часть 5. "Контролировать инвестиции".
Часть 6. "МВФ = экспансия международных банков?".
Часть 7. "Кто контролирует кредит – тот правит миром".