Реформа финансового сектора – условие для развития
Украина продолжает выходить из одного из самых глубоких финансово-банковских кризисов в мире за последние пол столетия. Но по итогам двух последних лет вынужден констатировать: реформа финансового сектора фактически провалена.
Материал написан специально для сайта mind.kiev.ua (укр.)
Мы уже потеряли более половины банковской системы (более 90 банков). Для сравнения: после Азиатского кризиса 1997 года Япония за последующие 5-7 лет закрыла всего несколько банков, а реорганизовано было – не более полутора десятков. Все действия властей были направлены на сохранность средств граждан и бизнеса. Государство активно помогало банкам остаться на плаву. Чтобы избежать паники в определенный момент даже ввели полное гарантирование вкладов. А потом правительство выкупало "плохие" кредиты у банков в обмен на пакеты их акций.
У нас же предприятия и граждане безвозвратно потеряли несколько сотен миллиардов гривен. Нанесен огромный удар экономике. Доверие к системе мы будем возвращать не одно десятилетие.
За подобные банковские кризисы нации обычно платят дорого. Исходя из оценки МВФ, затраты ряда стран превысили 20% ВВП (Аргентина 1980; Чили 1982; Венесуэла 1994; Мексика 1995; Таиланд 1997; Индонезия 1997). Согласно отчету Каприо и Клингбель, еще дороже обошелся выход из кризиса Аргентине в 1980 году – около 55% ВВП.
Недавно Совет Национального банка Украины представил промежуточную оценку. Прямые затраты нашего госбюджета уже составили 14% от ВВП, а общие потери экономики – 38%.
И это далеко не конец. Затраты Украины будут значительно большими.
Элита нашей страны не понимает в какой плохой ситуации мы оказались. Я имею право так утверждать, ведь, как консультант главы финансового парламентского комитета, слежу за ней очень внимательно.
Какие бы сказки в правительстве не рассказывали обществу, в перспективе нескольких лет без помощи банковскому сектору никакого приличного роста не будет. А без серьезной перестройки всей финансовой системы под задачи экономического развития можно забыть о повышении жизненного уровня граждан на несколько десятилетий.
У нас уже мало шансов вырваться из бедности – мир быстро идет вперед. Частично это показано в последней статье Алексея Жмеренецкого.
И меня это не устраивает.
Услышьте: без системных реформ, в том числе, финансовых, беднее станем не только мы с вами, но и наши дети и внуки. Правильно развитый финансовый сектор, конечно, далеко не единственное условие. Но необычайно важное. Я бы его включил в топ-5 условий для роста.
Чтобы понять глубину ямы, в которую продолжает сползать Украина, нужно смотреть на ситуацию со стороны. В перспективе нескольких десятилетий. Стыдно, но мы все еще находимся на уровне примерно 65% от объема нашей же экономики последнего советского года (1990).
И теперь после падения за 2014-2015 на 17% рост на 1-2,5% можно считать провалом. Такими темпами мы достигнем уровня 2013 года в лучшем случае в 2020-ом. А если будет новый виток кризиса?
Ключевая наша проблема – технологическая деградация экономики. Доля "сложных" товаров в экспорте продолжает уменьшаться. Мы все больше продаем сырье – примитивный металл, химию и сельхозпродукцию и все меньше сложных машин и оборудования. Это означает все большую зависимость от колебаний мировых цен на сырьевые товары, все более глубокие кризисы и все большую бедность. Поэтому ключевой целью всех органов власти должен быть не просто экономический рост, но также изменение структуры экономики в сторону развития собственных технологий и производства сложных товаров и услуг. Ужасно, но такой ключевой задачи нет почти ни в одном государственном стратегическом документе.
Именно поэтому по инициативе главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергея Рыбалка мы с большой группой экспертов организовали написание и широкое экспертное обсуждение проекта Стратегии развития банковской системы до 2020 года. К его доработке подключились полтора десятка экономических институтов. Мы подробно расписали с цифрами и графиками ключевые ошибки власти и предложили системные пути для выхода из кризиса и перестройки финансовой системы для реализации промышленной политики страны.
"Плохие долги".
Спросите у любого международного эксперта о подобных кризисах. Чем быстрее власть поможет банкам снизить уровень проблемных кредитов, тем быстрее возобновится экономический рост. Это ключевая проблема, на решение которой разные государства тратили наибольшие усилия. Всегда банки стараются скрыть реальное положение дел, а задача государства – заставить их показать все, и помочь избавиться от проблемных активов.
Об этом вам скажет и легендарный финансист Энгин Акчакоча, который занимался выводом Турции из подобного кризиса, а сейчас является главой набсовета "Приватбанка".
Это подтвердит и уважаемый японский банкир Масару Танака, который работал в центробанке Японии, консультировал банки ряда стран, а сейчас – Минфин Украины.
У нас уже в этом году зафиксирован рекордный уровень проблемных банковских кредитов – 57%. И он не уменьшается. Т.е. Нацбанк чистил-чистил два с половиной года систему, а ситуация в оставшихся банках в этом смысле не улучшилась.
Когда банки переполнены неработающими займами, они не могут и не хотят выдавать новые кредиты. Это же зеркально касается и предприятий. Когда из-за потери спроса на ваши товары вы уже не можете тянуть существующий кредит, вы точно не пойдете за новым и не будете перестраивать производство.
Это заставляет банки держать огромные резервы и перекладывать убытки по неработающим займам на плечи добросовестных заемщиков. Когда НБУ и некоторые эксперты успокаивают себя и общество якобы снижением рисков и ростом операционных доходов банков в этом году, это сиюминутный подход. Эти доходы никак не связаны с реальной экономикой. Реляции про "покращення" мы уже проходили. Мы снова хотим себя обмануть? А если посмотреть на систему в разрезе пяти будущих лет? А если вспомнить цикличность колебаний на сырьевые товары и будущую череду украинских выборов?
Чистка привела к укрупнению. Нацеленность НБУ на уничтожение мелких и средних банков с украинским капиталом, на самом деле, только увеличивает риски. Большой шкаф громче падает. Пример "Приватбанка", который невозможно было не спасти за счет всех граждан, должен хоть чему-то научить.
Япония долго тянула со своими зомби-банками. В результате 90-е годы назвали "потерянным десятилетием". В то же время, Турция и Южная Корея справились с этой проблемой относительно быстро и тут же возобновили развитие.
Если говорить упрощенно, то все страны использовали два направления действий: санация банков и поддержка их должников. В чем главная сложность и ошибка? Когда госбюджет платит за плохие кредиты, остальные заемщики перестают платить, а банку выгодно все повесить на плечи налогоплательщиков. Поэтому те страны, где изначально ввели стимулы, чтобы банки сами были максимально заинтересованы избавляться от плохих долгов, показали наилучшие результаты. Для Украины, где все построено на коррупции, решать эту проблему невероятно сложно. Но надо!
Именно поэтому необычайно удивительно, что этой теме власть до сих пор уделяла минимальное внимание. Если бы не МВФ с условной "плеткой и "Приватбанк"... Но отдельные меры не спасут. Важно очистить всю систему.
То, что у политиков вообще нет понимания всего ужаса нашего положения говорят ряд вещей.
Посмотрите на коалиционное соглашение, подписанное этим составом правящего большинства в конце 2014 года. Там вообще нет глубочайшего банковского кризиса.
В комплексной государственной программе развития финансового сектора проблема "плохих" кредитов упоминается, но нет никаких мер по ее решению. О главной цели – создании условий для дешевого долгосрочного инвестиционного кредитования – вообще не говорится. Конечно, там много полезных мелочей. Но нет главного. И это огромная проблема. Если вы ставите не ту цель, вы получите не те результаты.
Под давлением международных финансовых организаций Минфин таки за полтора года подготовил законопроект о финансовой реструктуризации. После кардинальной доработки в комитете парламент его принял летом 2016-го. Это дополнительная возможность банкам договорится с некоторыми еще "живыми" заемщиками о внесудебной реструктуризации кредитов. Чтобы не банкротить и дать выжить украинским предприятиям. Но это капля в море. Закон поможет пролонгировать не более 7-10% "сложных" кредитов.
В самый разгар кризиса (в начале 2015 года) профильный комитет собрал на парламентские слушания лучших украинских и иностранных специалистов. К подготовке доклада главы финансового комитета мы привлекли международную экспертную организацию и провели небольшой анализ подобных кризисов в других странах. И уже тогда мы говорили о необходимости создания агентства по управлению плохими активами. К сожалению, о такой возможности в Минфине заговорили только сейчас. 2,5 года потеряно.
Судьба реформы.
Кроме решения тактической проблемы очистки системы, нужно менять правила так, чтобы минимизировать риски подобных кризисов в будущем. И развивать финансовую систему, настраивая ее на нужды промышленного роста.
За это время профильный комитет Верховной Рады разработал и рекомендовал депутатам десятки важных законопроектов. В том числе по развитию всех небанковских секторов финансового рынка. От страхования – до ломбардов. Но к сожалению, несмотря на титанические усилия отдельных депутатов и экспертов комитета финансовые дни в Раде постоянно проваливаются. Хотя глава комитета Сергей Рыбалка завалил руководство парламента письмами с требованиями включить в повестку дня комитетские законопроекты, они либо месяцами не попадают на рассмотрение, либо их ставят под вечер, когда в зале никого нет. Вообще в этом составе Рады с посещением очень плохо. Большинства нет, политические интересы хоронят даже самые простые законопроекты, где, казалось бы, не может быть никаких спорных вопросов. Глава профильного комитета, являясь представителем небольшой оппозиционной фракции, каждый раз убеждает фракции правящего большинства поддержать нужные отрасли проекты. И несмотря на их публичную поддержку слишком часто голосования оказываются провальными.
Когда власти нужно усилить свои полномочия, депутатов сгоняют в зал с помощью кнута и пряника. Но реальные реформы никому не нужны.
И тут – не только непонимание их важности.
К примеру, важнейший законопроект о защите прав кредиторов, который перекрывает часть лазеек, позволявших не возвращать кредиты, депутатский зал проваливал уже 3 раза. Это неудивительно, т.к. среди неплательщиков кредитов в Украине – крупные финансово-промышленные группы. И они тоже виноваты в развале банковской системы страны.
А, к примеру, базовый закон о страховании, который надо было обновить еще лет 10 назад, уже который созыв не могут даже внести в зал. Профильный комитет уже провел титаническую работу по его доработке и согласованию. Но есть простой способ его завалить – вносить все новые поправки. Их количество ко второму чтению уже превысило тысячу, а размер сравнительной таблицы – 500 страниц. Это делает физически невозможным принятие документа. Никто не будет тратить на его рассмотрение несколько сессионных дней.
Большей части рынка выгодно и дальше работать без цивилизованных правил – с регуляторами проще договориться под ковром.
А некоторым руководителям регуляторов удобно не успевать заметить выведение сотен миллиардов из системы, и в ручном режиме решать, кого казнить, а кого миловать.
А это означает, что последующие кризисы могут быть не менее острыми.
И чтобы сдвинуть финансовые реформы с мертвой точки, необходимо объединить усилия правительства, НБУ, парламента и других органов власти.
Ужасно слышать от образованных людей, мол, они не хотят платить за воров-банкиров или ошибки Нацбанка. Без здоровых и правильно настроенных банков никогда не будет нормальной экономики, а значит, пенсий, зарплат, армии, образования и здравоохранения. Это нужно всем нам.
Платить за прошлые вредные привычки в финансовой системе все равно придется еще очень дорого. Но чем быстрее мы проведем реформы, тем эта плата будет меньшей.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.