30 січня 2015, 14:51

Уроки послевоенного возрождения. Часть 2.

Статья написана специально для журнала "ТОП-100".

О послевоенном восстановлении Германии читайте тут.

Послевоенные реформы в Японии.

Разруха. В Японии ситуация была куда хуже, чем в Германии. Дэвид Каплан и Алек Дурбо пишут, что тут была уничтожена четверть материальных ценностей, треть промышленности, 4/5 грузового флота. В начале 1946 г. уровень промпроизводства составлял 14%, а реальная зарплата – 13% довоенного уровня. Почти все было дефицитом. После неурожая 1945 г. ситуация с продовольствием стала критической. Как отмечал Роберт Уайтинг, карточная система была настолько неадекватна, что один судья окружного суда Токио, не желавший добывать пищу незаконными способами, умер от недоедания. За дневную зарплату можно было купить дюжину сардин или немного фуражного зерна, которое поставлялось США в качестве помощи. Помощь формально продавалась населению. Но из-за тотальной коррупции большая ее часть сразу попадала на черный рынок, который возродил якудза. Полковник Чарльз Кадес тогда заявил, что реальными правителями Японии являются "криминальные боссы, бандиты и вымогатели в союзе с сомнительными политиками, экс-милитаристами и промышленниками, а также судьями и полицейскими".



Нагасаки, 1945. Фото english.illinois.edu



Осака, 1945. Фото onlinemilitaryeducation.org

Помощь. Япония в течение 1947-1959 гг. получила американскую помощь на сумму около $4,6 млрд. После 1949 года выручка зачислялась на спецсчет, который в начале 50-х был использован для восстановления промышленности и инфраструктуры. Позже эти средства были возвращены США.



Фото mofa.go.jp

Антикризисные меры. Был начат демонтаж военных заводов. Безработица достигла почти 10 млн. человек. Резко усилилась инфляция. Была введена процедура банкротства, заморожены цены и зарплата, восстановлен госконтроль над ключевыми отраслями. Важно, что приоритетным производствам через специальную госкомпанию выделялись льготные кредиты на восстановление.

Ужесточили трудовое законодательство. Как отмечают Пивоваров и Максимцев, реформы проводились в условиях, по сути, диктатуры: к саботажникам применялась конфискация имущества, штрафы и тюремное заключение. В ответ на массовые забастовки 1946-1948 ограничили права на протесты, начались массовые аресты, полицейские применили пулеметы, привлекли американские танки.



Японская полиция при поддержке американских войск, танков и самолетов, окружив киностудию в Тохо, вынудила бастующих рабочих разойтись. Фото ocw.mit.edu



В результате массовых протестов против американского военного присутствия в Токио 1 мая 1952-го года (известен как "кровавый день мая") погибло два демонстранта и более 2 тыс. были ранены, 22 из которых получили огнестрельные ранения. Фото ocw.mit.edu

Штаб оккупационных войск создал в Японии широкую шпионскую сеть. Репрессии коснулись "лиц, которые принимали активное участие в продвижении милитаризма и воинствующего национализма". Из госорганизаций и частных компаний было уволено около 200 тыс. человек.



С началом холодной войны в 1948 году все резко поменялось – все, что укрепляло антисоветские позиции, стало правильным, даже японский крайний национализм. К началу 1950 года прошла первая волна "чистки красных". Было уволено 17-20 тыс. человек. По словам Каплана и Дубро, ЦРУ широко финансировало ультранационалистические группировки и банды якудза. Профсоюзных лидеров, социалистов и коммунистов похищали, запугивали, избивали и убивали. Многих посадили в тюрьму по сфабрикованным обвинениям.



На кадре кинохроники – момент убийства секретаря Социалистической партии Японии Асанума Инэдзиро во время митинга в 1960 году.



Акция протеста 1960 год. Фото ocw.mit.edu

Опасаясь советского влияния, американцы старались максимально поддержать правые консервативные партии. В итоге в 1955 году путем объединения была создана Либерально-демократическая партия. Эта политическая сила, выражавшая интересы крупного бизнеса, бессменно правила 38 лет.

Еще раз подтверждаем тот факт, что политическая стабильность и последовательность реформ один из важных факторов для ускорения экономического роста. Но реформы не проходят без социальных конфликтов, а возможность их избегать часто стоит очень дорого.



Логотип Либерально-демократической партии Японии

Аграрная реформа. Крупное помещичье землевладение в голодной стране также стало мощным катализатором лево-радикальных настроений. Уже в декабре 1945-го обсуждался проект первой аграрной реформы, которая провалилась из-за противодействия влиятельных латифундистов. Автором второй реформы называют выходца с Украины и эксперта Минсельхоза США Вольфа Ладежинского. Он использовал опыт Петра Столыпина. Цели были одинаковы – снять социальную напряженность и обеспечить развитие сельского хозяйства. Сломать сопротивление в парламенте удалось при поддержке населения и жесткой позиции оккупационной администрации.

В ходе второй реформы (1946-1950 гг.) около 75-80% всех сельхоз земель были выкуплены у бывших владельцев и проданы крестьянам по доступным ценам. Инфляция минимизировала затраты государства. Была не только решена проблема голода, но и получена поддержка большинства сельского населения, ведь в довоенной Японии преобладали мелкие крестьянские хозяйства, которые арендовали землю на кабальных условиях у небольшого количества крупных владельцев. И арендная плата составляла 50-70% от урожая!

Реформа оказала огромное влияние на всю экономику. Село оттянуло на себя до половины занятого населения, количество собственников в деревне возросло на 77%. Явно улучшилась эффективность сельского хозяйства.

Важную роль сыграли процедуры. Мировой опыт многократно доказал: успех и поражение реформ всегда кроются в деталях, за которые сражаются группы интересов. Лишь при наличии четких механизмов, не допускающих двойного толкования (при достаточных рычагах принуждения и пропаганды), реформы будут результативны. Для Украины этот опыт особенно ценен, т.к. в условиях все нарастающего дефицита продовольствия в мире она просто обязана качественно провести аграрную реформу для кардинального повышения эффективности своего АПК.



Фото crosscurrents.hawaii.edu

Демонополизация по-японски. До войны в японской экономике господствовали семейные промышленно-торговые концерны ("дзайбацу"). В 1947 г. девять концернов контролировали треть экономики. "Мицуи" и "Мицубиси" содержали две главные политические партии.

К осени 1947 г. 42 крупные корпорации (с 26 дочерними) были распущены. Их оценили в ценах 1945 г. (заведомо занижено). Размещение их акций началось в 1948 г. Приоритет был у работников самой компании и жителей той местности, в которой она действовала. Для недопущения прежней концентрации физлицам запрещалось покупать более 1%. Достаточно быстро запреты отменили, но к 1950 г. уже было продано 42,7% акций. Для ускорения реформы создали специальное образовательное движение. На покупку акций разрешили использовать замороженные депозиты, а также давали кредиты, которые могли покрывать до 70% стоимости покупки.

Как пишет Елена Леонтьева, в корпоративном секторе произошла революция. После роспуска "дзайбацу" и земельной реформы в Японии почти исчезли большие личные состояния. В 1951 году 57% акций оказалось в собственности граждан, 27,5% – банков, 13,8% – промпредприятий, 1,8% – у государства. По словам Дружинина, изменился не только костяк японской промышленности, но и вся система корпоративного управления, рынок ценных бумаг, усилилась роль банков, произошло перераспределение экономической власти внутри японской элиты. Возможность приобретать акции направила сбережения граждан в реальный сектор, снизила инфляцию.

Но демонополизация быстро закончилась, когда главной целью стало укрепление промышленности для поддержки американских военных планов. Оккупационная администрация и японский минфин не могли контролировать тысячи компаний. В результате множество мелких фирм очень быстро опять сгруппировались. На месте дзайбацу тут же появилась аналогичная система – "кейрецу" (буквально – "ряд", "система", "дочерний"). Сергей Голубицкий: "Главное отличие кейрецу – замена формального подчинения через общий холдинг на неформальное, через скрытую систему взаимных финансовых обязательств. На бумаге фирмы-члены кейрецу выглядели вполне самостоятельными, однако, в действительности остались структурами, четко согласующими свои действия". Несколько десятков разнопрофильных фирм стали образовывать чаще всего универсальные многоотраслевые концерны (обычно с большим удельным весом предприятий тяжелой и химической промышленности). Высокая конкурентоспособность японских кэйрецу в значительной мере определялась долговременными связями между отдельными фирмами, часто с перекрестным субсидированием. В итоге в Японии снова сложились мощные ФПГ, во главе каждой из которых встал крупный частный банк. Концентрация оказалась очень высока. По данным Лидии Красавиной, в 1972 г. 80% всех акций принадлежало лишь 4,6% владельцам. Кэйрецу/сюданы стали многослойными, но весьма гибкими структурами, что обусловило их относительную эффективность. К концу века из 100 крупнейших промышленных фирм Японии около 70-ти являлись членами той или иной ФПГ.



Структура кейрецу Мицуи. wtec.org/

Сегодня в условиях ВТО в мире сложно конкурировать с транснациональными корпорациями, поэтому Украина должна была стимулировать своих "олигархов" к вертикальной и горизонтальной интеграции для получения возможности конкурировать на мировых рынках.

Плацдарм для США. С началом Корейской войны большинство военных заводов, которые планировалось демонтировать, были возвращены дзайбацу. "Это стало фундаментом "экономического чуда" Японии", – пишет Надежда Бородулина. По ее данным, военные поставки Штатам в годы войны в Корее составляли 65% японского экспорта. По данным Роланда Долана и Роберта Вордена, заказы США достигли своего пика в 1953 году – 7% японского ВВП. Бывший премьер Японии Ясухиро Накасонэ: "Корейская война и вливание средств в японскую экономику было таким же важным, как и молоко для младенца". Объем американских военных заказов в 1950-1954 гг. достиг, по разным данным, от $3 до $4,1 млрд. (в сегодняшних ценах – почти $40 млрд.). В период корейской и вьетнамской войн на американские военные заказы приходилось от четверти до трети валютных поступлений Японии. Уже в 1951 году Япония достигла довоенного уровня промпроизводства. К 1964 году его объём вырос в 4,3 раза.



Для ВМС США, порт Сасебо, хорошо оборудованный для стоянки и технического обслуживания любых кораблей, был идеальным местом – ближе к месту военный действий в Корее не было ни одного сопоставимого порта.

"Линия Доджа" – "шоковая терапия". В 1948 году дотации японским металлургам превысили 5% госбюджета. Правительство совместно с оккупационным штабом разработало ряд мер, направленных на расширение экспорта дешевых (благодаря низкой зарплате) японских товаров и импорта дорогих американских.

В 1949 году США прислали оккупационной администрации план стабилизации японской экономики. Японскому правительству поручалось: 1) сбалансировать бюджет; 2) увеличить сбор налогов; 3) ограничить выдачу ссуд; 4) заморозить зарплату; 5) установить контроль над ценами; 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой; 7) улучшить систему снабжения для расширения экспорта; 8) расширить производство важнейших видов местного сырья и товаров; 9) улучшить поставки продовольствия. Указывалось, что план должен быть осуществлен для "установления единого валютного курса". Реализовывать план прибыл соавтор денежной реформы в Германии, банкир Додж. Бюджет на 1949 год стал бездефицитным и "сбалансированным". Все долги правительство должно было погасить в течение года, а новые – не создавать. Были созданы спецсчета, куда бы перечислялись средства от продажи населению американской помощи, ранее зачислявшиеся в доходы госбюджета. Эти средства направлялись на погашение долгов и на наиболее важные капиталовложения. Установили единый валютный курс в 360 иен за доллар. Ситуация усложнилась для мелких и средних предприятий, а крупные все еще получали компенсации убытков от импорта. Если учесть, что 70% импорта составляли американские товары, то логика оккупационной администрации была проста: за счет японских налогоплательщиков и не в ущерб крупной промышленности стимулировать ее покупать продукцию из США.

Результат "шоковой терапии": серия банкротств и рост безработицы. Но она была перекрыта ростом занятости в сельском хозяйстве и торговле. Раньше дефицит бюджета покрывали за счет эмиссии, и цены с 1945 по 1951 год выросли почти в 100 раз. Теперь инфляция была снижена, отменен ряд фиксированных цен и карточная система. Провели сокращение госаппарата.



Фото library.osu.edu

Планирование и активная промышленная политика. В результате феноменальных экономических успехов 60-х, когда Япония по темпам роста обогнала Великобританию, США Францию, ФРГ и даже СССР, ее стали называть "Корпорация Япония" ("Japan Inc."). Это был намек на сращивание государства и бизнеса. Нобелевский лауреат Пол Кругман: "Рост экономики, по крайней мере, частично, определялся стратегическими решениями правительства, благодаря чему банковские займы и импортные лицензии текли рекой к привилегированным отраслям и фирмам". Польский профессор Богдан Глиньский: "50-е, 60-е и 70-е – три десятилетия соединения рыночной экономики с плановой – можно считать классическим вариантом "третьего пути" между капитализмом и социализмом. Оказалось, что такой синтез дает хорошие результаты".

Особенностью японских пятилетних и семилетних планов стало то, что планирование рассматривалось скорее как способ проанализировать прошлые ошибки. Япония доказала, что государство способно изменить структуру экономики в приемлемые сроки.

При японском правительстве был создан Экономический совет, в который вошли три десятка крупных бизнесменов, ученых и представителей профсоюзов. Он стал площадкой для обсуждения программ правительства и поиска компромиссов между разными группами влияния. Госпрограммы стали основой для бизнес-планирования.

Началось широкое субсидирование экспорта. В 1952 г. был принят закон, разрешавший экспортные картели. Импорт строго ограничивался – лицензии выдавались преимущественно на закупку технологий, оборудования или сырья для модернизации промышленности. На модернизацию предприятия получали льготы. Государственные средства широко выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.

Еще один механизм поддержки приоритетных отраслей – госзаказ. Николай Тебин приводит пример японского судостроения. Именно благодаря госзаказу и лизингу под низкие проценты Япония потеснила Битанию с первого места по ежегодному тоннажу вновь построенных судов уже в 1956 году. Госзаказы как важное средство развития сохранялись до конца 1970-х.

Начав фактически с ручного труда, Япония к 90-м годам обзавелась собственной мощной научно-технической базой и стала ведущим мировым экспортером капитала.

Пол Кругман: "Японское правительство целенаправленно занималось "стратегическими" отраслями, чтобы те могли выступать в качестве двигателей роста. Частный сектор действовал, ориентируясь на эти отрасли...В этом списке были сталь, автомобили, видеомагнитофоны, полупроводники, а вскоре – и компьютеры, и самолеты".

Закрытость для иностранного капитала. Феноменальный экономический рост в Японии в 1953-1970-х состоялся практически без иностранных инвестиций – до 90-х их доля в валовых капвложениях не превысила 4%.



Налоговые стимулы. В 50-х одним из результатов реформ стала высокая норма сбережений по отношению к ВВП. И японцы держали свои накопления в банках. Это способствовало концентрации внутренних ресурсов для развития экономики. Несмотря на рост ставки личного подоходного налога, ее реальное бремя постоянно снижалось благодаря существенному повышению уровня доходов, к которым эти ставки применялись. В 1955-1959 годах доходы от процентов по вкладам были освобождены от налога. В 1955 году налог на дивиденды уменьшили с 15% до 10% и увеличили льготный порог до 30%.

В 1955 году верхнюю ставку налога на прибыль уменьшили до 40% для крупных фирм (прибыль свыше 500 тыс. иен) и до 35% для меньших (прибыль менее 500 тыс. иен.). А в 1958 году – соответственно до 38% и до 33%. Относительно высокие ставки не должны вводить в заблуждение: был введен комплекс налоговых стимулов. К примеру, повышение норм амортизации, что на самом деле более эффективно, чем сокращение самой ставки налога на прибыль. Снижение ставки скорее поощряет распределение прибыли среди акционеров. В итоге, по данным Рютаро Комия, уровень расходов на исследования в области средств производства в обрабатывающей промышленности увеличился с 4,7% в 1957 году до 8,1% в 1960 году.

Еще один механизм - внедрение системы резервных фондов. Их смысл был одинаков – перевод части активов в категорию издержек для облегчения налогового бремени. К концу 60-х их было более 25 видов – по разным правительственным приоритетам. С 1950 по 1954 масштабы их применения увеличились в 30 раз.

По словам Рютаро Комия, самой важной стала "Система вычета доходов от экспорта" (1953 г.), разработанная по образцу ФРГ, которая также уменьшала налогооблагаемую прибыль. Система дала возможность экспортным посредникам вычесть из своего дохода 1% от стоимости экспортных операций. Производителям, которые сами экспортировали свои товары, позволялось вычесть 3% от общей выручки.

В 1957 позволили делать дополнительные вычеты тем экспортерам, которые превысили собственные объемы экспорта прошлого года на 150% (1,5% для дилеров; 4,5% для производителей; 7,5% для экспортеров оборудования). В 1959 году корпорации получили дополнительную возможность списать 50% от дохода (не более 50% от чистого дохода) от экспорта технологий.

Согласно исследованию правительства Токио, в 1974 году общие налоговые льготы составили 23,6% от фактически заплаченных объемов налога на прибыль. И японские товары стремительно завоевывали рынки США и Западной Европы.



Фотоаппарат фирмы Nikon, выпущенный в 1948 году. Фото designmiami.com

Подчеркнем, что японское правительство в это период опиралось главным образом на серию "особых" мер, а не на общее снижение налоговых ставок. Сигето Цуру делает вывод, что в период ускоренного экономического роста, "налоговое бремя на промышленные корпорации Японии было легче, чем в других промышленно развитых странах". По его данным, с точки зрения доли в ВВП, в 1972 году налоговые поступления в Японии составили 21,1%, по сравнению с 45,7% в Норвегии, 36% в ФРГ, 35,8% во Франции, 34,7% в Великобритании и 28,1% в США. По данным Минфина Украины, в последние 5-7 лет этот показатель в нашей стране колебался от 41,9 до 44,6%. Правда, это без учета теневой экономики.

По мнению Цуру, главными факторами, позволившими Японии снизить налоговую нагрузку на бизнес, стали, небольшие расходы на оборону, и возможность правительства не увеличивать расходы на социальную защиту населения до уровня других развитых государств.

Во многих странах налоговые льготы для корпораций сталкиваются с ожесточенным сопротивлением политиков-популистов. В современной Украине подобные упреки можно слышать даже от вполне либеральных экспертов. Японская элита смогла защитить льготы для корпораций от противопоставления их благополучию рабочих. Это можно пояснить тем, что собственность была частично отделена от менеджмента компаний, который был больше озабочен будущим ростом фирмы, а не сиюминутным распределением прибыли. В свою очередь рост корпораций положительно влиял и на доходы населения.

Способности правящего класса убедить народ вкладывать в будущее развитие и создать условия, когда он готов отказаться от популистских миражей, пока очень не хватает Украине.

Японское трудолюбие выковывалось веками. Чтобы выжить в суровых природных условиях японцы должны были постоянно трудиться, причем обязательно в составе группы. И после ужасов войны несколько десятилетий жители Японии довольствовались малым ради стабильности и постоянного развития. В итоге до конца 70-х Япония была практически единственной среди промышленно развитых государств страной с дешевой рабочей силой, что также стало составляющей японского "экономического чуда".



Выводы. Конечно, положение Украины отличается от послевоенного положения Германии и Японии. Во-первых, сегодня мир пребывает в начале трансформационного кризиса. Подобные кризисы как раз и заканчивались в прошлом веке двумя мировыми войнами. Япония и Германия восстанавливались в начале длинного экономического цикла, когда в большинстве стран капиталистического мира наблюдался относительно ускоренный рост. Проще говоря, вокруг было много растущих рынков. Во-вторых, их сознательно тянули вверх США. И не только как богатый рынок, но и как "политический покровитель". В-третьих, в Германии и Японии тогда был значительный демографический рост. В-четвертых, качество нашей управленческой элиты, по правде сказать, хуже. И, в-пятых, в мире ВТО так защищать свой внутренний рынок и субсидировать приоритетные отрасли нам уже никто не даст. И даже новая "холодная война" этого не изменит.

Но мы не должны сидеть, сложа руки. Мы просто обязаны использовать этот опыт.

Чому кремль воює з нашою Формулою миру

Останні місяці спостерігається значна активізація російської пропаганди в Україні та світі. Один з напрямів атак – українська Формула миру. Саме тому соромно, коли освічені українці дозволяють собі безпідставну публічну критику цієї нашої стратегічної ініціативи...

Що кожний з нас робить для перемоги. Журналістам, блогерам та ЛОМам.

Якщо навіть взяти позитивний сценарій, то до перемоги нам воювати ще мінімум рік. А може бути – й 3-5 років. Але цей текст – не про прогнози...

По поводу Невзорова и ''хороших русских'': всегда помните о наших главных целях

Прошу, уймите эмоции! Чтобы быть эффективными, давайте включим разум и поговорим спокойно. 1. Сегодня нам нужно побеждать и использовать для этого любые возможности...

Санкции против России и конец путинского режима: что происходит и чего ждать дальше

Россия превращается в резервацию Каждый день ми видим постепенное нарастание катастрофы путинской России. Своими действиями кремлевский фюрер не просто уничтожит собственную армию и миф о ней...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...