29 січня 2015, 13:48
Уроки послевоенного возрождения
Статья написана специально для журнала "ТОП-100"
Мы снова в кризисе. Украина опять опустилась значительно ниже 70% от уровня своего ВВП 1990 года. Экономика еще слишком энергоемка. С потерей части территорий энергозависимость существенно возросла. Растут долги. Впереди еще более серьезные испытания. Но рано или поздно наступит мир, и нужно будет ускоренно восстанавливать страну. И тут особо интересен опыт успешного возрождения Германии и Японии после Второй мировой войны.
Восстановление Германии
Фото istina.com.ua
Разруха. За время войны госдолг вырос в 13 раз и впятеро превышал ВВП 1938 г., инфляция – 600%. Зарплата замерла на уровне 1940 года. Объем промпроизводства в 1946 достиг 1/3 от уровня 1939-го. Каждый второй немец не имел работы. Дефицит продовольствия, карточная система, черный рынок, бартер. Будущий канцлер ФРГ Эрхард: "Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым, на душу населения приходилось раз в 5 лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму". Экономист и банкир Генри Валлич: "Каждый день, особенно в выходные, огромные толпы людей, кочевали по стране, чтобы обменять что-то на пищу у крестьян".
Фото theguardian.com
Но менее чем через десять лет уже говорили о немецком "экономическом чуде", а спустя двадцать – Германии завидовало большинство стран мира.
Политическая стабильность и последовательность реформ во многом определили успех. Их идеологами стали Конрад Аденауэр и Людвиг Эрхард. Последний был сотрудником оккупационной администрации, а с 1949 по 1963 год – министром экономики в правительстве Аденауэра, которого он и сменил на посту канцлера. В результате до 1966 года Германией руководила, по сути, одна команда. Для Украины последовательность экономической политики особенно важна.
Конрад Аденауэр. Фото all.kharkov.ua
Людвиг Эрхард. Фото sueddeutsche.de
План Маршалла. Холодная война была на пороге. К весне 1947 г. из-за неурожая и инфляции в Европе упал сбыт американских товаров. Почти во всех странах Восточной Европы к власти пришли коммунисты или социалисты. Левые усилились в Италии и во Франции. Кризис начался и в США. В марте 1947-го президент Трумэн обратился к Конгрессу со спецпосланием о предоставлении Греции и Турции помощи в размере $400 млн. (в обход ООН). Он заявил: "Свободным странам мира угрожает прямая или косвенная агрессия со стороны тоталитаризма, а это угрожает миру во всем мире и препятствует безопасности Америки". Суть новой политики США заключалась в противостоянии СССР и превращении Западной Европы и Японии в свои политические, экономические и военные плацдармы.
Через месяц Штаты предложили Европейскую программу восстановления (ERP), которую позже назвали в честь госсекретаря Маршалла. США было важно взрастить покупателей для своих товаров. Помощь обставлялась жесткими условиями. Европейцы должны были отказаться от национализации промышленности, заметно сократить производство товаров, составляющих конкуренцию американским, снизить тарифы на импорт из США, ограничить торговлю со странами "народной демократии" и изгнать из власти коммунистов и социалистов. Штаты создали сети агентов в политических и криминальных кругах.
Во время войны европейские страны исчерпали валютные резервы, и американская помощь стала единственным средством для импорта. Если продукты питания, одежда и топливо поставлялись в виде помощи, которая продавалась населению, и эти средства использовались правительствами, то оборудование – на условиях займов. С началом войны в Корее, помощь все больше тратилась на восстановление военного потенциала Западной Европы.
Для упрощения взаимной торговли и кредитования в 1950 году был создан Европейский платежный союз, и долговые проблемы ФРГ вынесли "за скобки". Европа получала доступ к немецким ресурсам (в первую очередь, углю) на американских условиях. А немцы – дополнительный ресурс для роста. Платежный союз помог Германии пройти кризис, когда импорт резко превысил экспорт в 1950-51 годах. ФРГ ограничила импорт. Под давлением США участники ЕПС в ответ не только не ввели подобные заслоны, но и содействовали росту немецкого экспорта. Штаты полностью сломали план Моне, предусматривающий установление господства Франции в Европе за счет Германии. С 1951-го ФРГ становится нетто-экспортером, поставляя товары для реконструкции других европейских стран. Очень отдаленно похожую ситуацию мы наблюдаем сегодня с односторонним частичным введением в действие соглашение об ассоциации Украины и ЕС. Но очень отдаленную.
Голод зимой 1947, тысячи людей вышли в знак протеста против катастрофического положения с продовольствием (31 марта 1947). Надпись на плакате: "Нам нужен уголь, нам нужен хлеб". Фото Wikipedia
Важным этапом стала денежная реформа 1948 года – жесткая и очень непопулярная. Введя дойчмарки, денежную массу сократили почти на 93%. Открыли лишь 20% средств на депозитах, еще 10% – заморозили до 1954 г., а 70% – безвозмездно списали. Ликвидация сбережений вызвала крайнее недовольство. По данным Сергея Невского, крупные собственники сохранили до 96% капитала. История доказала, что подобные реформы почти всегда проводят за счет населения.
Отпустили цены на овощи, фрукты, яйца и почти все промтовары. Потолок цен на многие другие товары существенно повысили. Отменили сотни регламентов для бизнеса, распределение ресурсов, регулирование зарплаты. Подавить инфляцию сразу не удалось. Она составила около 40%. Зарплаты рабочего едва хватало на продукты питания, оставшиеся под контролем. За полтора года после реформы волна банкротств увеличила уровень безработицы до 13,5%. Тогда ввели дополнительные меры, чтобы сохранить стабильность валюты и снизить инфляцию. Все же через полгода после реформы увеличилась рабочая неделя и повысилась производительность труда.
Демонополизация. Эрхард настоял на жестких мерах по отношению к монополиям. Доля одной монополии не должна была превышать трети объема конкретного рынка, двух-трех – половины, четырех-пяти – двух третей. Важным субъектом экономики стал малый и средний бизнес. Именно благодаря его устойчивости Германия сумела пройти кризисные годы.
Но роль крупного бизнеса была не меньшей. За 1950-1960-х годы уровень концентрации постепенно превысил довоенный. Восстановились старые конгломераты – Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана. К началу 1970-х до 76% производства алюминия и добычи угля контролировались одной компанией в каждой из отраслей. Почти 100% авиапрома и 60% химпрома находились в руках трех крупнейших концернов. Но важно, что крупнейшие корпорации стали системно сотрудничать с мелкими и средними, что придало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность. Это надо учесть нашим чиновникам, которые уже не раз пытались ограничить работу крупных фирм с плательщиками единого налога.
Снижение налогов. По словам Уолтера Хеллера, работавшего тогда в оккупационной администрации, в результате реформы 1949 года ставка налога на прибыль стала плоской в 50% (ранее – от 35% до 65%).
Налог на доходы физлиц: до реформы (с 1946 года) ко всем доходам свыше 60 тыс. рейхсмарок (эквивалент DM 6 тыс.) применялась ставка 95%. После реформы эта ставка относилась только к доходам выше уровня DM 250 тыс. в год. Но, к примеру, если до реформы доход в DM 2,4 тыс. облагался предельной ставкой в 85%, то после реформы этот же человек уже платил бы по ставке 18%. Огромное влияние оказала система налоговых стимулов для экспортеров.
Стимулирование инвестиций. Германия лучше других использовала иностранную помощь. Часть кредитов в рамках "плана Маршалла" поступала в спецфонды, 60% средств из которых шло в промышленность. Как отмечают Николас Крафтс и Джианни Тониоло, эти фонды сыграли особую роль в реиндустриализации Германии, предоставляя дешевые кредиты частным предприятиям. В то же время Франция и другие получатели помощи включали ее в доходную часть госбюджетов и "проедали".
В начале 1950-го Аденауэр представил программу стимулирования экономики и создания новых рабочих мест. Она предусматривала субсидии в почти в DM 1 млрд. и дополняла "план Маршалла" и уже начатую программу строительства жилья (DM 2,5 млрд.).
После стабилизации государственных финансов Украине также необходимо будет создавать стимулы для будущего роста. Иначе урезание госрасходов лишь ускорит сокращение экономики.
Результаты. По мнению некоторых экономистов, влияние "плана Маршалла" преувеличивают. По данным Девида Хендерсона, общий размер помощи Германии составил всего $ 2 млрд. до 1954 года, а ее выплаты компенсаций союзникам превысили $ 1 млрд. И еще с немцев взимали на оккупационные расходы около DM 7,2 млрд. в год ($ 2,4 млрд). Несмотря на военные потери и "экономическое разоружение", производственный потенциал Германии после 1945 г. находился в относительно благоприятном состоянии. По словам Кристофа Бекхейма, были разрушены в основном инфраструктура и жилье. Еще с середины 1930-х в модернизацию промышленности Германии шли крупные инвестиции, превосходившие ущерб от военных разрушений. По данным Вернера Абелсхаузера, в мае 1945 г. валовая стоимость основного капитала в западногерманской индустрии на 20% превышала уровень 1936 г.
Германия, 1955 год. Фото forum.axishistory.com
Рост начался еще до денежной реформы. Со временем исчез "черный рынок", производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Снизилась инфляция, укрепилась валюта, подросла зарплата. К концу 1950-го объем промпроизводства превысил уровень 1936-го на 14,4%. "Дух страны в одночасье изменился. Серые, голодные, похожие на мертвецов, блуждающие по улицам в вечных поисках пищи пришли к жизни", – писал Валлич. Огромное влияние оказала война в Корее (1950-1953). Американцы разместили в ФРГ крупные военные заказы. Немецкие машины и оборудование вышли на внешние рынки. В 1950 году экспорт превысил импорт. В 1953-1954 ежегодный прирост промышленного производства составил 10-15%. В итоге Германия по объему промышленности заняла третье место после США и Англии.
Продолжение следует. Завтра во второй части статьи читайте о послевоенных реформах в Японии.