16 травня 2023, 11:10

Герои ПВО

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью с героями противовоздушной/противоракетной обороны: оператором расчета Stinger, Iris-T, NASAM, Patriot.

Полная версия интервью:



- ОПЕРАТОР STINGER: Мой напарник подает мне боевые ракеты. Мы готовимся к боевой работе.

- ПОПОВА: Как видите, мы сейчас находимся возле Humvee, которые перевозят Stinger и ребята расскажут как они работают здесь.

- ПОПОВА: Почему именно вы здесь? И что вас побудило пойти служить в ПВО?

- ОПЕРАТОР STINGER: На службе я уже четыре года на контракте. У меня военный брат работал и так же, как он, продолжаю военную службу в Вооруженных Силах Украины. Моя мотивация – у меня есть жена и дочь, у меня есть для чего здесь быть и оберегать небо Украины.

- ПОПОВА: Вы сами из Киевской области?

- ОПЕРАТОР STINGER: Да.

- ПОПОВА: Скажите, пожалуйста, на чем вы работаете?

- ОПЕРАТОР STINGER: Я работаю сейчас, как вам показал, на установке DMS Dual Mount Stinger. Две ракеты у нас. Сама установка наводится на тепловую энергию самолета, ракеты, беспилотника. Этой установкой я доволен, я хорошо на ней отработал и работаю дальше.

- ПОПОВА: С начала войны здесь, на Киевской области?

- ОПЕРАТОР STINGER: Да.

- ПОПОВА: Какие у вас достигнутые цели? Что вы сбили за это время?

- ОПЕРАТОР STINGER: За это время войны я сбил в Киевской области два самолета Су-25, два вертолета их К-52, так называемые "Аллигаторы", два беспилотника "Орлан". Потом нас перебросили на Харьковскую область. Я там сбил еще четыре беспилотника "Орлан". И потом, когда нас вернули в Киевскую область, защищать воздушное пространство, я сбил еще два "Шахида".

- ПОПОВА: Из Stinger вы сбиваете только "Шахиды" или ракеты тоже?

- ОПЕРАТОР STINGER: Да, есть тип ракет, которые мы можем сбивать (Х-22), кроме гиперзвуковых "Кинжалов". Поскольку наша ракета не развивает такую скорость.

- ПОПОВА: Вы показали нам как вы ищете, а как оно работает? Можете показать?

- ОПЕРАТОР STINGER: Так как вы видели прицел, а меня есть здесь кнопка "активации ракеты". Это ракета начинает вести в поиске цели. Если я цели нахожу – прицел и у меня в наушниках сигнал очень хороший, пищит постоянно. Я фиксирую, поднимаю установку, сигнал не пропадает. Я делаю пуск, жду три секунды, как ракета вышла, тогда все кнопки отпускаю.

- ПОПОВА: Какова эффективность вообще работы ППО в Киевской области?

- ОПЕРАТОР STINGER: В Киевской области 100%, а по всей Украине 88-90% сбивается всех воздушных целей.

- ПОПОВА: Спасибо.

- ПОПОВА: И вот так вы ездите?

- ОПЕРАТОР STINGER: Да.

- ПОПОВА: А как местные жители на вас реагируют?

- ОПЕРАТОР STINGER: Некоторые местные жители положительно. Иногда мы ночью выезжаем, то даже дачники, если слышат, что мы выехали и долго стоим, не выезжаем, то они нам выносят кофе, бутерброды делают. А есть такие, что бывает говорят: "Чего вы ездите?"

- ПОПОВА: В СБУ вас не сдавали?

- ОПЕРАТОР STINGER: Нет.

- ПОПОВА: Кто передал эту машину и эти Stinger?

- ОПЕРАТОР STINGER: Передала нам эти машины и Stinger Литва перед началом войны. Они нам провели короткий курс обучения (две недели). Мы его очень эффективно прошли, так как они очень хорошо объясняют, рассказывают, как и каждую деталь, если не понял, они еще раз тебе повторят, расскажут еще более подробно. И так мы очень эффективно научились, машины работают и очень хорошо работают.

- ПОПОВА: А это можно снимать или это какая-то тайная штука?

- ОПЕРАТОР STINGER: Это пульт управления системой "Стингер".

- ПОПОВА: То есть она не оттуда управляется просто как Javelin, а она здесь.

- ОПЕРАТОР STINGER: Здесь я подаю систему питания через кабели, могу управлять рацией, шлемом, так, чтобы я мог быть там, а водитель мой здесь и через шлемофон общаться между собой.

- ПОПОВА: Скажите, где было труднее работать, в Киевской области или в Харьковской области?

- ОПЕРАТОР STINGER: Было тяжело в начале, а потом с каждым днем привыкаешь к этому и становится легче и легче. Харьковская область для нас было очень легко, потому что мы уже в Киев прошли самое тяжелое.

- ПОПОВА: Вы в начале в Киевской области же не только на юге от Киева работали, а работали там, где были русские, я подозреваю?

- ОПЕРАТОР STINGER: Я выезжал на передовые позиции на этой машине, на сам "ноль". В бинокль я наблюдал, как ездят русские танки, как они через реку ходят, как у себя дома ходили, и тогда у них появились вертолеты.

- ПОПОВА: Это в районе Мощуна?

- ОПЕРАТОР STINGER: Да, в районе Мощуна я был на этой машине, мой водитель, и с нами еще четыре человека прикрывали нас в наступлении, если будет что-то. В первый же день я сделал два пуска из этой установки по вертолету. Первый вертолет я сбил. Они на два-три дня успокоились, не вылетали. На четвертый день они вылетели опять группой два вертолета. Первый вертолет я пропускал. Потому что, если я открою по первому вертолету огонь, другие увидят откуда был пуск и смогут отработать по мне. Я работал всегда по второму вертолету. И так я за неделю сбил два их вертолета и мне передали через программу, что мое боевое задание там выполнено и возвращаться на свое место. Я выполнил свою задачу, успешно вернулся. Я очень доволен.

- ПОПОВА: Спасибо за вашу работу.

Система IRIS-T

- ОПЕРАТОР IRIS-T: Данный комплекс надежно уничтожает воздушные цели, которые приближаются к нашей зоне ответственности. Операторы состоят из офицеров, обслуги локаторов и обслуги пусковых установок. После их развертывания сразу уходят в укрытие и наблюдают оттуда. Остается только обслуга, которая ведет боевую работу.

- ОПЕРАТОР IRIS-T: Что мы видим на нашем радаре? Мы можем делиться этой информацией на соседние, скажем так, зенитно-ракетные комплексы, и они уже по нашим данным могут обстреливать цель или другие цели. Ощущения от первых пусков, от первой работы достаточно впечатляющие.

- ОПЕРАТОР IRIS-T: В день первого применения комплекса были у всех очень большие впечатления, прежде всего вызванные тем, что все цели были сбиты.

- ОПЕРАТОР IRIS-T: IRIS-T проявил себя очень отлично. Вы и сами прекрасно видите показатели, что не одна вражеская воздушная цель не доходит до своего назначения.

- ПУТИН: Говорят Patriot могут туда поставить. Хорошо, пусть ставят. Мы пощелкаем и Patriot. Тогда нужно будет что-то вместо Patriot ставить, нужно разрабатывать новую систему. Это сложный длительный процесс. Все не так просто. Мы это учитываем, считаем тоже все, что они могут произвести, в какие сроки, как они могут подготовить персонал.

Система Patriot

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Наше подразделение было сформировано на базе 138-й зенитно-ракетной бригады из дивизионов С-300. Отбирали за счет боевого опыта, за счет выполнения боевых задач. Все довольны тем, что мы попали на учения на такой комплекс. Германия нас встретила хорошо. К нам было очень хорошее отношение.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Люди там открытые. Сначала, когда мы с ними познакомились, они нам дали некоторые рекомендации.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Уже через месяц, через полтора мы поняли друг друга на пальцах.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Обучение проходило довольно интенсивно, времени на отдых практически не было. Работали почти 24/7. Сначала свертывание-развертывание, затем включение, настройка комплекса, проведение боевой работы. Семь из семи дней в неделю мы работали на симуляторах, отрабатывали боевую работу.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Если брать, например, С-300, там больше она механическая идет, а комплекс Patriot более современный, более автоматизированный. По сравнению с С-300 у нас меньше действий нужно делать для того, чтобы работала она. Здесь нас обозначается адрес, то есть номер пусковой, каждой пусковой отдельно, а также, скажем так, голова. То есть выбирается номер батальона, номер взвода. Так как автомобиль может оставить пусковую установку, развернутую на земле и выехать, то есть остается только пусковая установка, генератор, который идет отдельно от автомобиля, и в принципе все. Мы можем безопасно выехать, забрать машину и отвести ее в укрытие, для того чтобы сохранить ее.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Боевых пусков у нас не было, были только пуски на симуляторах. Но учитывая уже наш опыт, мы, как можно больше, старались подогнать в целом к нашим боевым условиям. То есть скорость, параметры их движения, делали сценарий налета именно такие, которые нам нужны здесь. У нас был ночной выезд под конец нашего обучения. Нам вручили пакет примерно в два часа ночи. Через полчаса личный состав выехал на позицию, прибыл в пункт развертывания-свертывания. Развернулся, заступил на боевое дежурство, провел имитированные боевые пуски. Вообще срок обучения небольшой был. Мы справились с этим примерно за несколько месяцев. Ну, конечно, это комплекс сильно отличается от С-300. Здесь есть много таких функций, которые на С-300 недоступны. Здесь большая дальность пуска. Есть возможность работы по баллистике, большая возможность работы по основным задачам. Можно подобрать под каждый вид стрельбы свою ракету. Это намного упрощает возможность выполнения боевой задачи.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Хочется показать в первую очередь, как оно работает и что не зря мы туда ездили и овладели этой техникой, чтобы люди знали, что они под защитой, небо под защитой.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: О какой первой цели вы мечтаете?

- ОПЕРАТОР PATRIOT: Самолет Су-35, который бросает управляемые авиабомбы.

- ОПЕРАТОР PATRIOT: В чем плюс этого комплекса, это возможность зарядки одной пусковой различными типами ракет. Это значительно упрощает обстрелы различных видов целей в напряженных боевых действиях при задействовании противником различных типов ракет. То есть на одном пуске можно зарядить ракеты, которые будут работать по баллистике, по аэродинамике. Так можно быстрее приступить к выполнению боевых задач.

ЗРК NASAMS

- ОПЕРАТОР NASAMS: Командир бригады позвонил, сказал, что поеду учиться за границу на NASAMS. Принято. Команда уже была собрана, все, вперед. Хорошо, что очень много поехало молодых офицеров. Была мечта служить на каком-то более совершенном зенитно-ракетном комплексе, чем С-300. Это уже старая техника, которая доживает свое. Запчастей нет. Техника работает на энтузиазме инженерно-технического состава каждого подразделения.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Мы делаем все для того, чтобы на вооружении зенитно-ракетной бригады были зенитно-ракетные комплексы нового поколения. На перспективу я вижу, что мы впервые в этой бригаде откажемся от использования зенитно-ракетных комплексов старого парка. Я думаю, в ближайшее время зенитно-ракетная бригада будет вооружена всеми новейшими комплексами, которые будут в Украине.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Это, обычный радар, но он усовершенствован. В нем находится компьютер, он и оказывается пультом управления, а также на нем сразу расчет может видеть воздушную обстановку. Здесь гораздо все проще, надежнее.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Мы видим всю обстановку, наблюдаем на локаторе вылет низколетящих целей. Работаем в семи различных режимах.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Все зависит от эффективной площади рассеивания. То есть размер самолета, скажем так, блестящие точки по радиолокации. До 120 км мы видели цели.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Находимся в пункте боевого управления зенитно-ракетного комплекса NASAMS. На этих рабочих местах находится боевая обслуга, которая заступает на сутки, и она непосредственно ведет боевые действия под руководством командира подразделения. Находится воздушная обстановка, все происходит очень быстро, нажимается на цель. Просто элементарно или пальцами экран сенсорный, или курсором мыши. Офицер боевого управления отдает приказ, порядок обстрела цели. Это режимы ведения боевых действий. Офицер нажимает эту кнопочку и может выходить отсюда. Все, что будет в этом секторе, все будет уничтожаться автоматически.

- ОПЕРАТОР NASAMS: Это пусковая установка Canister Launcher. Шесть ракет AMRAAM AIM-120. Данная пусковая установка уже уничтожила шесть крылатых ракет. То есть она у нас самая боевая. Вот данная надпись. На радаре нам оставили наши коллеги, которые нас обучали. Пожелания написали и поставили свои подписи, когда мы уже прощались с ними. Спасибо американским друзьям, которые предоставили нам данный зенитный ракетный комплекс. Также зенитные ракетные комплексы IRIS-T, которые вместе с NASAMS станут основой зенитно-ракетного прикрытия Украины.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ? (ч.3)

Третя частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Екс-редактор "Спутнік Литва" – як працює пропаганда РФ?

Друга частина програми "Хроніки війни", у якій Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Інсайдерський погляд: Як Кремль формує свої наративи через молодь і медіа

У "Хроніках війни" Тетяна Попова записала інтерв'ю з Маратом Касемом – колишнім головним редактором "Sputnik Литва", що входить до групи "Sputnik"...

Герои ПВО

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью с героями противовоздушной/противоракетной обороны: оператором расчета Stinger, Iris-T, NASAM, Patriot...

Игнат: Путин врал о несокрушимости "Кинжалах"

В "Хрониках войны" Татьяна Попова записала интервью со спикером ВС ВСУ Юрием Игнатом, мэром Владимиром Кличко и экспертами Института судебных экспертиз...

Артилерія під Бахмутом

Тетяна Попова для "Хронік війни" записала інтерв'ю з артилеристами 80-ї ОДШБ.  Відео версія інтерв'ю з артилеристами тут:  Повна версія роботи з 80-ї ОДШБ в четвер в "Раді Нацбезпеки" на Islnd...